На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Николай Кокухин
По Первопрестольной прокатилась молва: Александр Солженицын выпустил новую книгу. О евреях. Невесть что новое и оригинальное - о евреях, но прочитать надо, решил я. Если бы такую книгу написал другой какой-нибудь автор, например, Виктор Пелевин или Борис Акунин и прочая мелюзга, я бы к ней, разумеется, не притронулся. Но Солженицын - это, во-первых, громкое имя, во-вторых, признанный авторитет, в-третьих, недюжинный талант - его придется прочитать.
Книга, прямо скажу, весьма нудная, одолеть ее - тяжкий труд. А польза? Польза есть. Автор подробнейшим образом (хватило же терпения!) рассматривает "русско-еврейские взаимоотношения" в течение длительного времени. Тут и черта оседлости евреев, и их торгашеский дух, отношение к воинской повинности, участие в революционном брожении и, конечно, еврейские погромы. И многое, многое другое. Солженицын обильно и очень умело цитирует многочисленные источники, - собственно, на них и построена книга. Историки, журналисты, литераторы, Еврейская энциклопедия, архивные документы, воспоминания, исследования по еврейскому вопросу, как современные, так и давние, - все использовано добросовестным и старательным автором, из всего извлечено рациональное зерно.
Сразу же возникает естественный вопрос: почему Солженицын взялся за эту сложную и скользкую тему? Сам он объясняет это так во время работы над своими произведениями, изучая архивные и иные источники, часто встречался с "еврейским вопросом". Накопилось много материалов.
"Я не терял надежды, - пишет Солженицын, - что найдется прежде меня автор, кто объемно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот каленый клин... Не скажешь, что не хватает публицистов, - особенно у российских евреев их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всем блистательном наборе умов и перьев - до сих пор не появился такой показ или освещение взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон".
Что же делать?
"Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть ее писать, но cpoки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться"
Александр Исаевич немножко лукавит! "на исчерпе" жизни за такие труды не берутся - не хватит силенок. Он поставил дату под вступительным словом - 1995, мол только-только начал работу. А закончил ее якобы через пять лет. Но, думается, книга была задумана и осуществлена (оба тома) гораздо, гораздо раньше. Просто Александр Исаевич не торопился с публикацией, выжидая подходящего времени.
На западе такие вещи никто печатать не станет: в книге - голая правда о евреях. Остается Россия. Сначала Александр Исаевич решил опубликовать труд после своей смерти. А потом понял: после кончины книга не только "не прозвучит", но и читать-то ее вряд ли кто будет. И тогда он отдал ее в типографию.
Тема, выбранная Солженицыным, не является сегодня для России ни важной, ни актуальной. Он и сам это прекрасно понимает. "За последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими".
Теперь о главном. Автор пишет: "Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета. Понимаю, что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже, еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и мистическом плане. Наличие такого плана я несомненно признаю, но, хотя о том написаны уже многие книги, - думаю, он скрыт от людей и принципиально недоступен даже знатокам".
"Еврейский вопрос" он рассматривает на "историко-бытийном", а, значит, самом поверхностном уровне. "В пределах нашего земного существования мы можем судить и о русских, и о евреях - земными мерками", - как бы оправдываясь, говорит автор.
Духовная сторона еврейской проблемы (как, впрочем, и любой другой) вовсе "не скрыта от людей", как предполагает Александр Исаевич, а, наоборот, ясна, понятна, знакома и доступна. Но лишь с маленькой оговоркой - знакома людям церковным, людям верующим. Достаточно открыть любую духовную книгу, где рассматривается этот вопрос, и там черным по белому сказано о судьбе еврейского народа - как земной, так и загробной (главная Книга, в которой поставлены все точки над i, разумеется, Евангелие).
Мне приходится только сожалеть и о его некоторых неудачных пассажах, которые встречаются в его книге.
"Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории - несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается - исторической загадкой для всех нас. И для евреев - тоже".
Для евреев - да. Но "для всех нас" - нет. Для православных людей еврейская нация не представляет никакой загадки. Нам понятно, почему иудеи выступили против Иисуса Христа, не приняли Его учения, схватили и распяли Его. Нам понятно, почему они были рассеяны по всему свету, почему их всюду преследовали, уничижали и даже уничтожали (это продолжается и сейчас). Нам понятно их поведение не только в России, но и в любой другой стране. Нам понятно, почему они ждут "мессию", т.е. антихриста, как они его встретят, какие почести ему воздадут и как он будет править всем миром. Нам понятно, наконец, что ожидает иудеев на Страшном суде.
"Народ еврейский двигался сквозь переменчивую современность... силой своего религиозного и национального напряжения храня свою отдельность и особость - во имя вышнего, сверхисторического Замысла".
Замысел, конечно, у евреев есть, но этот замысел отнюдь не "вышний" и не "сверхисторический". Он - земной, греховный, ложный, а самое главное - пагубный. Он идет вразрез с Божественным Промыслом и обречен на поражение.
"Двести лет вместе". Заголовок предполагает, что речь пойдет о народах, которые не только не враждуют, но и мирно, спокойно живут рядом. О евреях же, как видно из книги А Солженицына, нельзя сказать, что они относились к русским дружелюбно и уважительно. Один мой знакомый литератор, познакомившись с исследованием Александра Исаевича, сказал: "Лучшее название такой книги - "Двести лет врозь".
Пройдет некоторое время, выйдет вторая часть "еврейской" книги. Конечно, она добавит что-нибудь новое к тому, что мы знаем о евреях. Но в деле спасения России нам нужны сейчас писатели иные, духовные, которые откроют глаза русскому народу и покажут ему путь ко спасению.
На главную страницу |
|
Главная страница номера |