На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Курилы. Существует ли территориальный вопрос между Россией и Японией

Наталия Долгушина

    Во-первых, ни в одном международно-правовом документе не зафиксировано, что южнокурильские острова не входят в состав Курильских островов. Во-вторых, Советский Союз не подписал Сан-Францисский договор из-за отказа западных стран закрепить в нем признание суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами. Правооснования СССР - а теперь России - на Южный Сахалин и Курильские острова вытекают из Каирской (1943 г.), Ялтинской и Потсдамской конференций союзных держав-победительниц 1945 года и являются прямым следствием поражения Японии во Второй мировой войне и ее безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года, а также последующих соглашений и согласованных действий союзников. Юридически права базируются на международно-правовом институте наказания государства-агрессора, закрепленном в Уставе ООН. Отторжение от него части территории - одна из форм ответственности государства за совершенную агрессию.
    Кроме того, Япония, подписав 8 сентября 1951 года Сан-Францисский мирный договор, отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова. При его ратификации не было ни оговорок, ни официальных протестов со стороны Японии в отношении принадлежности южной части Курил в течение трех лет с момента подписания. Это означает, что Япония не только подтвердила свой отказ от своих прежних прав территориального суверенитета, но и молчаливо признала их за нашей страной на основе Ялтинского соглашения.
    Таким образом, отказ Японии от Курильских островов носит абсолютный и полный характер и не дает ей правовых оснований выступать с какими-либо претензиями на этот счет, независимо от того, подписал СССР Сан-Францисский мирный договор или нет.
    Кроме того, Япония фактически признала юрисдикцию СССР над южными Курильскими островами, подписав Совместную советско-японскую декларацию 1956 года, где признала острова Малой Курильской гряды территорией СССР, а также серию рыболовных соглашений 1960-80 гг., в которых обязалась соблюдать советские законы и правила, действующие в районе южных Курил.
    Однако Япония оспаривает правооснования Российской Федерации на Курилы.
    Притязания Японии на острова Малой Курильской гряды основываются на Совместной декларации СССР и Японии 1956 года (часть вторая статьи 9), ратифицированной парламентами обеих государств, которая предусматривает обязательство Советского Союза о передаче указанных островов Японии при условии заключения мирного договора. По указанию Н.Хрущева, в Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года было заявлено: "Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора".
    Эта оговорка и военный договор между Японией и США, в результате которого на японской территории стало возможным создание американских военных баз, и отодвинули сроки передачи Японии двух островов на неопределенное время.
    Претензии Японии на острова Кунашир и Итуруп связаны с подписанным Президентом СССР М. Горбачевым в 1991 году Совместным советско-японским заявлением, где впервые отмечалось наличие территориального спора в отношении как Малой Курильской гряды, так и островов Кунашир и Итуруп. Но поскольку в Совместной декларации 1956 года последние два острова вообще не упоминаются, то и вопрос о них не имеет никаких правовых оснований в качестве предмета для обсуждения.
    Кому выгодно ухудшить военно-стратегическое положение России на Дальнем Востоке?
    Сохранение многочисленных иностранных военных баз на территории Японии вблизи российских границ, нагнетание политики территориальных притязаний к Российской Федерации, особенно в последнее десятилетие, не соответствуют духу и букве Совместной декларации 1956 года, не способствуют установлению подлинного доверия и взаимопонимания между Россией и Японией. Складывается впечатление, что Япония видит в мирном договоре только средство для удовлетворения своих территориальных претензий.
    Явственно прослеживается и роль США в настойчивости притязаний японцев к СССР. Соединенные Штаты, не желая подлинной нормализации советско-японских отношений, приняли все меры, включая угрозу невозвращения Японии Окинавы в случае заключения с СССР мирного договора на условиях Декларации 1956 года, чтобы подтолкнуть Японию к выдвижению новых, заведомо неприемлемых требований, консервируя очаг разногласий между Москвой и Токио. И сегодня Соединенные Штаты продолжают политику, направленную на сохранение так называемого территориального вопроса в качестве камня преткновения в российско-японских отношениях.
    Южные Курилы представляют собой весьма удобные морские ворота, связывающие Россию с Мировым океаном. Если острова перейдут к Японии, в ее руках окажутся все наиболее важные проливы, соединяющие Охотское море и Тихий океан. Охотское море станет открытым, и через пролив Екатерины смогут бесконтрольно проходить любые военные суда и подводные лодки ВМФ Японии и США.
    Стратегический выход России в Тихий океан, наоборот, осложнится. Ее нынешнее военное присутствие в акватории Курильских островов - фактор, заставляющий страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) считаться с Россией как центром военной силы. Выдвинутый на восток форпост позволяет держать под ближним прицелом морские маршруты из северных широт к Японским островам и далее на юг.
    Передача южных Курил неизбежно повлечет за собой ряд негативных последствий. Во-первых, будет стимулировать Токио к новым территориальным притязаниям к России, поскольку Япония претендует не только на южную часть Курил, но и так называемые "северные территории", которые, по мнению влиятельных в Японии сил, включают все остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Во-вторых, вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России со стороны других государств, в частности, Германии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Норвегии - по акватории Баренцева моря, Китая.
    В результате, будет создан прецедент, который в одночасье может разрушить каркас послевоенного устройства мира и дестабилизировать обстановку на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии.
    У России есть свои юридически обоснованные территориальные претензии к некоторым государствам, образовавшимся после распада СССР. Так, например, по всем правовым нормам литовский город Клайпеда и Клайпедская область принадлежат не Литве, а Российской Федерации. Китай исторически претендует на группу островов Сенкаку. находящихся под юрисдикцией Японии. Япония - на китайские и корейские острова.
    Главная особенность геополитического положения Курильских островов заключается в том, что они являются естественным дальневосточным рубежом России, благодаря которому обеспечиваются выход в северо-западную часть Тихого океана и российское военно-стратегическое присутствие в данном регионе.
    Запасы полезных ископаемых на южных Курилах стоят 45,8 млрд долларов США
    Острова расположены на морских путях, связывающих Россию с западным побережьем США и Канады, Приморский край с Камчаткой. Огромные сырьевые богатства здесь органично сочетаются с красотой почти нетронутой природы. Курилы и прилегающие к ним морские акватории представляют собой один из уникальнейших по биологической продуктивности районов Мирового океана, являются местом нереста, обитания и миграции особо ценных промысловых рыб и живых объектов континентального шельфа.
    Общие запасы рыбы и морепродуктов в акватории Курильских островов обеспечивают ежегодный вылов до 1,2 млн.тонн (80% вылова приходится на акваторию южных Курил), а это - 25% годового улова страны и по ценам мирового рынка превышает 1,5 млрд. долларов. Расчеты показывают, что добыча рыбы в районе Курил может быть увеличена более чем втрое. Стоимость морского промысла может составить около 5 млрд. долларов. Появится реальная возможность в процесс активного освоения ресурсов региона вовлечь предприятия, расположенные непосредственно на Курильских островах, чья доля в суммарном улове сегодня составляет менее 10%.
    На континентальном шельфе Курильского и Южно-Курильского районов Сахалинской области ресурсы углеводородов составляют 1,6-1,8 млрд. тонн условного топлива. Совокупно разведанные запасы полезных ископаемых на южных Курилах по мировым ценам на сегодняшний день оцениваются в 45,8 млрд. долларов США. В связи с этим вполне уместен вопрос, а так ли богата наша страна, чтобы делать Японии такие дорогие подарки, "идя навстречу пожеланиям"?
    Последние десять лет, ссылаясь на "предстоящую передачу" Россией южнокурильских островов, Япония активно ведет рыбный промысел в российской экономической зоне. Согласно выкупаемой ими в рамках соглашения квоте, объемы их ежегодной добычи составляют 95 тысяч тонн рыбы и морепродуктов плюс по отдельной квоте - 11 тысяч тонн лососевых. Японские сейнеры зачастую грубо нарушают природоохранное законодательство Российской Федерации, добывая лосося за пределами разрешенной акватории. По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от контрабанды морепродуктов в районе Дальнего Востока - около 800 млн. долларов США. Японские рыбаки без опознавательных знаков на судах, используют запрещенные во всем мире, кроме России и Японии, дрифтерные сети, губительные для морских птиц и млекопитающих. Из-за этих сетей выстраиваются многокилометровые "стены смерти", жертвами которых становятся десятки тысяч животных и птиц. Проблема Южных Курил - вопрос национальной безопасности России
    Ни одно государство в мире не отказывалось добровольно от собственной территории в пользу другого государства, тем более государство-победитель в пользу государства, потерпевшего поражение. Япония однако целенаправленно пытается отторгнуть от России принадлежащие ей на законных основаниях острова. Через гуманитарную помощь и безвизовые обмены японцы пытаются сделать жителей островов своими единомышленниками, подвергают их сильнейшему психологическому давлению, используя любые средства, от щедрых обещаний до дезинформации. Причем на реальное экономическое сотрудничество с Россией Япония не идет.
    Положение вокруг южных Курильских островов усугубилось и из-за непоследовательных, противоречивых политических заявлений со стороны отдельных официальных лиц СССР и Российской Федерации и вселило состояние неуверенности в свое будущее у части населения южных Курил.
    В интересах укрепления территориальной целостности Российской Федерации и ее суверенитета над южными Курильскими островами участники прошедших в Госдуме парламентских слушаний рекомендовали Президенту России пересмотреть сформировавшийся в советском и российском руководстве в 90-е годы подход к вопросу о принадлежности южных Курил, признающий наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией и вынести его на заседание Совета Безопасности. Президенту РФ также предлагается ориентировать Министерство иностранных дел России на активное продвижение идеи заключения комплексного (всеобъемлющего) "Договора о добрососедстве и сотрудничестве". В случае подготовки и обсуждения проекта договора о территориальном размежевании с Японией исходить из того, что территориальные уступки со стороны России неприемлемы.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU