На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Владимир Сергеевич Жилкин
200 лет назад родился адмирал П.С. Нахимов - в сонме славных сынов России один из славнейших. Место его рождения - село Городок Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне село Нахимовское Андреевского района Смоленской области). В день его рождения, 23 июля, в селе будет праздник. Это будет праздник всей России и праздник Севастополя -города сегодня зарубежного, города, за который адмирал Нахимов отдал жизнь.
В Севастополе адмиралы Ф.Ф. Ушаков и М.П. Лазарев построили морской оплот России - могучий и блестящий флот. В дни Нахимова в Севастополе билось сердце России. Здесь он окончил свой жизненный путь, путь русского православного воина, пройденный им безупречно.
Павел Степанович Нахимов в детстве моря не видел, но тринадцати лет он был зачислен в морской кадетский корпус и уже там стал отличаться среди товарищей своей особенной влюбленностью в море, в корабли, в морскую службу. Ей по окончании корпуса он отдавал всего себя, без остатка. О нем говорили впоследствии: "Павел Степанович служит 24 часа в сутки". Личной жизни он не знал. Его домом был корабль, семьей - команда, а в конце жизни стал гарнизон сражающегося Севастополя. Его служба по окончании корпуса началась на Балтийском флоте. В 1822-1825 гг. под командованием прославленного морехода М.П. Лазарева Павел Нахимов на фрегате "Крейсер" совершил кругосветное плавание.
Когда императору Николаю I удалось привлечь к совместным действиям в пользу освобождения балканских народов от турецкого ига западные державы, в 1827 году в Наваринской бухте (Южная Греция) объединенная эскадра союзников разгромила турецко-египетский флот. Флагман нашей эскадры "Азов", находившийся на острие атаки, нанес противнику огромный урон. Командовавший на "Азове" батареей лейтенант Нахимов среди особо отличившихся офицеров был отмечен высшими наградами Англии, Франции, Греции и высшим воинским отличием России - орденом Святого Георгия. Тогда же он был произведен в чин капитан-лейтенанта и стал командиром корабля.
В 29 лет он командует фрегатом "Паллада" на Балтийском море под началом адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, знаменитого мореплавателя, открывшего вместе с Лазаревым Антарктиду. Но вскоре от престижной, открывавшей широкие возможности для карьеры службы на Балтике Нахимов отпрашивается на Черное море. Здесь его привлекает широкое поприще военно-морского строительства. Главнокомандующий Черноморским флотом М.П. Лазарев давно знал Нахимова и высоко его ценил, помнил вахтенным офицером в кругосветном плавании, был его командиром на Азове в Наваринском бою. В отличие от Балтийского флота служба на Черном море отличалась меньшей парадностью. Продолжая и развивая традиции, у истоков которых стоял Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев стремился не приносить в жертву внешнему блеску главное - боевую подготовку, учил офицеров воспитывать в матросе сознательного защитника Отечества, уважать в нем личность, быть для него не барином, а старшим товарищем. В лице Нахимова адмирал Лазарев обрел ближайшего сподвижника и лучшего ученика.
С 1837 года Нахимов - капитан I ранга. Линейный корабль "Силистрия", которым он командовал, был признан лучшим кораблем Черноморского флота. О службе Нахимова в то время современник вспоминал: "Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота и с уверенностью,что все, что следует им или в чем можно сделать облегчение, командиром не будет забыто". Матросы были преданы Нахимову безгранично. В 1845 году он был произведен в контр-адмиралы. В это время его уже знал весь флот и весь Севастополь. Все видели и знали, что он живет для подвига, что, отдавая службе все силы, он готовится к решительному часу для флота и для Родины.
Этот час настал в 1853 году, когда началась так называемая "Восточная война", в отечественной истории известная более как "Крымская". Император Николай I последовательно проводил политику защиты православных народов Оттоманской империи, политику, имевшую конечной целью их освобождение. В этом он надеялся на "понимание" Запада, не подозревая, до какой степени зависимой стала к тому времени политика европейских правительств от масонства, опирающегося на мощь международной финансовой олигархии. Он не мог предвидеть, что "христианские" государства выступят против России в военной коалиции с мусульманской Турцией. Но к тому времени уже сформировались основы "нового мирового порядка" со всеми его приоритетами, включая отношение к России. Не столько за Турцию, сколько против России выступил единым фронтом Запад, и Россия вступила с ним в вооруженное противостояние одна, без единого союзника.
Но в 1853 году Россия воевала пока только с Оттоманской империей. В условиях открытой войны с турками мятежные горцы на Кавказе могли получать от них помощь не путем контрабанды, как прежде, а иметь массированную поддержку с военных кораблей. Этой ситуацией были обусловлены главные задачи Черноморского флота. Под командованием Нахимова из Севастополя на Кавказ был переброшен огромный десант. Операция эта была проведена Нахимовым блестяще. Но, имея на Черном море сильную эскадру, Турция была способна взорвать ситуацию на Кавказе в любой момент.
Турецкий "прыжок" на Кавказ должен был осуществиться при помощи флота, который стоял в Синопской бухте на Анатолийском побережье. Когда Нахимов, чья эскадра крейсировала в юго-восточном секторе Черного моря, об этом узнал, он, не дожидаясь подкреплений, пошел к Синопу. На рассвете 30 ноября 1853 года эскадра Нахимова вошла в Синопскую бухту. Риск был велик. Турки превосходили русских численностью кораблей. В бухте у них было шесть сильных береговых батарей. Но под командованием Нахимова блестящая выучка и отвага русских моряков сделали свое дело. Турецкая эскадра была уничтожена полностью, а береговые батареи стерты с лица земли. Русские не потеряли ни одного корабля. Убитыми потеряно 38 человек, тогда как у турок около 4 тысяч. Был взят в плен их адмирал Осман-паша. Спасся лишь один турецкий корабль, бежавший с поля боя. Это был быстроходный пароход, которым командовал английский капитан на турецкой службе. Он примчался в Константинополь и доложил о катастрофе своему настоящему начальнику - британскому послу. Эскадра Нахимова с триумфом вернулась в Севастополь. Но русская победа вызвала переполох в стане западных покровителей Турции.
В марте 1854 года Англия и Франция открыли военные действия против России. Был бесславный поход британской эскадры на Балтику, неудачи русской армии на Дунае.
Тогда лондонская "Тайме" писала: "...главная цель политики и войны не может быть достигнута до тех пор, пока будет существовать Севастополь и русский флот. Взятие Севастополя и занятие Крыма вознаградят все издержки". И в сентябре 1854 года открылась главная страница этой войны. Весь горизонт перед Севастополем заполнила армада западной коалиции. Кроме мелких судов она насчитывала около 360 вымпелов.
70-тысячная англо-франко-турецкая армия высадилась в Крыму и начала осаду Севастополя. Но он был превращен в неприступную крепость. Экипажи Черноморского флота, сошедшие на берег с корабельной артиллерией под командованием своих адмиралов, составили костяк гарнизона. Солдаты, матросы и гражданское население днем и ночью под градом бомб строили укрепления, тушили пожары, отражали штурм за штурмом и держали осаду из месяца в месяц. Адмиралы В.И. Истомин, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, генералы В.И. Васильчиков и С.А. Хрулев, инженер Э.И. Тотлебен, хирург Н.И. Пирогов создали славу севастопольской обороны, с ними вместе многие тысячи героев - офицеров, матросов и солдат.
В самом начале осады погиб В.А. Корнилов и оборону Севастополя возглавил П.С. Нахимов. Организации обороны и защитникам города он отдавал все свое время, все средства и силы. Каждый день объезжал позиции, каждый день посещал раненых в госпиталях. Его видели в самых опасных местах. Дважды он был ранен.
На стороне осаждающих был перевес. Защитники Севастополя уступали им и в качестве вооружения и численно. Россия была вынуждена держать огромные силы на западных границах ввиду угрозы, возникшей со стороны Австрии и Пруссии, считавшихся еще вчера надежными союзниками. Но защитники Севастополя, всем на удивление, держались.
Под стенами Севастополя войска союзников несли огромные потери. И хотя падение города было неизбежно, стратегические замыслы союзников были сорваны. Уже и речи не было об отторжении от России Крыма и Кавказа, как планировалось в начале кампании. Оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней, изменила весь ход войны и спасла честь России. Душою обороны был адмирал Нахимов. В 1855 году о нем уже знала вся Россия. Он становился живой легендой. Севастопольцы знали: Нахимов из города не уйдет. Зная о готовящейся сдаче города, он решил остаться на бастионе с матросами и держаться до конца. Матросов оставалось совсем мало. Они составляли цвет севастопольского гарнизона, их называли "нахимовскими львами". Они боготворили своего Павла Степановича. Восторгом и любовью светились их лица, когда они видели на бастионах его слегка сутулую фигуру в золотых эполетах. Эти адмиральские эполеты были великолепной мишенью для вражеских стрелков. Но адмирал обычно выходил на бруствер, а на все предупреждения об опасности ответом было неизменное: "Я вас не держу". Выстрелом в голову он был сражен на переднем краю, когда, как обычно, объезжал позиции. Незадолго до своей гибели в приказе по Севастопольскому порту он обратился к матросам: "Матросы! Мне ли говорить вам о ваших подвигах на защиту родного нам Севастополя и флота? Я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию. Мы сдружились давно, я горжусь вами с детства..." Его не стало 30 июня 1855 года. За его гробом шел весь Севастополь. Адмирал уходил победителем. В его смерти сияла слава России.
Часто приходится слышать, что памятник П.С. Нахимову в Севастополе был воздвигнут в 1959 году. Это в лучшем случае полуправда. Памятник Нахимову был сооружен в 1898 году, а в 1928 году снесен во исполнение ленинского декрета "О снятии памятников царям и их слугам". На нахимовский пьедестал была поставлена фигура автора декрета, которая сгинула в годы войны. После войны советское правительство, которое возглавлял в то время И.В. Сталин, приняло решение не ее восстанавливать, а возродить памятник адмиралу Нахимову. Что и было исполнено в 1959 году.