На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Евгения Чинякова
Российская провинция - Сапожковская земля, где четыре века назад прошла Засечная черта Московского княжества. Некогда в уездном городе Сапожке стояли целых семь церквей, включая прекрасный Успенский собор, а потом они были варварски разрушены, большинство - до основания.
Ныне возвращается сюда благодать: основан скит во имя преподобного Сергия Радонежского от древнего Свято-Данилова монастыря Москвы, восстановлены многие церкви, начинается строительство на месте разрушенного собора в центре Сапожка часовни, моложе становятся прихожане храмов, немало настоящих пастырей.
И в то время, когда ночные улицы наших городов и поселков буквально засасывают молодежь своими темными соблазнами, в борьбе за их души, как нам представляется, могут быть самые разные средства. Множество ответов на вопросы жизни - в христианстве. Но как после почти векового атеизма помочь найти дорогу к вечным ценностям? Об этом и задумался благочинный Сапожковского округа протоиерей Олег Кузьмин и организовал секцию самбо для воспитанников воскресной школы при храме Николая Чудотворца в Сапожке, настоятелем которого он является.
Поражает внутреннее спокойствие, достоинство людей, избравших для себя духовную стезю, их уверенность... в чем? Представляется, что так ощущаешь себя, если знаешь, что находишься под защитой, что все идет так, как и должно идти, и путь твой правилен. Проще говоря, чувствуют такие люди во всем Промысл Божий. А ведь они больше нас, мирян, знают обо всех скорбях мира.
Отец Олег рассказывает:
- Еще когда мы возились с кирпичом, цементом, раствором, мне говорили некоторые умные люди, что все это хорошо, но в церковь-то ходят одни старушки. А людям всем умирать. С кем, дескать, останетесь? И что будет с молодым поколением, которое религии не знает? Было видно, что скоро начнется "охота" за сапожковскими детьми и молодежью.
Я понимал, что это так. Но не было выхода, пока не имелось крыши над головой. И Господь так управил, что крыша над головой образовалась, храм пришел в сносное состояние. Появились силы работать с молодежью. Мы сделали объявление в районной газете об открытии воскресной школы, расклеили по школам объявления, в храме не раз объявляли. И дети к нам пошли, начиная от дошкольного возраста до юношеского. Пришли внуки и внучки наших прихожан. Дети верующие, из верующих семей.
Постепенно я стал замечать, что некоторые ребята стали отходить от нас. Что такое? С таким увлечением занимались, с таким упованием... В чем причина? Неинтересно, сложно, недоступно рассказывают? Казалось бы, интересные экскурсии по монастырям мы для них устраивали, обедами кормили, на праздники собирались вместе с учащимися воскресной школы соседнего села, конкурсы организовывали. Что же случилось? Оказывается, их стали дразнить в школах: "попы, монашки.." и т.д. Многие и не выдерживали этого. Сапожок - это ведь маленький поселок.
Как сохранить воскресную школу? Не пойду же я ругаться с их одноклассниками, ведь смеются и обзываются они не потому, что злые, а потому, что не знают и не понимают, что те, кого они дразнят и обзывают, учатся быть наследниками Царства Небесного, а они даже не представляют себе, что на свете есть Бог, рай и ад. С моей стороны была проявлена инициатива: открыть при средней школе факультатив "Основы православной культуры" или "Основы нравственности", но понимания и поддержки в РОНО не нашел. Поэтому, чтобы сохранить детей в воскресной школе, я стал думать о том, как мне использовать свои знания и навыки, полученные до рукоположения в сан священника.
Всю сознательную жизнь я прожил в Магадане. Тренировался в секции борьбы самбо. Считаю, что мне повезло с тренером: человек нравственный, добрый, справедливый, для всех был непререкаемым авторитетом, я верил ему во всем, всякий совет, беседа воспринимались как установка, в пользе которой не сомневается никто. Среди ребят царила атмосфера доброжелательности. Мы были настоящими друзьями, невзирая на различный возраст. У нас был так называемый "Кодекс чести", мы боялись чем-либо опозорить наш клуб, нашего тренера. Выкладывались на ковре, сил и желания не было на бессмысленные шатания по улицам, дискотеки, я уж не говорю о куреве, водке и всякой ерунде.
Тренировки помогали мне и в учебе, дисциплинировали, хоть я и не был отличником, но на последнем звонке в школе мне вручили "приз учительских симпатий". Именно глядя на тренера, подражая ему, и захотел быть таким, как он, стать тренером и учителем физкультуры, потому что детей и спорт любил больше всего.
Поступил в Челябинский институт физкультуры на кафедру борьбы самбо и дзюдо, потом работал физруком в школе со старшими классами, в СПТУ тренером с "трудными" подростками.
Как-то в церкви Господь свел меня с епископом и после беседы с ним я задумался о своем призвании. Мне предложили стать священником. Я отказался, потому что спастись можно и так, путь я для себя уже выбрал, а священник - это огромная ответственность не только за себя. Но мама сказала: "Сейчас Церковь нуждается в молодых верующих - ты отказываешься. А вскоре ты будешь нуждаться в помощи Церкви...". Благословение материнское - против него не пойдешь. Митрополит Рязанский и Касимовский Симон рукоположил меня во священника и определил служить здесь, в Сапожке. Было это почти десять лет назад...
Открытием при воскресной школе секции борьбы самбо я рассчитывал не только защитить своих детей, но и привлечь в секцию даже тех, которые вчера смеялись и обзывали их. Заручился благословением владыки Симона. Местное СПТУ предоставило лучший в Сапожке спортзал. Обратившись к полномочному представителю Президента России в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко, получили в дар татами и форму для борьбы самбо и дзюдо. За что нижайший ему поклон!
Действительность превзошла мои ожидания. Спортзал наполнился детьми. Вернулись не только те, кто оставил воскресную школу, но пришли и те, которых я так ждал. Пришли дети из семей, где слово "Бог" пишут с маленькой буквы. Я священник, и открыто говорил детям и родителям, что это не просто секция, у нас стремление к спортивным достижениям будет поставлено на второе место. Главное - спасение души. Общение с детьми воскресной школы - это общение с их родителями, с их одноклассниками, это прекрасная возможность проповедовать вечные ценности тем, кто еще не пришел в храм. Мы все не ангелы, и ребята пришли в секцию "не подарки". Времена меняются. Теперь и у нас в секции есть свой "Кодекс чести". Если раньше они, как волчата, готовы были за малейшую обиду друг другу в горло вцепиться, то сейчас такие явления становятся все реже и реже. Каждый конфликт разбирается и дается оценка событию. Многие родители приходили с просьбой принять их чадо к нам в воскресную школу: "Мы уже не знаем, что с ним делать, если и вы откажете, - то вконец парень погрязнет в куреве, вине, наркотиках, а то и в тюрьму угодит".
Я прихожу в спортзал в рясе, и моя духовная одежда уже "работает". А так все - на простых примерах, сравнениях, чтобы им было интересно и понятно. Еще на первых тренировках рассказал им о гармоничном развитии человека - и души и тела. На целлофановом пакете у одного парня был нарисован Шварценеггер, во всей своей "красе". Это был его кумир. "Это кто?" - спросила его бабушка. "Американский силач", - ответил внук. "Как много мяса для червей", - заключила бабушка. Нет смысла качать мышцы и не совершенствоваться духовно!
В спортзале или после тренировок обстановка располагает общаться с ребятами "без галстуков". Вопросов у них много, вопросы разные, затрагивают такие темы, на которые с ними должен говорить старший, отец. У меня самого три сына и дочь, с ними я нахожу общий язык. А к кому обратиться тем, у кого нет отца или есть, но такой, которому до детей нет дела? Почему же я не могу ответить на их "взрослые" вопросы? Лучше, если объясню я, а не какой-то дворовый "авторитет".
У нас свои неписаные правила. Ежемесячно я проверяю дневники. За "двойки" - марш-бросок на время, за нарушение дисциплины, за плохие слова, за неуважительное отношение к ближнему - отжимания, выпрыгивания, а то и не допускаю до тренировок. Это действует безотказно.
Но наряду со строгостями делается все возможное, чтобы детям было что вспомнить потом. Это и паломнические поездки по святым местам, и ежемесячные поездки в плавательный бассейн, девочки ездили на 10 дней в женский монастырь на помощь монахиням в поле, на кухне, походы с ночевкой летом. Дома у себя собираю их, показываю фильмы о подвижниках благочестия, о Иерусалиме, о религиозных сектах. Некоторые дети живут по соседству: то и дело слышишь: "Батюшка, дайте мяч поиграть в футбол, дайте бадминтон, можно обручи, скакалки?"
Наш поселок маленький, все друг друга знают. Теперь, когда детей в нашей школе много, у них уже нет комплекса неполноценности, они без стеснения друг перед другом крестятся, исповедуются, причащаются, прикладываются к иконам, ставят свечи. После окончания литургии они идут в центральный предел нашего храма, где установлены длинные столы для занятий. Эти занятия ведет опытная учительница, мама Героя России Алексея Ивановича Тучина - Нина Александровна. Потом приезжает кухня, ребята получают полноценный горячий обед с десертом, для некоторых это немаловажно.
Сегодня проблем и вопросов очень много. Подводить итоги и собирать плоды еще рано. Сейчас дети лишь начинают понимать, что Церковь - это не только "бабушки в платочках". Церковь - для всех, это гармония жизни, только с Богом можно полноценно жить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что никто из наших воспитанников не откажется служить в армии, все они будут почитать отца и мать, будут хорошими отцами и никогда не отойдут от Православной Церкви. Когда они станут по-настоящему верующими, я не знаю, мое дело сеять семена, а Господь вырастит.
Главное - полюбить их. Полюбишь - и тебе под силу будет все! Когда в сердце есть любовь, все твои действия, указания и советы будут продиктованы через твою любовь Самим Богом. Вот главный секрет.
Евгения ЧИНЯКОВА,
гл. редактор районной газеты
"Сапожковские вести",
Рязанская обл.
На главную страницу |
|
Главная страница номера |