На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Л.А. Ильюнина
Эта краткая статья вызвана не желанием "порассуждать на тему", а созревшей необходимостью осознать масштаб поэтического дара нашего современника - иеромонаха Романа (Матюшина).
К сожалению, творчество отца Романа большинством его почитателей (мы уж не говорим о недоброжелателях) воспринимается только как "внутрицерковное явление" или только как "певческое искусство". О том же, что это настоящая поэзия, которая стоит в одном ряду с русской классикой, не пишется и почти не говорится. Мы попробуем сказать об этом, выбрав одну только тему в творчестве Романа, главную, как и у всякого большого поэта, - тему России.
И без строгого статистического подсчета видно: стихи о России преобладают у отца Романа. Это - сквозная тема-боль от первых, ранних стихов до последних, написанных совсем недавно. На наш взгляд, к сказанному в них нужно относиться как к пастырскому слову. Слову одухотворенному, слову, которое "судит помышления сердечные" и касается сердца как "меч обоюдоострый". Недаром поэт прославил русский язык как язык божественный:
Родная речь - Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык!
4 марта 2001 г., скит Ветрово
Можно выделить основные неизменные составляющие того образа Руси, который встает со страниц книг поэта-монаха. Это всегда антиномия: Русь - поруганная, оскверненная обманом, и Русь Святая, не уничтожимая никем и ничем.
Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным языком. Тут нередки такие слова, как "прете", "выперла", "блевотина", "похабить", "турнуть" и пр. Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, "звездопоклонников", сытых христоборцев. В ней "вся тварь стенает и мучается доныне".
Святая Русь - это Белые Церкви и родники, поля, дороги, соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна подвижников, пророков и исповедников, мучеников наших дней - воинов Христовых, - униженного, но не потерявшего душу живую народа.
Соединяет этот звериный облик или личину и лик ангельский образ Руси-Голгофы, Руси распятой:
Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду - Лик Распятого Христа,
И всюду - продолжение
Голгофы.
7 января 1993 г.
…Я назвал бы Россию
Голгофой,
Но Голгофа одна на земле.
29 дек. 1992 г.
Прозрение в русской Голгофе, среди обмана и лжи, лика Святой Руси доступно немногим - это путь подвига. И можем с благодарностью и благоговением сказать - этот подвиг из года в год совершает иеромонах Роман. В стихах своих он облечен в рубище юродивого или зека, странника, нищего и гонимого пророка - таков, как в литературоведении принято называть, его "лирический герой". Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде всего обличитель народной неправды - устойчивый образ в русской поэзии. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, А.А. Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, жизненное делание. У отца Романа - это жизненное делание по преимуществу. Он берет на себя боль народную, он идет на жертву, он не бежит от ужаса действительности, он всматривается в самое тяжкое, что происходит в наши дни, - и он молит Бога о спасении посреди этого ада на земле. И из этого великого сострадания родился у отца Романа настоящий поэтический шедевр, который может быть уже больше, чем поэзия:
Деревья.
Листьев увяданье.
Стена приюта.
За стеной
Сидит в казенном одеяньи
Не нужный никому больной.
Его забыли все на свете
У каждого свои дела.
Он в тягость и жене,и детям.
Жила бы мать, она б пришла.
И только нянечка присядет
(
Хлебнула горюшка сама),
Седую голову погладит
И молвит: - Худо без ума.
Он согласится оживленно
И скажет косным языком: -
На что мне ум необновленный?
Уж лучше буду дураком.
Все проходящее пустое
Чертог почти уже сложил..
Его безумие святое
Я перед всеми ублажил!
7 апреля 2001 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Скит Ветрово
Последние стихи отца Романа - это предстательство пред Творцом за народ. "Русь моя!", - постоянно восклицает поэт, - "Ты на самом краю!" Но и описывая все подробности падения нашего, он заключает: "Это мой народ". Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, предупреждают нас о Конце, в них все, происходящее с нами, обретает апокалиптическое звучание.
В этих стихах, в самом строении еще не опубликованного сборника "Русский куколь", появляется и евангельское измерение судьбы России - за Голгофой будет Воскресение. Более того, путь страдания "даже до смерти" принимается поэтом как добровольное избрание, которое и делает Русь "богоизбранным народом", дает ей имя Святой Руси.
В родной земле прозревается рай Божий, вся природа ее пронизана благодатью, вся она молитвенно обращена ко Господу:
Ну вот и дождались тепла.
И на душе повеселело.
Трава на Божий свет пошла,
Чуток Земля зазеленела.
А дерева. Что дерева?
Они повременят немножко,
Покуда выстелит трава
Свои зеленые дорожки.
Но и потом не побредут
Топтать живое пред собою,
А все живое соберут
Глядеть на Небо голубое.
На всякий случай, от невзгод,
Им хорошо держаться вместе,
И травка тоже достает
До облаков и до созвездий.