На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Готовьтесь дать ответ Господу

А.Н. Крутов

По вашей просьбе предлагаем вашему вниманию беседу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с главным редактором журнала Александром Николаевичем Круговым, которая прозвучала в праздничной телепрограмме "Русского Дома".

    - Ваше Святейшество, а Вы помните свою первую Пасху?
    - Первую не помню, потому что первая - во младенчестве, а так, в сознательном возрасте - это уже в 6 лет, я помню.

    - Встреча Пасхи в детстве, потом священником, епископом, Патриархом. Изменилось ли ощущение этого Пасхального торжества?
    - Изменилось тем, что, уже начиная со священства, встречаешь Пасху с людьми, с народом Божиим. Уже от тебя зависит и настроение праздничное, чтобы его передать, и встречаешь не один, а чувствуешь себя в общении: в приходе, потом в епархии, ныне - со всей Церковью. Поэтому перед Пасхальной заутреней мы всегда обращаемся ко всем нашим соотечественникам, которые и в России живут, и в ближнем зарубежье, и дальнем, потому что праздник Пасхи объединяет всех нас.

    - Ваше Святейшество, нигде в мире не празднуется так широко, так светло, так радостно этот праздник - Пасха, Воскресение Христово, как у нас, у русских, в России, в Православной Церкви.
    - Да, в России совсем по-особому празднуют. Это действительно "праздников праздник" и "торжество из торжеств". И даже в трудные годы десятилетий богоборчества все-таки всегда Пасха праздновалась. Может быть, иногда потаенно, может быть, не всегда открыто. Я помню десятилетие (70-80-е годы), когда в Вербное воскресенье люди несли вербочку в своих сумочках. А сейчас идут открыто, несут вербочку в своих руках.

    - Светлая радость, которую дает нам Господь, спрашивается за что: ведь мы, грешные, иногда даже сами в свою душу боимся посмотреть, настолько она грешна. А вот Господь берет и дарит нам такой светлый праздник - Воскресение.
    - В слове Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальной утрене, говорится, что Господь призывает всех к радости. И тех, которые постились, и тех, которые не постились. И те, которые пришли в 6-й час, и в 9-й, и в 11-й час. Все призываются к радости светлого Праздника. И мы ощущаем, что этот Праздник обнимает всех.

    - Можно ли сказать, что уже осуществилось Воскресение России или все еще впереди?
    - Нужно продолжать делать все для того, чтобы помочь России воскреснуть и стать Святой Русью. Часто я привожу пример, когда пророк Моисей выводил народ избранный из египетского плена, 40 лет водил по пустыне. Нужно было, чтобы ушло поколение с рабским менталитетом. Мы же хотим, чтобы за 10 лет изменилось полностью сознание людей. Люди среднего или пожилого возраста часто как-то с извинением говорят: "Мы не знаем ничего". Но они не виноваты. Виновата идеология, которая воспитывала их в отрицании Бога, в отрицании нравственных, духовных основ христианской жизни. Но то, что они сегодня приходят к осознанию необходимости веры в Бога, - в этом все-таки происходит то, что Вы называете Воскресением России.

    - Наши отцы, наши деды, старшее поколение жили и воспитывались в безбожном государстве. Сегодня предоставлены возможности найти дорогу к храму любому человеку, уже нельзя ссылаться на то, что "вы знаете, нам запрещали, нельзя было прочесть Евангелие или какие-то творения святых отцов". В любой книжной церковной лавке вы можете приобрести Евангелие, труды святых отцов, молитвослов. Уже ссылаться на то, что "нас никто не учил", по-моему, как-то и не к лицу нам, русским людям. Но, с другой стороны, мы слышим: "Какое Воскресение может быть? Посмотрите вокруг, кругом столько трудностей, столько горя, жизнь с каждым днем становится все труднее и нужно брать, хватать то, что дает реальная жизнь" - и хватаем, и пьем, и молчим страха ради иудейского.
    - Я думаю, что, может быть, иногда и молчим, может быть, иногда и пьем, и много есть негатива в нашей жизни, и для молодежи соблазнов много, потому что на нее обрушивается пропаганда насилия, жестокости, безнравственности. Супермены всегда в фильмах выходят героями, а в жизни не так. Но, несмотря на все это, все-таки очень много людей, которые осознают себя христианами, и осознают, что надо жить по Божиим законам. И стараются... Посмотрите, сколько причастников. Сколько людей идет к исповеди сознательно, проверяя свою жизнь. Сколько причастников было в Вербное воскресенье, сколько причастников было в Великий Четверг, на Пасхальной литургии!

