На главную страницу |
|
Главная страница номера |
В миру Михаил Борисович Максимович. Происходил из известного дворянского рода Максимовичей, среди представителей которого - св. Иоанн, митрополит Тобольский. В 1914 году Михаил окончил кадетский корпус. Во время гражданской войны был эвакуирован в Югославию, где окончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 году пострижен в монахи с именем Иоанн, и с 1929 года воспитатель в сербской семинарии города Битоль. В 1934 году был хиротонисан во епископы и переведен в Шанхай, тогдашний центр дальневосточной эмиграции. Много времени владыка Иоанн уделял детям. В Шанхае им был основан приют святителя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей. Позже служил в Сан-Франциско, где и был погребен в 1966 году в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте". Архиерейским собором РПЦЗ в 1994 году архиепископ Иоанн канонизирован в лике святых.
О. Андрей Папков, клирик РПЦЗ:
Скоро будет десять лет, как я занимаюсь темой святителя Иоанна Максимовича. Я собираю материалы, свидетельства очевидцев, документы. Эта тема греет душу; когда ею занимаешься - обогащаешься духовно.
Владыка был очень строгим аскетом, много времени проводил в молитве, не ложился в постель более сорока лет. Часто ходил босиком, но последнее не было результатом его эксцентричности и юродства. Просто он спал либо на полу, на коленях, либо в кресле, сидя - и в связи с этим у него была ослаблена деятельность сердца, пухли ноги, и ему просто больно было носить ботинки. Поэтому он часто ходил босиком, и ноги у него были в ранах.
Владыка Иоанн юродивым не был. Подвиг юродства предполагает, что человек будет сознательно навлекать на себя осмеяния, поношения ради воспитания смирения. Владыка Иоанн был архиереем до мозга костей, и никогда бы не стал навлекать на себя осмеяние. Он слишком уважал свой сан. Но он жил в своем мире и не слишком считался с человеческими условностями. Некоторые вещи могли казаться странными, но юродивым он не был.
Иеромонах Роман (Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль):
Его принимали за юродивого, потому что многое в нем выглядело странным. Но известно, что каждое утро он принимал холодный душ, причесывал волосы - после этого весь день уже не заботился о своей внешности. И из-за этого, и из-за того, что он был немножко косноязычным, многим владыка казался юродивым.
О. Андрей Папков:
Он неоднократно приезжал в наш приходской храм - и я помню его живым. Помню богослужения. На шестопсалмии ему не нужен был часослов, он читал на память. Он был насквозь пропитан духом богослужения. Отец Серафим Слободской - настоятель нашего приходского храма - был большим почитателем владыки Иоанна. И он говорил, что духовную качественность человека нужно определять по отношению человека к владыке Иоанну. Если человек архиепископа Иоанна чтит - значит, все в порядке. Если не чтит - с таким человеком надо быть поосторожнее. Если хотите, владыка Иоанн был своеобразным барометром, по отношению к которому определялись нравственные качества того или иного человека.
Иеромонах Роман (Красовский):
Я прислуживал ему в алтаре. Мне тогда было 5-6 лет, я пришел в храм с мамой. Его хорошо знали и почитали в моей семье. Он исцелил моего брата от серьезной болезни. Мой брат исповедовался у него. Мать Елизаветы тоже исцелилась по молитвам святителя Иоанна.
Елизавета Жохова (Си-Клифф):
Я тяжело болела, у меня был менингит, и почему-то доктора не знали, что именно и как лечить. Владыка приехал, помолился и абсолютно без никаких повреждений я выздоровела, никаких последствий у меня не было. Менингит в те времена, в Марокко, где мы тогда жили и где не было лекарств, был практически неизлечим - так что это было настоящее чудо. Чудо молитвы владыки Иоанна.
Евгения Олеговна Пафнутьева (Сан-Франциско):
Я помню владыку Иоанна еще по Шанхаю, тогда среди беженцев было много несчастных, опустившихся русских людей. Запомнилось отношение владыки к детям. В особенности - к приютским. Он посылал священников на окраины города искать везде детей. Одного ребенка владыка обменял на бутылку водки. Нашел его у пьяницы-матери в лачужке и за бутылку водки забрал к себе в приют. Возле храма всегда толпились пьяницы - в основном из русских. А владыке нередко в дар приносили теплые вещи, шерстяные носки. Он всегда раздавал их пьяницам.
Когда он принял монашество, то дал обет - сорок лет не ложиться в постель. И за сорок лет ни разу не пользовался кроватью! Сперва он всячески скрывал это, но потом тайна раскрылась, и об обете отца Иоанна пошли разговоры.
Спал он на коленях, засыпал, молившись ночью или сидя в кресле. Спал таким чутким сном, что всегда можно было ему позвонить в 3 часа утра, в 4 часа утра - и поговорить с ним, получить совет, если это было необходимо.
Священник Сергий Котор (Сан-Франциско):
Перед канонизацией была назначена комиссия, которой было поручено проверить состояние мощей. И я был одним из ее членов. Перед нами встала большая проблема: позволят ли городские власти открыть гробницу? В Штатах с большой осторожностью относятся к погребенным. Сначала мы думали обратиться к городским властям, но потом решили отправиться к саркофагу ночью. Владыка собрал группу священников, и мы спустились в усыпальницу. Бетонный саркофаг был закрыт тяжелой крышкой, и открыть ее стоило больших усилий. Гроб совершенно истлел; с большим трудом мы сняли крышку гроба: она могла рассыпаться. Когда мы проверяли состояние мощей, впервые увидели владыку после погребения... Поразило то, что мантия была, как будто ее вчера сшили. Совершенно новая совершенно свежая. Мы увидели тело владыки. Оно было как бы покрыто слоем белой пудры. Когда ее сняли, то, к нашему великому удивлению, обнаружили, что тело было нетленное. Мы засвидетельствовали, что мощи есть, что они нетленны. Через несколько месяцев стали готовить мощи к прославлению. Их вымыли раствором розовой воды с маслом и сперва боялись поломать, но оказалось, что они были до того твердые, что можно было за них не волноваться.
Многие получали его молитвенную помощь. Исцелялись больные. Все, кто приходил с молитвой, всегда получали ответ через святителя Иоанна.
На прославлении было колоссальное количество православных людей - и русских, и нерусских. Приехали из Африки, из Австралии, из России, из Азии, из Канады, из Южной Америки, Европы.
И сейчас немало людей исцеляются благодаря молитвам святителя Иоанна; одна женщина положила на раку фотографию больного раком господина из России, который ничего не хотел даже слышать о Боге. Через несколько дней он был исцелен и попросил, чтобы она прислала ему информацию о владыке Иоанне. Ведь он прочувствовал, что исцеление было сверхъестественным и свершилось только благодаря помощи святителя Иоанна.
Святитель Иоанн верил в восстановление православной России. В одной из своих проповедей в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, он говорил: "Искание правды - основная нить жизни русского народа... Тяжкие страдания его есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те тяжкие страдания, тоска жизни под властью лютых безбожников говорят, что русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера".