На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Здравствуйте, дорогой отец Александр!
СМИ в последнее время прожужжали уши о "жемчужине русского искусства" - "Черном квадрате" Казимира Малевича. Что же великого в этой картине? Какой духовностью и красотой она обладает? Может быть, произошла подмена ценностей и нас хотят уверить в том, чего нет и в помине? Тогда можно говорить и о "шедевре" Малевича лишь с точки зрения псевдокулътуры (псевдоискусства), ведь в черном квадрате нет ничего, кроме пустоты. И снова: король-то голый?
Кравченко Е. И., г. Краснодар
В прессе широко оповещают, что картина Малевича "Черный квадрат" из коллекции разорившегося "Инкомбанка" перешла в собственность государства. Холст продан за миллион долларов. Эти средства пожертвовал государству глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин, который является попечителем Эрмитажа. По словам директора этого музея М. Пиотровского, картина поступит на постоянное хранение в Эрмитаж. "Черный квадрат" обследуют специалисты музея, после чего холст будет выставлен в экспозиции, посвященной искусству XX века в рамках проекта "Большой Эрмитаж".
"Икону авангарда" повесят в первом зале будущей экспозиции искусства XX века рядам с другими знаковыми полотнами ушедшего столетия - "Композицией номер шесть" Василия Кандинского, картинами "Танец" Анри Матисса и "Три грации" Пабло Пикассо, заявил Пиотровский журналистам.
Решение о покупке картины как "особо значимого памятника истории и культуры России" министр культуры Михаил Швыдкой принял в январе 2002 года.
Творчество Малевича называется "супрематизмом". То есть, в переводе - как бы нечто высшее. Объясните пожалуйста, что же это такое? Неужели действительно высшее достижение творческого духа человека?
И. И., г, Москва
Король действительно голый. Одни делают вид, что перед ними шедевр. А другие вторят им, боясь прослыть отсталыми. Еще один пробный камень из области массового гипноза. Уже проводятся целые выставки, посвященные "Черному квадрату" Малевича.
Кажется, ясно, что любой такое нарисует. В чем же дело? Знатоки отвечают: "черный квадрат любого не будет иметь той энергетики". Другие говорят: "Малевич это первый нарисовал, до него никто не догадался нарисовать черный квадрат". Третьи восклицают: "Мы гордимся, что все четыре черных квадрата Малевича находятся в России".
Наступило новое время. Русскому народу наконец-то вернули "истинные ценности": "Черный квадрат", скульптурные изображения нечистой силы на Болотной площади, непрерывный показ по телевидению убийц и проституток.
Совершенно согласен с Вами, что в "черном квадрате" нет ничего, кроме пустоты, заполняемой чернотой. Не правда ли, точная формула того, что навязывалось в жизни и в культуре в течение минувшего столетия. Потому, наверное, такой шум подняли сейчас по поводу "шедевра" Малевича, что этот процесс в последнее время идет особенно интенсивно.
Супрематизм - это беспредметная живопись, родоначальником которой считают Малевича. "Черный квадрат" полностью отвечает воззрениям Малевича на то, что живопись не является производной от действительности, но существует самостоятельно и имеет собственную силу выражения. По дерзновению мысли это можно сравнить с нынешним безумием так называемого клонирования - создания искусственного человека. Малевич писал: "Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще неосознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Земля брошена, как дом, изъеденный мышами". И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение "отрыва от шара земли". Эти воззрения подтверждаются уверенностью Малевича, что скоро наступит время, когда люди будут жить не на земле, а в аэростатах. Малевич антирелигиозен, и он настойчиво декларирует свою антирелигиозность. Создавая "новый мир без Бога", он хотел показать, что создает свою форму, свое содержание - не из того, что дано в мире Творцом.
Верующим известно: диавол не может творить ничего, и потому его называют обезьяной Бога. Но Малевичу это неизвестно, и он дерзает. Иллюстрируя своим творчеством, что человеку, оставившему веру в Бога, в конце концов ничего не остается, кроме черного квадрата пустоты. Как пишет известный искусствовед Саробьянов, "Черный квадрат" оказался не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к художественному новаторству, но и свидетельством своеобразного богоискательства, символом некоей новой религии". "То значение, которое художник предавал своим супрематическим полотнам, ставило его в положение открывателя, пророка, мессии. Эту позицию не только обретал, но и всячески подчеркивал "Казимир Великий", считавший себя если не "председателем земного шара", как Хлебников, то, во всяком случае, "председателем мирового пространства"".
Символично, что вся эта жажда преобразования мира происходила накануне 1917 года. И черный квадрат смерти, куда канули жизни миллионов русских людей, может служить знамением времени. Не случайно, что Малевич в первые дни Октябрьской революции избирается комиссаром по охране ценностей Кремля. Принимает участие в создании декоративного убранства к празднику первого мая. Для новой власти он - свой, ему оказано исключительное доверие. Уже в 1918 году Малевич пишет серию статей для газеты "Анархия", в которой выступает против "консервативных дореволюционных сил, пытающихся сохранить свою власть в мире искусства и противостоять художникам-авангардистам, сознательно сплотившимся для поддержки революции". Традиционное классическое искусство, по его мнению, контрреволюционно. И в этом его поддерживает власть.
Кандинский, соратник Малевича, пишет: "Самое значительное явление, которое произошло в искусстве - это то, что оно превратилось в беспредметное и освободилось от всего того содержания, в котором его держали тысячелетиями". Эту теорию навязывали народу в 20-е годы. Горстка бандитов, захватившая и разорившая страну, дала зеленую улицу такому искусству. Но массового успеха оно не могло иметь. Мы часто говорим: то, что им не удалось в 1917 году, они осуществляют теперь. Теперь те же хозяева "новой жизни" пытаются снова навязать эту черную плоскость, называемую квадратом, который ничего кроме тоски не вызывает, и уверить народ, что цена "шедевра" - миллион долларов. Эти миллионы долларов оплачиваются на фоне ужасающей нищеты народа, уничтожения русской культуры, на фоне полуголодного существования многих известных русских писателей и художников, на фоне фразы Швыдкого, что "миллионы беспризорных детей в России - это всего лишь издержки свободы".
В прессе сообщают о сделке ради блага народа между разорившимся Инкомбанком, Потаниным и Швыдким. Откуда у "попечителя Эрмитажа" и щедрого жертвователя Потанина миллионы долларов?
Говорят, что существует немалое количество "черных квадратов" Малевича, и теперь главная задача - установить, какие из них подлинные.
В свое время те, кто вешали картины Малевича, никак не могли в них разобраться. Однако Малевич не очень огорчился, когда узнал, что картины его висят вверх тормашками, потому что супрематизм от этого ничего не теряет. Может быть, от этого черное окно в пустоту, в черную дыру, распахивается еще шире.
Дорогой отец Александр!
У меня к Вам вопрос о бесновании. Мы, православные люди, слышим об этом часто, но всегда как-то отстраненно - в житиях святых, в Евангелии. Еще иногда рассказывают паломники о том, что где-то в монастыре на Литургии вдруг одержимые начинают кричать и биться в конвульсиях... В наших приходских храмах такого не происходит. И кто-то, кажется, почти из любопытства едет в Лавру, чтобы посмотреть на отчитку.
Но мне кажется, что далеко ехать не нужно. В нашем городе, по крайней мере, точно. Сходите на дискотеку и поглядите, как они там себя ведут - это уже не танцы, те же конвульсии. А ведь это почти все наши молодые люди с 12 до 20 лет, более миллиона человек в одной Москве.
Недавно у нас гастролировал некто Мэнсон; тогда же он дал интервью российскому молодежному журналу, где признается, что "после моего концерта у вас появится желание избить до полусмерти своего товарища, а потом изнасиловать его". Простите за такие подробности. На вопрос, где он берет такую "крутую музыку", он отвечает: "От сатаны, конечно. Я приношу ему в жертву каких-нибудь животных, бью себя по лицу, а он стоит рядом и хихикает". Тираж журнала, кстати, миллион экземпляров. Опять-таки, эти концерты собирали по сто тысяч человек.
Можно было бы продолжать до бесконечности этот список. У меня вопрос, почему же эти очевидные проявления не признаются в православной среде за беснование? Называют это чаще всего "молодежной культурой", зажимают нос и проходят мимо. Почему же не назвать вещи своими именами!'
Во-вторых, почему все это процвело в те самые годы, когда стали открываться храмы? Ведь должно быть наоборот. В стольких храмах совершается Литургия с молитвой "о граде сем и живущих в нем", крестные ходы то и дело по Москве проходят. Неужели мы напрасно молимся?
Н. Козлов, г. Москва
Самый лучший ответ на Ваш вопрос (да и на все наши вопрошания) дает слово Божие. В Евангелии есть рассказ об исцелении Господом бесноватого ребенка (Мф. 17,14-23). Ко Христу приходит человек и падает перед Ним на колени. Горе этого человека было велико, и оно научило его молиться. Как говорит преподобный Силуан, скорби и опасности многих научили молиться.
"Господи! - сказал этот человек, - помилуй сына моего. Он беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду". Две тысячи лет назад это был редкий случай. А сегодня - это картина того, что происходит с нашими детьми и молодежью. Двойное горе для родителей, когда их дети болеют - чуть ли не каждый второй, по статистике, рождается больным физически. Но несравненно большее - когда они поражены грехом и при этом не хотят и не могут молиться.
Встреча Христа и Его учеников с горем и грехом человеческим происходит сразу же после схождения с горы, где было Христово Преображение. Слава Господня, благодать, когда мы по дару Христа утешаемся ею, не должна застилать наши глаза на видение того, что происходит в мире. Как легко быть христианином, когда Бог рядом и хочется забыть обо всех ужасах земли! Но Бог дает нам свою чудесную радость и силу, чтобы мы были способны встретить скорби и нужды других людей.
У этого мальчика, мы видим, "плохо с головой", вернее - с душой. Сатана крепко приложил к нему руку. Как страшно беснование наших детей -откровенное кощунство, сквернословие, разврат, пьянство, наркотики, так что они становятся опасными и для себя, и для окружающего мира! Все чаще мы можем видеть открытый сатанизм. И молодые люди очень часто заболевают психически и кончают жизнь самоубийством.
Когда это было, чтобы дети кончали жизнь самоубийством и в таком огромном количестве - тысячи детей и десятки тысяч взрослых!
Этот человек в Евангелии разочарован в своих ожиданиях, что ученики Христовы помогут ему. "Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его" - говорит он. Христос дал власть Своим ученикам, Церкви, изгонять бесов. И ученики Его успешно делали это. Но теперь - бессильны.
Как часто люди, глядя на то, что происходит сегодня в России, говорят, что Церковь оказалась неспособна повлиять на духовное состояние народа! И тем не менее, многие в глубине, наверное, думают: "Здесь только немощные служители Христа, а если бы мы к Самому Христу могли пробиться, то все было бы по-другому". При этом они не понимают, что именно здесь, в Церкви - Сам Христос, Живой, Победитель ада и смерти, и всякого греха. Но другое дело - когда мы становимся преградой на пути ко Христу в Церкви для людей, идущих к Нему.
Слова этого человека - суд над Церковью и призыв ко всем нам быть достойными своего Господа. Напоминание о том, что народ, несмотря ни на какое смятение, никогда не теряет веры во Христа Бога.
Мы снова слышим в Евангелии обличение, с которым Христос обращается ко всем нам: "О род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе терплю вас?" Сам Христос свидетельствует, что Он как бы бессилен совершить чудо там, где царствует неверие, потому что чудо - это не просто внешнее сокровище, которое тебе дали в руки и ты принял. Ты должен принять его глубиною своей жизни, самым главным, что в тебе есть -умом, и совестью, и всем своим существом.
Мы живем в мире, где все народится под влиянием различных ситуаций, иногда каких-то неразличимых нами факторов. Мы замечаем все внешнее, можем определить, от кого зависит то или иное событие. Мы помним, что Господь управляет всем. Но бывают времена в жизни отдельных людей, семей и целых обществ, как, например, сейчас это происходит с нашим народом, когда кажется, что не Бог, а бесовские силы господствуют в мире. Из-за умножения грехов исполняется в реальности то слово, которое говорит Писание о князе мира сего как о том, кто обретает власть над душами человеческими, над людьми, оттого что люди сами, доброй волей, своими грехами предают себя в рабство сатане (Рим. 6, 16).
"Доколе терплю вас!" - говорит Господь, и мы видим, как непереносим для Господа грех. Христос - в святом гневе против греха и нечестия, против маловерия окружающего мира и, порой, самой Церкви. Но Его доброта не может от этого умалиться. Наоборот, Он исполняется еще большим состраданием ко всем. Мы знаем, как Господь наш долготерпелив и многомилостив. Нет ничего выше на свете, чем Христово терпение. И перед лицом безумия этого мира, перед нашим маловерием и неверностью будем всегда надеяться именно на это бесконечное крестное Божие терпение, взывать о милости ко Господу, чтобы и нам услышать о наших детях, о каждом беснующемся юноше: "Приведите его ко Мне сюда".
После того как все расходятся, ученики Христовы говорят Ему: "Почему мы не могли изгнать его?" Да станут эти слова нашими словами, нашей молитвой и болью! Почему так произошло, что мы оказались неспособными защитить наших детей?! Может быть, еще можно все исправить, если мы услышим от Господа все объясняющий ответ.
А ответ этот простой и ясный: за неверие ваше. Там, где нет веры, ничего быть не может. Там ничего не может измениться, там будет только все хуже и хуже, потому что власть тёмных сил будет только укрепляться. Люди сами будут добровольно своей собственной жизнью утверждать эту бесовскую власть. И земная власть будет дана Господом такая, какую мы заслуживаем. Да и в Церкви тоже Господь дает нам таких пастырей, каких мы заслуживаем. Как говорится, каковы послушники, таковы и старцы.
Мы видим неверие и развращенность народа, которое обличает Спаситель, и маловерие учеников Христовых. И беда будет, когда одни будут обвинять других, говорить, что такая у нас Церковь, такие у нас епископы, священники, что ничего не может измениться. Если бы другие были у нас священники, то, конечно же, все было бы другим. А священники будут говорить, что такой у нас народ, который уже развращен десятилетиями атеизма и сейчас не сопротивляется насаждаемому сатанизму.
Святая Церковь говорит нам о том, что наша вина - каждого из нас, а не кого-то другого - в том безобразии, которое сегодня мы наблюдаем. И мы призваны молиться той молитвой, которой в годы революции молился святой Патриарх Тихон: "Да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть; да не оскудевает Церковь пастырьми добрыми, которые имеют просвещать светом истинныя веры столь великое множество людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся".
Мы неверием своим виноваты в том, что происходит с нашими детьми. Но если жизнь наша чиста, и если молитва ко Господу нелицемерна - а она нелицемерна, когда мы устремляемся к правде Христовой - тогда это испытание будет во благо, в конце концов, и детям, пока неверующим. Может быть, даже до смертного часа. Кто знает, каким будет этот смертный час? Может быть, внезапно он настигнет их и, несомненно, настигнет их родительская молитва. Когда они, пройдя через всю бездну грехов, уже глубоко осознают мерзость неверия и в последнем своем обращении ко Господу, как разбойник благоразумный, будут спасены.
А самое главное - за молитву таких людей будут спасены дети других родителей. Потому что на самом деле все дети России - это не просто "чьи-то" или "ничьи" дети (мы говорим не только о миллионах беспризорных, но о всех детях) - это наши дети, дети Церкви. Это должно быть нашей личной болью.
Когда будет такая устремленность к чистоте жизни и молитва за детей, тогда Господь и начнет совершать невозможное. Тогда мы засвидетельствуем, что имеем веру нашу, тогда будут спасаться и наши собственные дети, и все дети России.
Господь говорит, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Таким страданием, таким постом - то есть всецелым воздержанием от всякого греха и участием даже телом нашим в молитве - таким постом и такой молитвой мы будем приобщены Кресту Христову, о котором говорит Господь, совершая чудо исцеления. Потому что только Его победой над смертью, над диаволом, только Его воскресением и нашей подлинной приобщенностью этой победе, и молитвами тех, кто являют нам истинный образ христианской семьи - Царственных мучеников прежде всего - совершится преображение нашей России, будет у нас иное будущее, которое мы называем детьми нашими.
У меня вопрос о позиции православных в том, что касается оскорбления святыни. Примеры кощунств Всемирного Совета церквей на его заседаниях и совместных "богослужениях" у всех свежи в памяти. То же самое относится и к так называемому экуменизму вообще. Хотя новая религия ставит культ человека выше культа Бога, некоторые полагают, что не следует никогда переставать быть вежливыми, любезными и говорить языком, исполненным дружелюбия. Даже по отношению к врагам веры, даже по отношению к тем, кто, называя себя христианином, давно потерял уверенность в реальности благодати Божией и не боится пропагандировать это.
Несколько лет назад, когда было объявлено о показе по телевидению богохульного фильма, несмотря на публичные протесты Патриарха и православной общественности, некоторые священники заявляли, что лучше было бы об этом Церкви промолчать. Молчание, говорили они, могло быть более значимым. А кое-кто участвовал в телевизионных шоу, делясь своими сомнениями в правоте радикальных оценок. Точно так же многие священники фактически никак не реагируют на сатанинскую пропаганду растления наших детей и уничтожение народа. А оскорбление святыни храма, когда, как сообщалось в прессе, новые русские бандиты приносят свои дары в Церковь без всяких намерений оставить свою преступную деятельность? Рассказывают, что в один подмосковный храм принесли колокол с выгравированной надписью: "От Солнцевской братвы".
Не проповедуют ли эти люди другую нравственность, отличную от православной нравственности, от того, как учит поступать в подобных ситуациях Христос?
Н. В. Бабиков, г. Москва
Именно так. Никогда Христос не давал нам примера подобной мягкости к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос - воплощенная Любовь - не говорит торговцам в храме: "Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли". Или еще в более современном стиле: "Не следует ли собраться всем вместе на богословскую конференцию и обсудить проблему, чтобы каждый мог выразить свое мнение и мы постарались изыскать основания для постепенного удаления столов менял из храма". Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом.
На главную страницу |
|
Главная страница номера |