На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Назад хода нет

Николай Сергеевич Леонов

    Летнее время в последние годы приносило существенные изменения в чеченскую драму, уже почти 10 лет изматывающую душу России и несущую неисчислимые страдания самому чеченскому народу. В самом деле, 7 лет назад, в знойные июньские дни 1995 года, разыгралась кровавая трагедия в г. Буденновске, захваченном головорезами Шамиля Басаева. Годом позже, уже в июле, боевики-сепаратисты развернули генеральное наступление на федеральные войска, в результате которого им удалось взять г. Грозный и навязать деморализованному российскому руководству позорное Хасавьюртское соглашение, по которому Россия была готова поступиться своей территориальной целостностью и признать независимость бандитско-террористической Ичкерии.
    Слабость федеральной власти в результате прогрессировавшего гниения ельцинского режима привела к тому, что в 1999, снова летом, отряды ваххабитских боевиков вторглись в Дагестан и начали войну с прицелом на отрыв от России всего Северного Кавказа и создание там крупного ваххабитского государства, враждебного Москве. Встретив сопротивления дагестанских ополченцев, поддержанных вскоре всей мощью российских вооруженных сил, боевики откатились назад в свое логово и сорвали злобу на мирных гражданах России, организовав в сентябре 1999 взрывы жилых домов, повлекшие многочисленные жертвы.
    Впервые общественное мнение России осознало нависшую над страной угрозу и оказало поддержку власти и Российской Армии в проведении широкомасштабной контртеррористической операции. За несколько месяцев организованные банды Масхадова-Басаева были разгромлены, и к лету 2000 года встал вопрос о формировании новой постоянной администрации Чечни и передаче функций по восстановлению конституционного порядка в республике в руки МВД, а потом ФСБ России.
    Указом В.В. Путина в июне 2000 года главой администрации республики был назначен 49-летний муфтий Чечни Ахмад Кадыров. Да, он с 1994 по 1999 год участвовал в боевых действиях против федеральных сил, но затем круто повернул в сторону России, убедившись в бессмысленности и преступности действий сепаратистов. Два года назад было много споров относительно целесообразности такого выбора, но "Русский Дом" - и телепередача, и журнал - последовательно придерживались той точки зрения, что добиться мира в Чечне можно только с помощью самих чеченцев. Никакие властные структуры, создаваемые из временно командированных людей из Центральной России, решить полностью эту задачу не смогут.
    Как же складывается обстановка в мятежной республике на сегодняшний день после стольких лет кровопролития? С одной стороны, война продолжается, хотя и в другой форме. Сепаратисты потеряли многих из своих руководителей, включая "черного Хаттаба", но все же остаются на свободе их харизматические лидеры, и в первую очередь Масхадов и Басаев. Централизованное управление в значительной мере утрачено, вожаки сепаратистов полностью выродились в террористов и бандитов, паразитирующих на чувствах страха и мести. Боевики воюют в основном за деньги, в зависимости от "звания" они получают от 200 до 2100 долларов. Средств у них хватает на то, чтобы вести широкую идеологическую работу в республике. В магазинах, на рынках можно свободно купить аудио- и видеокассеты откровенно антироссийского, сепаратистского содержания. Немало распространяется и печатных изданий, призывающих к тотальному террору и свержению государственного строя Чеченской республики.
    Надо признать, что федеральное ведомство, руководимое министром Лесиным, оказалось беспомощным в организации эффективной информационно-пропагандистской работы в Чечне. Из формально имеющихся в Чечне 18 газет более или менее регулярно выходят всего пять-шесть, да и на них бюджетных денег не находится, и издаются они на личные средства глав администраций районов.
    В республике работает дочерняя от ВГТРК телевизионная компания, но ее "российское происхождение" мешает ей завоевать полное доверие местного населения, в котором, прямо скажем, сильны подозрения и неприязнь к федералам.
    Недавно на пост министра печати Чеченской республики был назначен известный деятель Беслан Гантамиров, в последнее время занимавший пост главного федерального инспектора Южного федерального округа. Надо надеяться, что ему удастся добиться перелома на важнейшем сейчас фронте идеологической борьбы за души и сердца чеченцев, отравленные в последнее десятилетие ядом националистического шовинизма.
    Благодаря колоссальным финансовым вливаниям со стороны российского федерального бюджета постепенно возрождается экономика Чечни. Если в 2000 году было засеяно 30 тыс. га земли, в 2001 году - уже 170 тыс., а в нынешнем посевной клин вырос до 200 тыс. га. Погашены пожары на всех горевших нефтяных скважинах. "Грознефтегаз" -дочернее предприятие от "Роснефти" - взяла на себя добычу и реализацию сырья. Сейчас на очереди налаживание переработки нефти на восстанавливаемых мощностях.
    Дела пошли бы много быстрее и лучше, если бы не воровство и коррупция -детище нашего времени. Недавно Счетная палата проверяла, как расходуются выделяемые на восстановление Чечни деньги. Оказалось, что в 2001 году 12,5 млрд руб. израсходованы "крайне неэффективно", а более 700 млн вообще уплыли не по назначению.
    Местные власти путем приписок, например, увеличили число детей в республике на 70 тыс. Также оказались завышенными данные по численности студентов, пенсионеров и т. д.
    Деньги на восстановление водопровода в Грозном истрачены, а воду в город по-прежнему привозят в цистернах. И таких примеров можно привести целую гору.
    Причиной всему административный ералаш в чеченских делах. Главный надзиратель за всеми вроде бы вице-премьер Виктор Христенко, а госзаказчиком всех работ является ведомство Германа Грефа, которое все перепоручило Дирекции по проведению строительно-восстановительных работ в Чеченской республике, но кроме них есть специально назначенный министр по делам Чечни г-н Елагин, правительство Чечни под командованием Кадырова и т. д. Нет единого управляющего центра, не с кого спросить, чем пользуются стаи жуликов-жучков, жирующих вокруг федеральных денег. А ведь в нынешнем году будет выделено 16 млрд руб. От правильного использования этих денег зависит стабилизация обстановки в республике. Воровство - преступление не только финансовое, но и политическое, ибо ответственность за срыв любых планов ложится только на Россию, ее центральную власть. Стыдно читать признания прокурора республики, что в Чечне нет ни одного морга, нет даже мешков для трупов. Где уж тут говорить о создании в Чечне филиалов лучших московских, питерских, ростовских вузов с бесплатным обучением, чтобы привлечь чеченскую молодежь к знаниям, как о том по-маниловски мечтает Руслан Хазбулатов.
    Пока еще главные усилия сосредоточены на завершении антитеррористической операции, в которую все шире и шире вовлекаются чеченские власти, духовенство и старейшины республики. В начале июня этого года Духовное управление мусульман Чечни и Совет старейшин обратились ко всему народу с призывом очнуться, наконец, и объединить усилия с тем, чтобы дать отпор тем "кто не хочет, чтобы мы жили нормально, ведь мы их знаем (подчеркнуто нами). Главы администраций, имамы мечетей, кадии должны контролировать всех приезжающих в населенные пункты, а жители - оказывать им возможную помощь в этой работе".
    В Обращении дается жесткая, но справедливая оценка Масхадову, Басаеву и др. бандитам, которым "не будет прощения как на этом, так и на том свете, потому что у них нет Бога, нет веры". "Остановите своих детей, братьев, сестер от самоуничтожения. Давайте объединимся вокруг нашего главы Администраций, Правительства Республики и будем творить добро, созидать!", "Русский Дом" полностью поддерживает это обращение и видит в его предложениях единственный выход из затянувшегося кровавого кризиса.
    Уже до конца нынешнего года будет доработан и вынесен на всенародный референдум проект Конституции Чечни, которым предусмотрены президентская форма правления в республике. А. Кадыров считает, что в Чечне "пока не время парламентов, государственных советов", Главное - установление мира и порядка, возвращение республики в правовое поле после 12 лет беззакония.
    Уже сейчас в кругах чеченской диаспоры в Москве и в других городах развернулась нешуточная борьба вокруг кандидатур на будущий пост главы Чеченской республики. Хочется верить, что Москва, наученная горьким опытом последних 10 лет, не сделает ошибки, как это было с Р. Аушевым в Ингушетии, и окажет поддержку тому кандидату, который делом доказал готовность жить в мире и согласии в многонациональном доме России,

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU