|
"Амбарная книга" президента Путина
Николай Сергеевич Леонов
Прошел еще один год пребывания В.В. ПУТИНА на посту президента России. Третий по счету. Сколько их еще будет, одному Богу известно. Наша же задача - давать по мере наших сил и способностей качественную оценку уходящим в историю годовым отрезкам президентской деятельности.
Вспоминается приход в высшую власть тогда еще малоизвестного чиновника, Боже мой, сколько эйфории и радужных надежд породила в обществе смена первого лица в России!! Молодой, складно говорящий даже без бумажки, православный человек, к тому же прошедший худо-бедно школу разведки, оглядывающийся на пример Петра Великого как на ориентир не мог не захватить воображение большинства соотечественников. Да и я, стреляный воробей, тоже оказался в плену обаяния нового президента. Но, слава Богу, плен был недолгим. Многолетняя профессиональная привычка судить людей не по их словам, а по их делам, сделала свое оздоровительное дело. Я просмотрел две свои предыдущие статьи, которые под такими же названиями были опубликованы в нашем журнале, и увидел, как заметно усыхал мой оптимизм и энтузиазм под давлением суровой действительности и неотразимых фактов.
Ушедший год можно смело назвать годом испарившихся надежд, годом несбывшихся ожиданий, если хотите, годом окончательного разочарования. Теперь уже никто не задается вопросом: "Кто Вы, господин Путин?". Ни олигархи, поначалу изрядно сдрейфившие под потоком государственнической риторики Владимира Владимировича, ни простые люди с улицы, которым очень хотелось, чтобы Россия решительно порвала с ельцинским наследованием. Все успокоились. Одни от того, что у них ничего не отберут, а другие от того, что им не на что больше рассчитывать. Россия осталась ельцинской! В.В. Путин только подкрасил фасад, залатал кое-где наиболее безобразные дыры, слегка подремонтировал крышу. Но и этого оказалось вполне достаточно, чтобы сохранить то, что называется "политической стабильностью". Но эта стабильность отражает не общественное согласие, характерное для развитых стран Запада, а глубокую апатию основных слоев российского общества, разуверившихся в возможности достойно жить когда-либо в свободном демократическом государстве и такую же глубокую уверенность финансово-олигархической верхушки в незыблемости своих позиций. Деморализованное, раздавленное нищетой большинство народа, потерявшее веру как в правительство, так и в оппозицию, либо перестает ходить на бесполезные для людей выборы, либо голосует "против всех". Углубляющееся вымирание России, алкогольное самоубийство, триумфальное шествие по русской земле наркомании и хронических болезней - трагическое следствие такой "стабилизации".
Общие показатели экономики страны внешне выглядят пристойными. Золотовалютные резервы, которые в начале пребывания на посту президента В.В. Путина составляли около 20 млрд. долларов, теперь приближаются к 45 млрд. долларов. Где-то на уровне 3,5-4,5% ожидается рост ВВП в 2002 г. (данные Госкомстата будут известны чуть позже). В прошлом году был собран рекордный урожай зерновых. Пока устойчиво растет экспорт не только нефти и газа, но и вооружений - единственной не сырьевой составляющей нашей внешней торговли. Рубль тощает на глазах, но такими темпами, которые не пугают нашего обывателя, привыкшего к катастрофическим финансовым обвалам. Потребительский рынок насыщен, правда, в основном импортными товарами. Впору запеть: "Все хорошо, прекрасная маркиза...", за исключением пустяка. Россия остается страной, смертельно, опасно зависящей от экспорта энергетического сырья. Ее внешнее благополучие может рухнуть в одночасье. Самоуверенный бархатный баритон премьер-министра завтра может смениться жалобным овечьим блеяньем по поводу "неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках". Россия нынешняя является вторым в мире экспортером нефти, ежедневно по трубопроводам и танкерами мы отправляем на Запад 5,4 млн. баррелей нефти. Цена на нефть (слава Богу!) весь год держалась в пределах от 22 до 28 долларов за баррель, в то время как доходная часть бюджета рассчитывалась исходя из 21 доллара за баррель. То есть, мы жили за счет непредусмотренных прибылей, которые созданы не нашими руками и мозгами, а капризами мирового рынка. Сейчас настает время страха: если США раздавят Ирак и выбросят на рынок его дешевую нефть, то Россия окажется разоренной. Наш президент и назначенное им правительство ничего не сделали и, судя по всему, ничего не собираются делать, чтобы хоть чуть-чуть ослабить нашу зависимость от экспорта энергетического сырья. Наше экономическое благополучие висит на волоске и может рухнуть в любой момент. Хотя, если честно сказать, основная масса народа, живущего продажей своего физического или умственного труда, этого благополучия и не чувствует.
Жизнь простого среднего гражданина не стала лучше в прошлом году. Символические прибавки к пенсиям и зарплатам почти молниеносно съедаются безостановочным ростом розничных цен. Только тарифы на городском транспорте выросли за год наполовину. Сейчас только и разговоров на кухнях о предстоящем повышении цен на электроэнергию, газ. "Реформа" жилищно-коммунального хозяйства становится настоящим проклятием для большинства людей. Она оказалась настолько разорительной для трудового народа, что вызвала открытое выступление населения, как это было в Воронеже. Власть сначала перепугалась, а потом увидела, что энергетика протеста носит местный характер, и успокоилась, стала по-прежнему закручивать гайки "от Москвы до самых до окраин". Прав был мудрец, сказавший: "Народ имеет то правительство, которое он заслуживает".
Ни капельки не уменьшилась коррупция - хроническая болезнь российского общества. Она за прошедший год еще более заматерела, задубела, стала профессиональной, охватив все государственные структуры. Из кругов парламентариев до меня доходила информация о том, что при прохождении через Государственную Думу законопроекта о реформе РАО ЕЭС гонцы А. Чубайса обеспечивали нажатие кнопки. Сами депутаты в пленарных заседаниях озвучивают прейскуранты на голоса. Дальше ехать некуда! А я припоминаю случаи, когда ФБР в США отваливала даже сенаторов-взяточников, подставляя им своих агентов под видом взяткодателей. Но у нас такие задачи, видимо, не ставятся перед правоохранительными органами.
Преступное сообщество России также, похоже, пришло к заключению, что нынешнего президента не стоит бояться, какие бы грозные слова он не произносил. Террор в мире бизнеса окреп и стал на редкость наглым, о чем свидетельствует хотя бы убийство губернатора Магаданской области Цветкова среди бела дня на Новом Арбате. Отстрелы мэров городов, руководителей компаний, бизнесменов в истекшем году следовали с нарастающим размахом и прежней безнаказанностью. МВД ФСБ, Генеральная Прокуратура превратились скорее в органы по ведению статистики преступлений, нежели в эффективных борцов с преступностью. В России хорошего сыщика или детектива можно найти только среди действующих лиц телесериалов. Стоит ли после всего этого удивляться, что чеченские террористы планируют и осуществляют в российской столице столь дерзкие акции, как массовый захват заложников в театральном центре на Дубровке?
Если суммировать все факты нашей горькой реальности, то приходится констатировать, что президент либо бессилен перед проблемами, терзающими Россию, либо безразличен к ним, что было бы ужасным. Будучи сам спортсменом и человеком, ведущим здоровый образ жизни, он ничего не делает для оздоровления населения России, тонущего в океане алкогольного зелья. Судьба двух миллионов беспризорных детей волнует только отдельных благотворителей да Православную Церковь. Семья, как базовая ячейка государства и основа возрождения народа, трещит под напором растлительной агрессии средств массовой информации, распространения наркомании. Российское общество входит в опасный штопор саморазрушения. Власти всех уровней демонстрируют скудоумие, безразличие к судьбе своих опекаемых соотечественников и ненасытную жажду обогащения. В 2001 году в Сибири был смыт город Ленск. Вроде бы должны были сделать выводы и готовиться к подобным несчастьям. Нет! В прошлом году смыло наводнением всю долину реки Кубань с огромными для развитого государства жертвами и материальными потерями. Урок не впрок!
Вертолеты над Чечней падают с унылым однообразием, при возрастающем числе жертв, дедовщина в армии как была, так и осталась главным фактором, отвращающим молодых людей от службы в вооруженных силах, тот же уровень дезертирства в том числе с оружием, катастрофы на складах военного имущества и т.д. Реального старта военной реформы, изменения обстановки в армии и отношения общества к армии не произошло. Да, собственно, для этого и ничего не сделано. Разговорами дела не поправишь!!
В истекшем году во внешней политике произошли заметные изменения, к сожалению, носящие неблагоприятный характер. Для всех стало ясно, что пока во главе России и Белоруссии стоят нынешние лидеры, никакого реального союза между нашими странами не будет. Их публичные обмены явно непарламентскими выражениями в адрес друг друга только фиксируют эту печальную действительность. Жаль, что ни наш, ни белорусский президент не нашли в себе мужества ясно рассказать своим народам о подлинных причинах столь скандального разрыва переговорного процесса.
В 2002 году наше правительство и президент впервые реально осознали опасность потери Калининградской области. Сама жизнь ткнула их носом о стол, потому что Литва поставила в известность Россию о радикальном изменении режима транзита через ее территорию между Россией и ее балтийским анклавом. Лихорадочные, явно запоздалые, телодвижения дали скромный результат в виде согласования упрощенных документов для проезда, которые все равно являются РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМИ и ПЛАТНЫМИ. Общая тенденция, характеризующая развитие отношений между областью и Россией, - с одной стороны, - и областью и окружающими ее европейскими странами, - с другой, свидетельствует однозначно о том, что надо исходить из нарастающей опасности отделения Калининградской области от России, сначала де-факто, а затем де-юре.
Очевидный сбой произошел в определении стратегической линии внешней политики России. Если в начале своего президентского срока В.В. Путин говорил о самостоятельности России в системе международных отношений, о равноудаленности или равноприближенности к основным центрам силы, то потом наступил период, когда акцент партнерских отношений был перенесен на Европу. Истекший год убедительно показал, что мы переориентировались на США. В прошлом ноябре во время визита Д. Буша в Царское Село я вновь услышал от американского президента давно надоевшие мне слова: "Путин - мой самый лучший друг." В политике, как известно, реальный вес имеют национальные интересы, а вовсе не личная дружба. На сей счет мы научены горьким опытом Б. Ельцина. Допускаю, что наша сердечность и податливость перед США объясняется их чуть более близкой к России позицией по чеченским делам, но по-прежнему убежден, что овчинка выделки не стоит, наши уступки несравненно крупнее и значительнее. Чего стоит только закрепление США в Средней Азии и расширение НАТО за счет включения в его состав трех прибалтийских государств - вчерашних республик СССР.
Подводя итог году, можно сказать, что ответственное перед президентом правительство в его нынешнем составе, явно не соответствует тем масштабным задачам, которые стоят перед Россией, если она хочет занять достойное место в ряду развитых и просвещенных государств мира. "Не по Сеньке шапка" - говорят в таких случаях в народе. Сменить старую ельцинскую гарнитуру президент либо не может, либо не хочет. Для страны это в конечном счете все равно. Новый год ничего нового нам не сулит!
Николай Сергеевич Леонов
|