На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Виктор Николаевич Николаев
Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросло раскидистое и могучее "древо государства Российского"?
Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси - "Повесть временных лет", написанная в начале XII века, начинается а с трех вопросов: "Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля есть?" В этой триаде - глубинный смысл. Первый вопрос понятен - он основной. "Русская земля" - это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государства в те века связывалось с личностью его правителя. Отсюда - второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Подавляющее большинство летописей начинается именно с "Повести временных лет", тем самым историческому процессу дается как бы отправная точка. Именно "Повесть временных лет" остается главным источником, повествующим о рождении древнерусского государства.
В VIII - IX веках через нашу землю проходили оживленные торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом. Это свидетельствует о богатстве Руси и ее интенсивной торговле.
В "Повести временных лет" сообщается, что перед лицом варяжской опасности сложился мощный военный союз славянских племен. Славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: "И воевати почаша сами на ся". Не в силах справиться со своими проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам (прибалтийским славянам. - Прим, ред.) и найти князя, который бы "Володел и правил... по праву". Послы обратились с такими словами: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет - да пойдите княжить и володети нами", Три брата - Рюрик, Синеус и Трувор - "с роды своими" откликнулись на предложение. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Вскоре Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единоличным правителем.
Факт основания в 862 году в Великом Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени.
В середине XIX века в российском обществе происходили огромные, судьбоносные перемены. Готовилась отмена крепостного права, проводилась разработка судебной реформы, начался бурный рост промышленности и деловой жизни. Страна прочно утверждалась на одной шестой части суши и год от года богатела; "золотой век русской литературы" входил в период наивысшего расцвета. Эти коренные преобразования принципиально отличались от тех, которые происходили при Петре: тогда они выполнялись по воле фанатически преданного им царя и нередко саботировались даже верхушкой (что приводило Петра в ярость), не говоря уже о постоянном глухом сопротивлении им народной массы; теперь же проекты Александра Второго встречали широкую поддержку снизу, и инициатива царя-освободителя подхватывалась всеми слоями общества, становясь общенациональным делом. Выход на новый уровень социального жизнеустроения, создававший для России перспективу стать основной стабилизирующей силой Европы (что и случилось в следующее правлении, при Александре Третьем) вселял в русских людей веру в себя, заставлял ощущать национальную гордость, делал их патриотами. На волне этого душевного подъема в нашем обществе резко возрос интерес к отечественной истории, особенно ко времени зарождения Российской государственности, которая в конечном счете вылилась в могущественнейшую державу мира. За конкретную дату отсчета было взято вокняжение в Новгороде в 862 году Рюрика. Мистически празднование "тысячелетие Руси" в 1862 году шло непосредственно после освобождения крестьян, давшего основной толчок всем другим реформам и знаменовавшего собой новый этап в жизни России. К празднествам было приурочено открытие знаменитого памятника Микешина в Новгороде, на котором в величественных скульптурных группах изображены главные исторические деятели, содействовавшие поступательному развитию нашего государства.
В каком же направлении шло это развитие? От днепровской торговой Руси, как раз и основанной Рюриковичами, с центром в Киеве, через удельно-княжескую верхневолжскую Русь, на которой поочередно4 возвышались такие города, как Владимир, Ростов и Суздаль, далее, через Московское царско-боярское великое княжество, в Российской Империи со столицей в Санкт-Петербурге. Если осмысливать этот путь, занявший тысячу лет, с точки зрения хозяйства, материального прогресса или борьбы сословных и личных интересов, можно сочинить десятки теорий и любая из них будет одинаково неубедительной и произвольной (отсюда постоянные споры между разными историческими школами и направлениями). Но для сознания, просвещенного светом Христовой истины, тут нет никаких загадок, и этот путь совершенно ясен. Мы прошли этот путь по той причине, что он был предопределен нам свыше, и сам Бог вел нас по этому пути. Смысл этого предопределения раскрывается в наименовании четвертого и последнего этапа нашего исторического пути: ИМПЕРИЯ. Русь, хотела она того или нет, шла к тому, чтобы стать Третьим Римом (и последним), а "Рим" - это не название города, а именно империя. Первый Рим был империей Константина Великого и его православных преемников, Второй - Византийской империей, Третьим стала "Москва", т.е. Российская империя (слово "Москва" тоже условно, ибо эта империя управлялась из Санкт-Петербурга). Дело в том, что только при имперском укладе жизни возможна "симфония" между светской и духовной властями, между кесарем и Богом. Сквозная линия христианской истории - преемственная передача эстафеты православной веры от одной империи к другой; это и есть пафос Божественного Домостроительства. Поэтому, обращаясь сегодня благодарной памятью к основателю нашего государства князю Рюрику, мы должны прославить его за то, что затравка, внесенная им в политическое устройство Руси, была именно такой, которая, как дрожжи поднимают тесто, подняла ввысь Великую Православную Империю. Спрятавшись от врагов за вывесками "СССР" и "РФ", Она продолжает существовать прикровенно, и в ее видимое возрождение мы свято верим.
На главную страницу |
|
Главная страница номера |