На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Шальнова
Я проработала в школе учительницей 33 года, теперь давно пенсионерка, но связи со школой не теряю, так как в ней учится внук.
Меня попросили позаниматься с учениками по русскому языку. Один мальчик из 8-го класса, другой - из 9-го. Учатся в разных школах, у разных учителей, но одинаково безграмотны, страшно безграмотны.
Такое впечатление, что они никогда не сидели за партой в начальной школе, которая учит писать элементарные слова, какими человек пользуется очень часто: гняздо, отдовал, поседел на лавочки. Эти ребята делают столько ошибок, что после проверки все написанное становится красным. Сами они болезненно переживают свою безграмотность, родители - тоже и платят деньги репетиторам.
Чем объяснить, что школа скатилась к такой безграмотности?
Во-первых, у учащихся пропал стимул к учебе: института многим не видать, а нужно искать любую работу на хлеб насущный.
Во-вторых, перестали читать, часами сидят перед ТВ, смотрят мультики, боевики. А чтение оказывает на человека двойное воздействие: рациональное (познавательное) и эмоциональное.
В-третьих, многое зависит от учебника "Русский язык".
Когда-то мы работали по учебнику С.Г. Бархударова и С.Е. Крючкова. "Учебник русского языка", 1965 г. (начала работать с 1951 года по 1984 год). В этом учебнике дана система правил, много тренировочных упражнений после каждого правила. На уроках мы писали, заучивали нужные слова, подбирали родственные и учителя получали хорошие результаты в грамотности учащихся.
Когда этот учебник "ушел в отставку", несколько лет подряд стали издавать новые. Вот тогда-то учителя почувствовали, что грамотность учащихся падает. Результаты контрольных диктантов стали очень плохие. По новым учебникам приходилось больше говорить, чем писать.
Раньше обращали внимание на почерк, он вырабатывал аккуратность и собранность во всем, требовательность к себе. Сейчас же у многих ребят невозможно разобрать, что написано. Небрежность порождает безграмотность, неряшливость во всем.
Какая неряшливость звучит в речи многих говорящих в общественных местах! Один студент на перроне умудрился с помощью одного слова на "б" рассказать товарищам, как он, не готовясь, пошел сдавать экзамен. Трое молодых людей молчали, а он бравировал матом, пока мы его не одернули. Серьезная реформа нужна и в устной речи. Новая реформа обещает 12 лет учебы в школе. Что они дадут? Согласна с академиком Скринским, что обучение до 18-19 лет закрепит у молодежи иждивенческую зависимость от родителей и государства. За 12 лет учебы некоторые женятся и посадят новые семьи на шеи матерей-одиночек, так как большинство детей живут без отцов. А большая часть учащихся ждут с нетерпением окончания школы, чтоб вырваться из-под опеки учителей и родителей, чтоб пойти зарабатывать самим, жить свободно. Во что обойдутся все "эксперименты в особо крупных размерах" обществу и молодому поколению, похоже, власти не волнует.