На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Батюшка! Вы пишете много о культуре и литературе. Но основание культуры - "Книга книг", Библия. Один знакомый попробовал было читать Библию. Бабушка ему все говорила: "Почитай, внучек, Евангелие, все поймешь". Начал, да бросил - ничего не понятно, "никакого Бога я там не нашел". А другой, весьма образованный человек, все прочел и считает, что Библия - гениальнейшая в мире книга, "драгоценное достояние мировой культуры; культурному человеку стыдно не знать ее; но опять же, при чем тут Бог".
    Расскажите, пожалуйста, как надо правильно читать Библию. Ведь Вы, как мне известно, в течение многих лет преподаете Священное Писание в Сергиевом Посаде для будущих священников.
    И второе. Сейчас у нас продается много книг католиков и протестантов, посвященных Писанию. Можно ли читать их, как к ним относиться?
    Арнаутская Стелла Борисовна,
    г. Рязань

    - Есть два способа чтения книг. Первый - когда читающий ставит свой ум судией текста, стараясь подчинить его своему пониманию, затем сравнивает то, что он познал, с уже известным ему. Второй способ - когда читающий рассматривает текст как нечто превосходящее его разумение и старается подчинить себя смыслу этого текста. Этот текст - его судия, и для него он - абсолютный критерий истины.
    Первый способ подходит ко всякой светской книге - к научной или к беллетристике. Второй - исключительно к Священному Писанию. Первый означает, что человек господствует над миром. Человеку это по естеству его дано. Второй -исходит из господства Бога над человеком, как Творца, мудрость и сила Которого бесконечны.
    Но если человек смешивает эти два способа, он не может не запутаться как в том, так и в другом случае. Потому что если он будет читать научное или художественное произведение как Евангелие, он не только лишит свой ум естественной познавательной способности, он утратит человеческое достоинство "венца творения".
    Но с другой стороны, если он будет читать Священное Писание как научную книгу, он умалит Бога в своем восприятии - в мыслях и чувствах. Бог и Его величие - самое главное, что есть в Священном Писании - окажутся недоступными для него. У такого читателя невольно появится чувство обманчивого превосходства над Божественными вещами, подчеркивают святые отцы, и он станет жертвой того самого заблуждения, какое было у Адама при грехопадении.
    По поводу протестантских и католических авторов. У них может быть много полезного, как говорит святитель Феофан Затворник, в плане внешнего исследования Писания. Но мы всегда должны иметь в виду, во-первых, то отклонение от истины, которое произошло у западного христианства, и во-вторых (об этом мы скажем несколько подробнее) - интеллектуальное толкование у них преобладает над духовным разумением.
    Постигнуть Священное Писание, значит подчинить себя ему. Не для того читать, чтобы изучить, исследовать. Потому что Священное Писание существует для того, чтобы мы могли понять его, а не изучить. Есть существенная разница между духовным разумением и интеллектуальным изучением. Духовное разумение заключается в принятии Божественной истины, которая раскрывается по благодати. Если человек исполняется решимости жить по истине, Божественная истина касается его сердца, и по мере верности истине наполняет его.
    "Чтобы мы могли познать любовь Христову, превосходящую всякое познание", говорит Апостол. Познание Бога, любовь Божия и вообще все, что относится к Богу, превосходит всякое познание. Оно бесконечно выше всякого человеческого познания. Потому бесполезно и безумно, говорят святые отцы подвергать внешнему исследованию Божественные истины, пытаясь постигнуть их одним своим умом, подчинить своему уму.
    Напротив, человек должен подчинить себя любви Божией так, чтобы его дух открылся Божественной истине. Это значит, что человек должен быть подготовлен к принятию этого бесконечного знания. "Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, - говорит апостол Павел, - могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота" (Еф. 3,18).
    А чисто интеллектуальные знания приводят к тому, что человек неизбежно переходит от подчинения истине - к господству над истиной. Можно так овладеть Священным Писанием, что ощущать себя как бы собственником истины. Но такой подход приводит к умалению истины, к ограничению ее. На самом деле это путь, противоположный христианскому подвигу, который один дает нам "уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы мы могли исполниться всею полнотою Божией" (Еф. 3, 19).
    Теоретическое изучение Библии, если оно отделено от духовной жизни, от изучения Писания через послушание ему, приводит к отвлеченному поклонению истине. Оно подвигает ум, но не касается сердца. Оно может давать желание истины, но не заботится о том, как ее достигнуть. "Приближаются люди сии ко Мне устами своими, сердце же их далеко отстоит от Меня". Печально, что такой тип чтения, толкования, изучения Священного Писания является преобладающим не только у католиков и протестантов, но и часто в духовных учебных заведениях нашей Православной Церкви. Евангелие умаляется до источника, из которого можно цитировать отдельные стихи. Его идеи становятся предметом академического изучения, статей и докладов.
    Мы ни в коем случае не выступаем против теоретического изучения Писания. Но всегда нужно помнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: "Можно быть вполне заслуженным профессором богословия... А случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да и есть ли Бог?" И Святитель добавляет: "И откуда взяться свету у этой тьмы!"
    Все мы терпим большой урон, когда оставляем практическое изучение Евангелия за счет теоретического. "Наблюдайте, как вы слушаете", - говорит Господь. Лучшую иллюстрацию этого дает апостол Иаков, когда он сравнивает человека, слушающего слово Божие и забывающего его с тем, кто, увидев свое лицо в зеркале и отойдя от зеркала, тотчас же забывает, как он выглядит. Кто не старается жить по слову Божию, точно так же перестает видеть себя в истине. Можно читать Евангелие регулярно каждый день и чувствовать ту же непроходимую бездну между тем, что читается и тем, что делается нами.
    На самом деле, эта тема очень серьезная. Сам сатана мастерски владеет текстами Священного Писания и пытается искушать ими не кого-нибудь, а Самого Спасителя. Что же будет с нашими бедными головами, если мы будем самонадеянно приступать к Слову Божию, как говорит святитель Кирилл Александрийский. Известно, что большинство ересей основано на ошибочном толковании Священного Писания.
    Первомученик архидиакон Стефан обвиняет самых лучших знатоков Библии, судящий его Синедрион: "Люди с необрезанными сердцами, вы всегда противились Духу Святому". Дух Святой говорит с нами через Евангелие. Своевольное, "необрезанное", сердце не слышит Духа Святого и не отвечает на Его зов, потому что человек боится, как бы Дух Святой не потребовал от него все оставить - все, что не по Евангелию, все те ложные принципы, все отношения, из которых он хочет извлечь выгоду или наслаждение - то, что так дорого ему. Он боится, как бы Дух Святой не потребовал от него идти против себя или против мира, в то время как он больше всего на свете любит себя и то, что в мире.

    Мы все знаем заповедь Христову о любви к врагам. И помним слова митрополита Филарета Московского: "Люби врагов своих, гнушайся врагов Божиих, поражай врагов Отечества". Конечно, это очень важные, дающие трезвый ориентир для нашего времени слова. Но не получается ли часто так, что в наших личных врагах мы видим врагов Божиих и врагов Отечества? И тем самым оправдываем не только свое неисполнение заповеди Божией о всепрощении, но чуть ли не "освящаем" свой гнев. Но ведь Господь молился на Кресте по существу за тех, кто были врагами Божиими. И святые, прежде всего мученики, следовали Его примеру. Как нам разрешить это противоречие?
    Игорь Поликарпов, г. Москва

    Есть еще такой вопрос у некоторых: "Что вы все говорите, что у власти - губители России, растлители наших детей, преступники? Надо прощать, давайте простим всех. И нам Господь простит".
    Дело в том, что исполнение личного христианского долга не может быть отделено ни на миллиметр от нашего противостояния всякому греху, лжи, неправде, несправедливости и всякому злу, тем более сатанинскому. Иначе будут у нас только красивые слова. Мечта сатаны - превратить Церковь в "красивое". Красивое пение, красивые купола, узоры. Красивые фразы: "Прости меня" - "Бог простит". Слова эти - святые, за ними стоит Крест Христов. Они должны быть оплачены нашей кровью, готовностью противостоять злу и самому сатане так, как учат нас святые отцы. Например, священномученик Филипп, митрополит Московский, который обличал нечестивого царя и принял страдание.
    Или святитель Серапион, знаменитый проповедник XIII века, так говоривший с сильными мира сего: "Вы - зверье ненасытное - пожираете и вдов и сирот с тем, чтобы вам жить в вашей сытости звериной".
    Или проповедник, о котором свидетельствует "Измарагд", рукопись XV века: "Он не щадит богачей, зажигающих на всех светильниках храма свечи, и думающих, что Господь призрит на их богатое приношение. Разве вы не слышите, - говорит он, - воздыхания вдов и сирот, всех угнетенных и униженных вами людей, из-за вас проливающих слезы? Их слезы потушат все свечи, которые ставите вы, и ваше стояние в храме будет в суд вам и в осуждение". Святитель Ефрем, епископ Новгородский, издает указ, чтобы священники не принимали в дар храму пожертвований от тех, кто угнетает бедных, кто морит других голодом и томит наготою.
    Это же все про наши дни сказано! Как храмы-то расцветают и строятся! А на чьи деньги ставятся порой эти свечи и воздвигаются храмы, когда убивают не часть народа, как это было при гонениях коммунистического режима, а в жертву идолу мамоны приносится целый народ?
    И если мы неспособны это видеть, переживать, говорить об этом, как говорили святые наши во все времена, мы никогда не приобретем сердце, способное прощать.
    Мы живем во времена, когда сердце человеческое особенно больно грехом и особенно уязвимо для всяких мелких обид. Мы живем во времена, когда наступают гораздо более серьезные испытания, чем когда бы то ни было. И мы призываемся осознать ответственность нашу, понять время, которое нам дано, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), увидеть особенности того, что происходит вокруг.
    Перед великими испытаниями, как перед лицом смерти, конечно, не может человек не простить личные обиды другому. Надо быть уже каким-то особенным человеком, чтобы оказаться не способным на это. Ты же скоро сам предстанешь пред Господом, ты уже перед смертью предстоишь! Туда не войдет никакая тень ссор и обид, там только мир и милость, прощение и любовь. Никто из нас не чист от грехов, и Господь не простит, если мы от всего сердца не примиримся с нашими ближними.
    Перед великими испытаниями, которые грядут на Церковь Христову, как перед смертью, каждый из нас должен так предстоять перед Господом, на такой глубине строить свои отношения с другими людьми. И молиться Божией Матери, чтобы Она не оставила нас - Та, Которая у Креста Христова, когда распинали Ее Божественного Сына, молилась о прощении всех, о том, чтобы мы стали детьми Божиими, Ее детьми. И молиться нашим новым мученикам и исповедникам Российским, чтобы Господь даровал нам твердость духа, какую имели они, и благодаря которой были способны, как священномученик Владимир, когда его убивали, двумя руками благословлять убивающих его. Как преподобномученица Великая Княгиня Елисавета в смертный час произнести молитву Спасителя на Кресте: "Боже, прости им, потому что не знают, что они делают".
    Как святой Царь-мученик Николай Александрович, заповедавший перед смертью своей передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что он всех простил. Мы помним его пророческое слово, что зло, которое сейчас в мире, (зло коммунистической революции), будет еще сильнее (то зло, которое сегодня наступило), но не зло победит, а любовь. Победит то прощение, которое обретается так, как они обрели его -противостоя до крови всякому греху, противостоя до смерти всякой неправде, и потому обретая от Господа дар молиться за убивающих их.

    В Библии сказано, что всякая власть от Бога. Нам постоянно напоминают об этом в связи с беззакониями нынешнего правительства. Говорят, что знаменитые слова апостола Петра "Бога бойтесь, царя чтите" написаны при нечестивом Нероне, стало быть, и нечестивую власть нужно почитать?А если власти заставляют нас идти против Бога, это тоже от Бога? Можно вести себя как у годно, Бог все покроет? Все чаще мы слышим обвинения в адрес Церкви - о "новом духовенстве", которое заодно с "новыми русскими". Конечно, много тут злобной клеветы, но, увы, дыма без огня не бывает.
    А как быть с мучениками, которые в то же самое время обличали царя и не слушались его - те же апостолы, которые говорят нам его почитать? Где предел послушания власти для нас?
    М. Климов, г. Орел

    Апостол Павел пишет, что власть государственная, в частности римская власть, установлена для того, чтобы быть орудием в руках Промысла Божия, для того чтобы спасти мир от хаоса (Рим. 13, 1-6). "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16). Если бы не было государственной власти, учит апостол Павел, то мир разлетелся бы вдребезги. Это очень хорошо знают те, кто хотят разрушить какое-нибудь государство, а затем и погубить народ. Разрушить власть - значит допустить в мире хаос.
    Священное Писание учит нас, что всякая власть Богом установлена. Противящийся власти противится Самому Богу и навлекает на себя гнев Божий. То есть независимо от того, кто находится у власти, христиане призываются к послушанию этой власти как Божиему установлению. И неважно, сознательно или бессознательно действует власть в исполнении этой Божественной функции -хранении мира от хаоса - христиане призваны помогать ей в этом очень важном служении. Даже если у власти Нерон - гонитель христианской Церкви.
    Когда же власть заставляет христианина поступать против веры и правды, справедливости и совести, то подобает нам услышать слово Божие, которое говорит, что мы должны слушать больше Бога, нежели человека. В подобных случаях послушание власти становится непослушанием Богу. Во всех остальных случаях мы призваны исполнять это, быть послушными. Когда это послушание подлинно, Бог открывает Самого Себя за исполнение Его заповеди.
    Мы должны задуматься и об ответственности тех, кто у власти и о том, как осуществляется власть. Все мудрецы говорят о том, что прежде, чем управлять другими людьми, нужно научиться управлять своими собственными страстями. Это понимают даже язычники. Христиане же говорят об этом более глубоко: "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5, 24-25). Кто Христов, тот должен "плоть свою распять со страстьми и похотьми", если он хочет исполнять власть по-настоящему, в Боге, по-христиански.
    Совершенно ясно, что недостаточно высокой личной нравственности для того, чтобы облеченный властью (например, в Церкви) мог ее осуществлять. Недостаточно священнику или епископу быть просто благочестивым. Он должен иметь особые дары благодати Божией, потому что от него зависят пути других людей. Требуется и рассудительность, и такое послушание Божией власти, знание воли Божией, которое обретается подвигом.
    Велика ответственность облеченного властью за то, что происходит с народом. Святые отцы говорят, что правитель даст ответ перед Богом за то, что, например, он не защитил свой народ во время опасности по малодушию или еще по каким-либо причинам. Он даст ответ перед Господом, если вовлечет свой народ в несправедливую войну. Как страшно бывает наказание за пролитие невинной крови даже одного человека! Сколь более страшное наказание бывает тогда, когда льется кровь многих и целого народа, именно потому, что несправедливо, безответственно поступает правитель этого народа! Власть, данную ему Богом, он обращает против Бога и против людей, которые вверены ему. За злоупотребление властью приходит новое зло, по этой причине бывают восстания, взрывы народной ярости. Даже сама природа иногда, кажется, восстает пожарами, землетрясениями, бурями и предупреждает о том, что власть попирает основы жизни, справедливости, порядка, на которые она должна опираться.
    Безбожный правитель причиняет зло не одному только человеку, а целому народу. Этим злом может быть растление - уготовление вечной гибели для миллионов душ человеческих. И здесь ответственность правителя возрастает в еще большей степени, чем тогда, когда льется невинная кровь.
    Святитель Тихон Задонский пророчески говорил о том, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за все, что происходит в Отечестве и в мире. Приходит время, говорит он, когда не только каждый человек должен молиться о своих личных грехах, принося Богу покаяние, но весь народ должен сказать: "Мы согрешили пред Тобою, Господи. Все мы совершили беззаконие. Все мы виновны пред Тобою".
    И другой Святитель Тихон, патриарх Московский, молится той же молитвой от лица русского православного народа во времена великих бедствий.
    В чем виновны?
    В убийстве Царя - помазанника Божия, в осквернении святынь наших. В том, что снова и снова предпочитаем свое земное призрачное благополучие Кресту Христову. И хуже того - свободу жить по греховной растленной воле ставим выше Божией и человеческой правды.
    Именно поэтому мы получили власть, которая попирает все основы правды и справедливости. Вместо помазанников Божиих, мы получили воистину помазанников сатанинских, которые сменяют друг друга. Пока не будет в нас осознания этих простых истин, пока не будет в нас никаких перемен, мы не приблизимся к Богу.
    Разве не очевидно, что за верность Господу первых мучеников была дарована миру на многие века государственная власть, основанная на христианских принципах? Благодаря этой власти спасалось большинство народа, а не только остаток. Но какая бы ни была в мире власть, любящим Бога - то есть ищущим Его через исполнение святых заповедей и знающим, что вся власть всегда принадлежит Богу, - все содействует во благо.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU