На главную страницу

Оглавление номера

Последний рубеж оборонки

Последний рубеж оборонки

Сергей Николаевич Николаев

    Приказано выживать
    Правительство однозначно заявило, что намерено реструктуризировать оборонный комплекс с целью повышения эффективности производств и снижения финансовых затрат на создание вооружений. Сегодня мощности многих российских предприятий лишь на 5-7% заняты выполнением оборонного заказа, что приводит к распылению финансов, удорожанию производства конечного продукта. Так, например, в России силовые установки для летательных аппаратов производят 33 предприятия, в то время как в США - 3-4 фирмы.
    В Волгограде даже на таком военном гиганте как Баррикады доля оборонного заказа на данный момент составляет чуть больше 6%. Но и эта цифра может существенно уменьшиться. Столь низкая цифра оборонного заказа как раз позволяет занести Баррикады в число предприятий, "распыляющих оборонный заказ" со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями: либо банкротством, либо переходом на "гражданку", либо, в лучшем случае, слиянием с другими российскими предприятиями-смежниками с последующей перестройкой производства. При любом варианте последует перепрофилирование, изменение технологий, сокращения или переобучение работников.
    На Химпроме и ВТЗ доля оборонного заказа и того ниже. Со времени консервации оборонного производства на Химпроме прошло почти 15 лет. Предприятие перепрофилировано на гражданские технологии. За это время уволились или ушли на пенсию специалисты, способные в краткие сроки запустить военное производство. Смежники тоже давно перепрофилированы на выпуск гражданской продукции. Закрытие оборонки на Химпроме тем более неизбежно, поскольку технология безнадежно устарела.
    На ВТЗ, судя по заявлениям нового руководства, полным ходом идет работа по налаживанию производства новых тракторов для сельского хозяйства. Но первые успехи не понравились конкурентам. По иску ООО "Век" возбуждена процедура банкротства. Хотя заводская "военка" на ВТЗ имеет перспективы и, несмотря на то, что главнокомандующий Северо-Кавказским военным округом генерал Геннадий Трошев, посетивший завод, высоко оценил качество выпускаемых здесь БМП и даже пообещал поддержку расширения оборонного заказа на 2002 год; практика доказывает, что новому руководству завода оборонка доставляет массу финансовых неприятностей, и исполнение оборонного заказа 2002 года уже сорвано. Между тем выпуск БМП конкурентоспособен на мировом рынке. Эта техника необходима и нам для ведения локальных войн и подавления сепаратистских движений на юге. Однако ограниченность финансовых ресурсов не позволяет Президенту и правительству содержать всю оборонку. Из более полутора тысяч предприятий оборонки, ныне получающих государственный заказ, в "живых" останутся лишь 700. Остальные будут лишены оборонного заказа. Следующая мера, предусмотренная правительством, создание крупных компаний и холдингов под контролем государства. Вокруг выбранного базового предприятия будут концентрироваться основные государственные ресурсы, которыми предприятие будет распоряжаться для выпуска конечной продукции. Например, в состав бронетанковой корпорации войдут предприятия Челябинска и Петербурга. Войдут ли предприятия волгоградской оборонки в подобные холдинги? Судя по всему, нет.
    На этом фоне не должны никого удивлять попытки некоторых ФПГ перехватить собственность в свои руки, как это уже сделали на ВТЗ, Баррикадах, как собираются сделать на Химпроме. Вопрос о том, перейдет ли Химпром в частные руки, судя по активности в скупке акций, "наверху" уже решен, и государство готово рано или поздно продать часть акций. Завод либо "разыграют" две ФПГ, имеющие связи с группировками в правительстве, либо вмешается третья ФПГ, ориентированная на западный капитал. Победа последней может нести в себе угрозу не только социальной безопасности города, но и национальной безопасности России.
    Если принять к сведению сообщения СМИ, в которых утверждается, что владелец газеты "Новые известия" Олег Митволь, скупивший уже 2,5% акций и намеревающийся войти в совет директоров, является человеком Березовского, можно не сомневаться, что переход завода в их руки не будет отвечать национальным интересам по двум видимым сразу причинам. Во-первых, есть реальная угроза того, что на заводе будут открываться производства либо вчерашнего дня, либо экологически вредные. Например, на "Пласткарде" преподносят как лучшее открытие производства поливинилхлорида, от которого на Западе уже отказались. Подобные технологии вывозятся с Запада в страны третьего мира. Во-вторых, под различными предлогами на заводе будут закрываться производства, продукция которых может составить конкуренцию западным фирмам на мировом рынке.
    Самое неприятное в правительственных планах то, что при реструктуризации оборонки не предусмотрено никаких конверсионных программ для предприятий, которые не попадут в списки "счастливчиков" и останутся без оборонного заказа. Более того, глава Минпромнауки Илья Клебанов, известив о введении в действие в 2003 году плана поддержания мобилизационных мощностей, т.е. тех производств, которые государство сохраняет на случай войны, сообщил, что "они будут сокращаться даже не в разы, а на порядки". Все это может привести, по мнению Клебанова, к угрозе "обрушить весь ВПК". Впрочем, уже сегодня по официальным данным почти 30% российских предприятий оборонки можно отнести к банкротам. По подсчетам Лиги содействия оборонным предприятиям до состояния банкротства доведены 80% предприятий.
    Столь жесткие меры правительства неизбежно отразятся на волгоградских предприятиях оборонки. Социальные последствия для волгоградцев окажутся не менее тяжелыми: рост безработицы, обострение криминальной обстановки. Местные (городские и областные) власти окажутся перед лицом серьезных проблем.
    Жить или не жить?
    Справедливости ради следует отметить, что местные власти делают все возможное, чтобы смягчить тяжелые последствия структурных изменений. Например, еще год назад на оборонном предприятии "Аврора", которое в доперестроечные годы выпускало продукцию для подводного флота, а в последние годы было доведено прежними хозяевами до банкротства, была создана при активном содействии городских и областных властей зона экономического развития. Ряд льгот по налогам позволили "Авроре" дать прирост промышленного производства в прошлом году в 1,7 раза в сравнении с 2000 годом.
    Пытаясь предотвратить банкротство волгоградской оборонки, местные власти обещают льготные кредиты, уделяют большое внимание организации внутриобластной кооперации крупных волгоградских предприятий.
    Например, предполагается разместить заказы от завода буровой техники на 1,4 млрд. рублей на волгоградских предприятиях, в том числе на Баррикадах. Городские власти берут на себя содержание заводских общежитии, что, конечно, тяжелым бременем ляжет на и без того скудный бюджет города.
    В переговорах с энергетическими монополистами по поводу повышения тарифов местные власти действуют согласованно с директорами предприятий, что позволяет более эффективно отстаивать интересы всего региона.
    Тем не менее в области на различных стадиях банкротства находятся 1457 предприятий. Часть из них подводится под банкротство искусственно. Правоохранительные органы только в прошлом году выявили 29 преступлений, связанных с незаконными действиями при проведении процедуры банкротства.
    Усложнение экономического положения на волгоградских предприятиях неизбежно скажется не только на социальной, но и на политической обстановке в регионе, так как по времени совпадет с выборами в органы местной власти. Естественно, не останутся в стороне в выборном процессе те ФПГ, которые либо уже обосновались, либо собираются осесть в регионе. Подобная перспектива сулит волгоградцам не только социальные, но и политические потрясения.
    Сергей Николаевич Николаев

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU