На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Какой быть России?

Александр Самохин

    Уже несколько лет я являюсь постоянным читателем вашего журнала и вот впервые решился послать вам свои соображения по поводу дискуссии "Какой быть России?", опубликованной в 2001 году. Мне представляется, что эта полемика очень важна для понимания идеологических разногласий между православными монархистами и коммунистами, однако, по-моему, оба участника этой дискуссии упустили главные аргументы правоты той идеологии, которую они отстаивают. Они находятся в плену своих собственных мифов", но, как мне кажется, их позиции не столь непримиримы.
    Кирилл Федорович Солодуб в своем письме высказывает недовольство монархической позицией журнала и передачи "Русский Дом". Мне хотелось бы ответить на его замечания следующим образом: личности царей и монархия, как система политического правления - это не одно и то же. "Русский Дом" никогда не идеализировал отдельных монархов. Среди них могут быть и недостойные люди, но монархический принцип власти от Бога к царю от этого не страдает. Впрочем, я понимаю обеспокоенность Кирилла Федоровича, по-моему, он уверен, что монархия может существовать только при феодальном строе. В связи с этим, я хотел бы подчеркнуть, что монархия вообще не связана с экономическим строем или связана с ним только косвенно. Монархия существовала и в Древней Греции при рабовладельческом строе (по терминологии марксизма), и в королевствах средневековой Европы при феодальном строе, и в современной Испании при капитализме.
    Монархия - это непройденный этап, "отвергнутый" в свое время. Да и была ли она сознательно отвергнута народом? Ведь ее свергли не большевики, вопреки расхожему мнению большинства современных людей, а генералитет и Государственная Дума, выдвинувшая коалиционное правительство под руководством масона Керенского.
    "Православие рухнуло вместе с царизмом. Служило царизму, потому и рухнуло", - вот пафос письма К.Ф. Солодуба. Однако это противоречит очевидным фактам. Православие не рухнуло и не рухнет никогда. Это часть народа отступила от веры предков. Да, Православие - за монархию, но оно же неоднократно порицало монархов за уклонение от христианского идеала царской власти и жестокость (Ивана Грозного, Петра I). Церковь была союзницей монархической власти, но союзницей зрячей и критикующей ее пороки ради процветания России.
    В наше время уже всем понятна моральная и социальная несостоятельность философского базиса советского коммунизма. Под этим базисом я подразумеваю т. н. "научный атеизм". Это учение появилось еще в XVIII веке во Франции и было развито Фейербахом в XIX веке. Марксу оно понравилось, и он заимствовал его целиком, несмотря на явную декларируемую социальную справедливость, философию альтруизма. В самом деле, откуда у человека может появиться тяга к справедливости как не от Создателя? Чем обоснован пафос жертвенности и борьбы за человеческое счастье, если Бога нет?
    Основная мысль коммунистов такова: в чуждом трудовым людям капиталистическом обществе нет условий для познания и счастья. Отсюда другая мысль - надо насильственно захватить власть и изменить строй на благо человеку. Основной деятель и вершитель перехода, а заодно и носитель коммунистической идеологии - партия коммунистов, основное средство - революция, основная философская база - научно-политические концепции. Таким образом, после совершения революции (не обязательно кровавой) власть начинает влиять на человека через общество.
    Совсем иная картина предстает нам, когда мы обращаемся к православно-монархической идеологии. В ней, прежде всего, соседствуют две идеи. Одна из них - это идея сильной наследственной власти (монархии). Она заимствована у языческого Рима, хотя при ее развитии языческие элементы были устранены богословской критикой. Это идея сильного государства и сильной светской власти, опирающейся на волю Божию. И идеологические функции в таком государстве выполняет Церковь, где господствует евангельский принцип: кто из вас больший, пусть будет всем слугой. Церковь - это сообщество верных, соединенных православной верой, узами взаимной любви и братства. Она подчинена только Богу и сосуществует с государством, беря на себя роль духовного пастыря.
    В православном дореволюционном обществе связь человека с Церковью была главной. Отсюда вытекало и понятие о "церковном народе", который един и неразделим. Все русские априори считались однородными, т. е. они были одним народом. Из этого происходило и понимание гражданской войны и переворота как самого большого зла (народ гибнет от разделения). В рамках православного монархизма развивался особый подход к истории, в которой ее субъектами с одной стороны были народы (нации) и государства, с другой стороны - цари, патриархи, святые.
    В коммунистической идеологии картина совершенно противоположная: общество стремится к созданию новой личности, история же видится как столкновение классов и социальных групп внутри обществ, а не столкновение цивилизаций. Субъектами истории при таком подходе становится не народ, а класс, в личностной же сфере - не цари и патриархи, а выдающиеся научные умы и социальные реформаторы. При этом в идеологической сфере господствует представление о социальной справедливости и стремление к счастью на земле.
    В России после 1917 года большевики боролись с Церковью как с идеологическим врагом и конкурентом. Эта позорная борьба принесла много горя всему русскому народу, но тем самым подписало себе смертный приговор и коммунистическое учение. Убийство Помазанника Божия предопределило с мистической точки зрения крах коммунизма.
    Из всего выше сказанного я хотел бы сделать следующий вывод: нам всем надо изучать историю и анализировать современность, чтобы лучше знать, кто твой истинный враг. В конце XX начале XXI века главным врагом двух мировых идеологий православного монархизма и коммунизма стал т. н. "новый мировой порядок", который по сути ничем не отличается от фашизма, только распространенного на весь мир. Для многих православных наступившее время знаменует собой преддверие эпохи антихриста, а для коммунистов - это время краха надежд на социальную справедливость.
    И сколь благословен будет для России тот день, когда коммунисты покаются в своем научном атеизме. Поистине в этот день многие беды и болезни истории русского народа придут к концу, и мы увидим вновь великую Державу с Помазанником Божиим во главе ее и его счастливых подданных, живущих в одной большой и братской стране.
    Да хранит Вас Господь!
    Александр Самохин, 22 года,
    аспирант кафедры политологии
    МГОПУ им. М. А. Шолохова

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU