На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

    Уважаемый отец Александр! Хочу прежде всего поблагодарить Вас за регулярные выступления на радио "Радонеж" и в журнале "Русский Дом". Не могу не согласиться в основном с Вашей оценкой происходящего ныне в мире. Действительно, "уже позднее, чем кажется". Наверное, любой человек, неравнодушный к судьбе Отечества, мучается сейчас этими вопросами: как мы до этого докатились, могло ли быть иначе, что можно сделать сейчас?
    Я уверен, что надежды на возрождение, которые многие питали в конце 80-х, были слишком поверхностны. 70 лет атеизма не прошли даром. Вы как-то назвали наше время "переходом от атеизма к сатанизму". Мне трудно принять эту формулировку - на самом деле, чем отличается одно от другого? Разве не было проявлений сатанизма в атеизме - и в древности, и в том, какой показали большевики?
    В общем, оглядывая историю последнего десятилетия, я с горечью думаю, что происходящее в нашей стране, увы, закономерно. И иначе быть не могло, тут нечего голову ломать. Сами виноваты. Остается вопрос, можно ли что-то еще исправить? Мы все слышали много раз, что верующим в Бога все возможно. Так часто мы слышим эти слова, настолько они подчас расходятся с нашей повседневностью, что мы уже не принимаем их в расчет. Что же нам делать?
    В. Шаповалов, г. Электросталь Московской обл.

    Действительно, мы переживаем уже не "переход от социализма к коммунизму", а переход от атеизма к сатанизму. Вы верно заметили, что самое главное, что было в нашей истории в XX столетии и что сейчас происходит, - это атеизм и его война против Церкви,
    Есть разные виды атеизма. Есть атеисты на деле, которые думают, что они верят в Бога, но которые отрицают Его существование всеми своими поступками, всей своей жизнью. Этот "практический атеизм" поклоняется миру, власти и деньгам.
    И есть такие атеисты, которые думают, что они не верят в Бога, но которые на самом деле бессознательно верят в Него. Потому что то, что они отрицают - не Бог, а что-то другое. Они не Бога отрицают, а свое ложное представление о Боге.
    И есть абсолютные атеисты. Они действительно отрицают существование Бога, в Которого веруют верующие, - Бога Творца, Промыслителя, Спасителя и Отца, имя Которого бесконечно выше всякого имени, какое мы можем произнести. Поэтому они вынуждены совершенно изменить свою систему ценностей и уничтожить в себе все, что может напоминать им об отвергнутом имени. Они избирают путь вседозволенности, сознательно выступая против Божественной правды и Небесной красоты.
    Есть атеизм полного отвержения самой идеи Бога, которая замещается пустотою. Самое страшное, что существует сейчас в мире, -это философия пустоты, которая, естественно, заполняется самой страшной чернотой. Такой атеизм может быть поверхностным и, так сказать, эмпирическим. В течение столетий он создает пустоту в центре мира мысли, так что человеческая мысль развивается уже не вокруг идеи Бога, а вокруг пустоты. Такой атеизм еще не ставит своей целью изменить этот мир, единственная его забота - дать возможность человеку жить комфортабельно в эмпирической свободе - то есть делать все, что ему нравится. Однако этот атеизм полного отрицания может быть глубоким и даже мистическим. Так что пустота, которую он создает в центре всего, распространяется повсюду, по всему миру мысли и опустошает его весь без остатка. И свобода, которую он провозглашает, - абсолютная независимость, род божественной свободы. И человеческое "я" не находит лучшего способа самоутверждения, чем свободное отрицание всего (например, самоубийство Кириллова в "Бесах" Достоевского).
    Есть такой атеизм, который ведет активную войну против всего, что мы называем Богом. Это скорее антитеизм, чем атеизм. Антитеизм антихриста. Он делает отчаянную, если не сказать героическую, попытку перестроить в соответствии с этим перманентным состоянием войны против Бога весь человеческий мир мысли и всю шкалу духовных ценностей. Этот атеизм обнаруживается в трагическом атеизме Ницше или в атеизме экзистенциализма (Сартр, Камю и т.д.).
    Особый интерес представляет для нас революционный атеизм диалектического материализма, поскольку ему удалось привести весьма значительное число людей жить по этому новому типу веры и отдаваться беззаветно ей. Этот атеизм - наиболее яркое и беспрецедентное историческое явление. По нашей земле в XX веке прошли бури этого атеизма, требующего от человека жить всей своей глубиной ложной верой безбожия, изменяющего лицо земли.
    В конце концов, суть атеизма сводится к простому. Дорогая уму атеиста старая плоская шутка, что "научное объяснение мира избавляет от существования Бога", сегодня уже не звучит. Она и раньше для умных людей не особенно звучала. Мы помним высказывания великих ученых прошлого на эту тему: "Только малое знание удаляет от Бога, а большое только приближает к Нему" (Ньютон); "Я много знаю и верю как простой бретонский крестьянин. Если бы я знал больше, я верил бы как простая бретонская крестьянка" (Пастер); "Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых" (Паскаль).
    Однако всякая апелляция к науке и все так называемые философские аргументы для атеиста - второстепенная защита, неопределяющий мотив. Пусть они не выдерживают никакой критики, атеист и не держится за них. Почему, ради чего он делает так? Ради акта внутренней свободы, в которую вовлечена вся его личность. Исходный пункт абсолютного атеизма - фундаментальный акт нравственного выбора, свободное самоопределение. То, которое было у падшего денницы и у падших с ним ангелов. Жить как я хочу, ничем не ограничивая себя, пусть это будет разврат, убийство, магия - вот высшая свобода, которая провозглашается сегодня.
    Современный атеизм, в котором совмещаются одновременно все виды атеизма, уже показывает в полноте, и еще не так покажет, что значит ничем не ограничиваемое зло. И здесь атеизм становится сатанизмом.
    Что же нам делать, в конце концов, как нам противостоять этому злу? Как раз в тайне атеизма и заключен ответ. В самом жестоком проявлении абсолютного атеизма нужно увидеть по-своему чудесное, безжалостное, мстительное зеркало "практического атеизма" слишком многих верующих, которые лгут своей вере. Как раз поэтому, может быть, Господь попустил все потрясения, все бури, и впереди нас ждут еще большие. Господь все посылает ради нашего блага, и все, что происходит в мире, должно напоминать об этой тайне. Не являемся ли мы "практическими атеистами", вследствие чего и умножается зло?
    В абсолютном атеизме - прежде всего может быть - плод осуждения Богом "практического атеизма", отражение гнева Божия по отношению к нашей неверности Ему.
    Если это так, то единственный способ избавиться от абсолютного атеизма - избавиться от атеизма практического. Кому неясно, что внешнего, декоративного христианства недостаточно теперь для мира! Вера должна стать реальной верой, практической, живой. Верить в Бога, как говорят святые отцы, должно означать - жить так, что жизнь не была бы возможной ни на один день, если бы Бога не существовало.
    Будем помнить всегда, что Господь все содержит, помнит о каждом человеке. Как говорит святой Иоанн Златоуст, Бог попускает злу раскрыться до последнего предела, чтобы дать проявить себя свободе всякого разумного существа, чтобы испытать нашу верность Богу в самых отчаянных обстоятельствах и чтобы потом явить Свою всепобеждающую силу и могущество.
    Да, любящему Бога все содействует во благо. И чем больше скорби, тем большее ждет нас в вечности утешение. Но и земная надежда на Воплотившегося Бога могла бы стать оживотворяющей силой современной истории - в невозможном для человека, но не для Бога возрождении России.
    Дорогой "Русский Дом"!
    Каждый день средства массовой информации приносят сообщения одно ужаснее другого. Более чем символична осада храма Рождества Христова в Вифлееме израильскими войсками. Одну из главных христианских святынь они обстреливают точно так же, как большевики стреляли по Кремлю и разрушали русские храмы.
    Только что по радио сообщили, что за минувший год в Москве из-за махинаций риэлтерских фирм лишились жилья 30000 человек, причем часть из них пропала без вести, а остальные стали бомжами. При этом государство и не думает что-либо предпринимать. Как и в случае с фальшивыми лекарствами, которых в аптеках ныне более 60%, или с 3 миллионами беспризорных детей - то, о чем вы писали в предыдущих номерах "Русского дома".
    Мы понимаем, что после отпадения от Бога мир лежит во зле. Многие мои знакомые говорят, что так было всегда, что не было времени, когда не было войн, безнравственности, несправедливости. Это, конечно, так. Однако я чувствую, что в наше время появилось нечто новое. Но что именно? Я пытаюсь понять духовный смысл этих изменений, видя возрастание зла, но не могу найти точного определения.
    А. В. Гладкова, г. Москва

    Вы даете совершенно точное определение, говоря о том, что зло возрастает. Согласно Писанию, прежде чем наступит кончина мира, "последняя жатва", должны созреть плевелы, не только пшеница.
    Никогда еще человечество не знало таких ужасов по глубине и масштабу зла, как это было в XX столетии. Но организованные лагеря смерти ГУЛАГа и Освенцима, судя по тому, что мы сегодня наблюдаем, были только прелюдией к сегодняшнему и завтрашнему.
    Никогда еще зло не было столь ярким, и никогда еще реакция на него не была столь слабой. Мы много раз говорили о том, что зло сегодня, во-первых, все чаще выступает открыто, не прикрываясь уже ничем, как оно обычно это делает. Потому что оно сознает свою силу. И, во-вторых, что более страшно, - это отсутствие сопротивления злу, своего рода СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита, когда организм (в данном случае - общественный и даже церковный) не имеет силы противостоять малейшей инфекции. В третьих, зло становится как никогда организованным и организованным в мировом масштабе. В этом смысле фашизм и коммунизм были только репетицией. Новейшие технические достижения позволяют в одно мгновение войти во все дома с любой ложью и непотребством, поразить ими сразу все человечество. При этом организованное зло имеет в своих руках такие мощные средства, чтобы смести даже целые страны, если они оказываются препятствием на его пути, как это было, например, недавно с Сербией.
    Кроме того, сейчас все говорят, особенно после демонстрации по CNN расстрела российского парламента в 1993 году, войны в Персидском заливе, бомбардировки Сербии и неизвестно кем организованной террористической атаки на Америку, что современная электронная техника подвела нас к тому, что мы уже не различаем массовое уничтожение людей огнем ракет от компьютерной видеоигры. И только когда какая-нибудь новая страшная жестокость шокирует зрителя, масса обывателей вздрагивают и кто-то переключает программу.
    Кто сомневается в том, что организованность зла - явное свидетельство близкого присутствия организующего это зло - "человека беззакония"!
    Можно видеть, что при Сталине совершалось уничтожение части народа. Последние годы у нас происходит уничтожение всего народа. Но самое страшное не в этом. Новое заключается в том, что зло направлено, главным образом, на уничтожение личности. Приближается век толпы: все, что было в этом роде ранее, только прообразы. И он выдвигает своих вождей, которые все сокрушат. В массовое сознание уже введено то, что должно определять личность человека, - быть как все.
    Быть как все, со всем человечеством - это величайшее достоинство человека там, где речь идет о добре и правде, о том, что на самом деле определяет личность человека. Человек настолько человек, насколько он живет по добру и правде. И, в конце концов, по благодати Христовой. Быть как все - по-христиански значит быть с Церковью, со Христом.
    А здесь совершается диавольская подмена. После коммунистической стадности наступила другая эпоха стадности - всеобщего греха, участвовать во грехе, как все. Богом данная жизнь подменяется компьютером и Интернетом. Люди могут быть искусственными собеседниками, которым не нужна живая речь. И брак, и самые сокровенные отношения могут оказаться заменены этим.
    Эта общая атмосфера может оказаться сильнее совести и Бога. Всякий грех стирает черты единственности и неповторимости человека. И там, где массовым сознанием жизнь без Бога, без стыда и без совести принимается как норма, совершается уничтожение личности. Все это делается под видом "свободы индивидуума", но достаточно посмотреть на моды, чтобы понять, что все совершается как по команде: все должны быть с голым животом и накладной татуировкой. И самое главное, все должны быть "свободными личностями", для которых не существует никаких нравственных и религиозных запретов. Мне рассказали, что по НТВ во время школьных каникул шла передача под названием "Это делают все". Прошу прощения за то, что приходится об этом говорить, но без этого вы не поймете, о чем речь. Было показано то, от чего содрогнулись "видавшие виды" телезрители: передача была посвящена детальному показу различных половых извращений со всеми натуралистическими подробностями.
    "Порнозвезде девять лет", "Сексом надо заниматься с восьми лет" - это у них такие заголовки в газетах. Каких же они монстров хотят вывести? Вампиров, которые будут друг у друга кровь пить и клонироваться? Потеряны все ориентиры. Это очень необычно. Хоть бы какой просвет - но нет, будь как все.
    Воистину растлители страшнее разрушителей. Разные могут быть формы геноцида. Сейчас все делают, чтобы отбить охоту рожать детей. Никто не скажет, даже на примитивном уровне, что ребенок - это счастье. Совершенно нет культа детей, культа ребенка. Вообще делают вид, будто детей не существует. Детей и проблем, связанных с ними. Есть только двенадцатилетние проститутки. Развращение детей - это глубочайший диаволизм, нет большей цели у диавола, чем чистую душу развратить и погубить. Как при Сталине в лагеря отправляли детей "врагов народа", потенциальных мстителей, так теперь всех детей хотят определить в духовные смертники. Чтобы некому было встать за русский народ.
    Как преодолеть это растворение в серной кислоте? Для этого надо быть личностью. "Среднему человеку" в этой атмосфере не выжить. Личность - только тот, кто со Христом, кто причастен Его крепости, Его любви, Его благодати. Наступает время новых скорбей, новой верности Богу. "Не бойся, малое стадо" - Господь не теряет власть никогда. Для Бога нет ничего невозможного, только бы мы были с Ним.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU