|
Саров против Лос-Аламоса
Дмитрий Сладков
Саровский Успенский монастырь возник в Тамбовской
губернии, на границе современной Мордовии и Нижегородской области, у впадения
реки Саровки в Сатис.
В 1691 году здесь вырыл себе пещеру в горе первооснователь
Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн. Рядом с ним стали селиться монахи,
приходящие в это уединенное и очень глухое место. Селились в землянках
и пещерах, потом стали строить кельи. Впоследствии пещеры пронизали всю
саровскую гору, в них были устроены подземные кельи для молитвенного затвора
и даже подземная церковь во имя преподобных Антония, Феодосия и иных чудотворцев
Киево-Печерских.
16 июня 1706 года в Сарове освятили первую деревянную
церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный источник. Этот день
считается датой основания Саровской пустыни.
Со второй половины XVIII века Саров иногда называли
"Академией монашества". Чем больше росла известность обители, тем больше
становилось вкладчиков и благотворителей. Их усилиями и трудами братии
монастырь укреплялся, становясь одним из духовных центров православной
России.
Особую известность Саров приобрел в связи с именем
одного из наиболее известных русских святых - преподобного Серафима Саровского,
который провел здесь большую часть жизни. Серафим, в миру Прохор Мошнин,
родился 19 июля 1759 года в курской купеческой семье. Мать благословила
16-летнего юношу принять монашеский постриг. Перед этим Прохор решил пойти
в Киев и поклониться его святыням. Там его направили на иноческое служение
в Саровскую пустынь.
После семилетнего послушания, Прохор был пострижен
в монахи с именем Серафим. Вскоре он был поставлен во диаконы, а в 1793
году - рукоположен в иеромонахи.
Через год Серафим испрашивает у настоятеля благословения
удалиться из монастыря и поселиться в лесу. Его отшельническая келья была
в пяти верстах от монастыря. Позже это место получило название Дальней
Пустынки преподобного Серафима. Более 15 лет провел он там. И не случайно
в позднее подсоветское время именно здесь, под сенью многовековых сосен,
помнящих преподобного Серафима, собирались на молитву верующие закрытого
ядерного города Арзамас-17.
Весной 1810 года Серафим Саровский пришел из Дальней
Пустынки в монастырь и затворился в собственной келье. Затвор продолжался
долгие годы.
В 1825 году преподобный Серафим вышел из затвора
и поселился в двух верстах от монастыря на берегу Саровки. К этому времени
у него открылся дар исцеления. Водой из близлежащего источника Серафим
стал лечить приходивших к нему больных. Это место, ставшее известным на
всю Россию, получило название Ближней Пустынки преподобного Серафима.
Здесь он провел свои последние годы.
Преподобный Серафим Саровский обладал совершеннейшим
даром любви, умения проникать в самые глубины человеческой души. И главное
- всегда умел указать путь исправления и очищения человека. Всех к нему
приходящих Серафим встречал низким поклоном и целованием, приветствовал:
"Радость моя!"
В начале XX века Митрополит Санкт-Петербургский
Антоний совершил освящение храма во имя преподобного Серафима Саровского,
первого в России и во всем мире. Эта церковь - последняя из построенных
в Сарове. Часто ее называли - храм над кельей преподобного Серафима. Зайти
в келью, где много лет жил и скончался преподобный, стремились многие
паломники, поэтому, начиная с 1864 года, ее уже не занимал никто из братии.
Со временем появилась мысль выстроить над кельей
храм. Его закладка состоялась в 1897 году. Находившийся на этом месте
одноэтажный братский корпус был разобран, нетронутой осталась лишь келья
преподобного. Над ней были сооружены стены и своды новой церкви, так что
келья осталась стоять внутри, ближе к западной стороне храма.
В июне 1920 года прошло заседание Совнаркома под
председательством Ленина, на котором наркомату юстиции было поручено разработать
положение о ликвидации мощей "во всероссийском масштабе". Уже в августе
нарком юстиции подписал документ и разослал его на места для исполнения.
Уездный съезд советов, прошедший в ноябре 1920
года в расположенном неподалеку от Сарова городке Темников, принял решение
вскрыть раку с мощами преподобного Серафима. Для этого была сформирована
комиссия.
17 декабря 1920 года темниковские комиссары огласили
перед верующими, которые собрались в Успенском соборе монастыря, решение
о вскрытии мощей.
Современный Саровский краевед приводит выдержку
из протокола заседания комиссии при ЦК ВКП(б) по реализации декрета об
отделении церкви от государства, которое состоялось 10 сентября 1926 года:
"Принимая во внимание, что Саровской и Дивеевский монастыри являются тем
пунктом стечения, куда собираются отовсюду черносотенные элементы, - поручить
ОГПУ монастыри, как таковые, ликвидировать, удалить из них весь политический
вредный элемент, превратив монастыри в трудовые артели, поставив во главе
последних лояльных лиц".
В 1927 году правительство решило окончательно
ликвидировать Саровский монастырь. 5 апреля прислали комиссию, которая
произвела вторичное вскрытие и изъятие мощей Серафима Саровского. Останки
преподобного были потревожены во второй раз, после чего надолго исчезли.
Монахи были изгнаны, имущество и здания конфискованы и переданы Нижегородскому
управлению НКВД.
На месте монастыря организовали детскую трудовую
коммуну. Для бывших беспризорников создали школу-фабрику, обучавшую работе
по дереву и металлу. В 1931 году детская коммуна была закрыта. НКВД организовало
на ее базе исправительную трудовую колонию для подростков и взрослых.
Силами заключенных был построен завод спортивного инвентаря.
В конце 1938 года Совнарком ликвидировал Саровские
исправительно-трудовые учреждения НКВД. Их здания, оборудование и имущество
перешли Наркомату машиностроения.
Перед войной Саровский машиностроительный завод
передали в ведение Наркомата боеприпасов. Он стал оборонным предприятием
- заводом № 550. За годы войны завод выпустил около 400 тысяч корпусов
для снарядов к реактивным минометам - знаменитым "катюшам".
Загадка Сарова, тайна пророчеств и обетовании,
связанных с этим удивительным местом, до сих пор остается неразгаданной.
Всем известны предсказания преподобного Серафима, говорившего, что мощи
его упокоятся не в Сарове, а рядом, и обещавшего: здесь начнется возрождение
России.
Так что же такое российское ядерное оружие для
России и мира? И почему оно появилось именно здесь, на земле Сарова?
До поры ядерно-оружейными секретами владел только
американский Лос-Аламос. Как легко приходит в действие ядерное оружие,
которое находится в одних единственных руках, хорошо узнала Япония. С
тех пор, как против Лос-Аламоса встал Саров, страх мировых сил превратился
в равновесие. В этом, конечно, мало хорошего. Но, быть может, ядерное
противостояние, взаимное ядерное сдерживание и было дано миру как уникальный
шанс спасти себя от истребления в мировом конфликте - пока человечество
не поумнеет и не подобреет? И тогда понятно, почему начало ядерной мощи
России положено здесь, в Сарове.
  (Продолжение следует)
Дмитрий Сладков
Реквизиты для перечисления средств на восстановление Богородичной канавки.
Для перечисления на р/с монастыря в г. Москве: АКБ "Новикомбанк" г. Москва
БИК 044583162, ИНН 5216001711, р/с 40703810800000002345, к/с 30101810000000000162.
Для перечисления на р/с монастыря в Н. Новгороде: Волго-Вятский банк Сбербанка
РФ, г. Н. Новгород, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь,
Саровское ОСБ № 7695/025, с. Дивеево, ИНН 5216001711, КПП: 521601001,
р/с 40703810642410003035, к/с 3101810900000000603, БИК 042202603, ОКПО:
25662707, ОКОНХ: 98700. Для перечисления почтовым переводом: 607320, Нижегородская
обл., Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский
женский монастырь. Адрес попечительского совета монастыря: 103051, Москва,
Б. Каретный пер., д. 8 стр. 1. Тел.: (095) 200-18-96, факс: (095) 209-29-15.
|