    - Мы живем в обществе, в государстве, в котором существует традиционная Русская Православная Церковь. Та Церковь, которая и создавала наше государство, та Церковь, которая воспитывала русский народ. Взаимоотношения с ней сегодняшних властей Вас устраивают?
    - Последнее десятилетие прошлого века установились совершенно новые отношения между государством и Церковью, отношения, которых не было в истории Государства Российского. До революции Церковь была государственной, после революции Церковь была отделена от государства. Но государство грубо вмешивалось не только в жизнь Церкви, но и в сакраментальную ее часть. А теперь установились совершенно новые отношения, отношения уважительные с одной и с другой стороны, невмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви и невмешательства Церкви в политическую жизнь государства.
    - Но у нас есть много общих задач, которые мы вместе должны решать. И вот к таким задачам относится нравственное здоровье нашего общества. Я думаю, что здесь без Церкви трудно решить многие проблемы, болезни, которыми сегодня страдает наше общество. Тут и наркомания, и алкоголизм, мир и согласие в обществе, решение социальных проблем. Здесь мы должны быть партнерами. Сохранение церковных памятников архитектуры, которые Церковь одна зачастую не может сегодня восстановить. Здесь нужно вместе восстанавливать и государству, и Церкви, чтобы передать грядущим поколениям то, что сохранилось до наших дней.
    - И когда мы ставим эти проблемы, когда возникают вопросы в жизни Церкви, то власти с пониманием относятся и стараются помочь в их решении.

    - Слава Богу, что такие отношения сейчас налаживаются с государственными властями. И все же, когда смотришь, что довольно свободно на нашей земле устраиваются различные секты, какие-то непонятные религиозные организации, которые пользуются теми же правами, что и традиционные религии, всегда возникает вопрос: простите, у нас есть наша Церковь, у нас есть та мать-кормилица, которая нас окормляет. Так помогите ей. Ведь она только 10-12 лет, как освободилась от этого тяжелого, жесткого государственного гнета.
    - Когда принимался Закон о свободе совести и религиозных объединениях, большое давление оказывалось и на Президента, и на законодателей, чтобы он позволял всем прийти в Россию проповедовать, просвещать, а главное, - не просвещать, а разделять народ по вероисповедному принципу. И когда сейчас возникает вопрос о традиционных религиях, я считаю, что это не должно никого пугать. В тысячелетней истории России есть традиционные религии, которые веками рядом жили и никогда не противостояли друг другу.
    - Антагонизм возникает там, куда приходят тоталитарные, деструктивные секты, считающие Россию духовной пустыней, которую надо просвещать. Но не просвещают они, а разделяют. И в этом опасность. Потому что в единении всегда сила. И наша страна - Россия, Русь - всегда была сильна единением. Я думаю, что и религиозные, и государственные деятели должны усматривать опасность, когда на Русь приходят деструктивные, тоталитарные секты или же религиозные объединения, которые пытаются внедриться сюда и создать здесь свою провинцию.

    - Решение Ватикана объявить Россию своей духовной провинцией вызвало у православных резкий протест. В письмах, которые мы получаем, в звонках, в откликах, которые приходят к нам в редакцию, всегда говорится: у нас есть Русская Православная Церковь, у нас есть Церковь, которая нас окормляет, у нас есть Церковь, которая стояла у истоков становления государства. Мы, с ней вместе, нам достаточно. Зачем же еще создавать какую-то параллельную структуру, в чьих это интересах?
    - Мы в нашем Синодальном заявлении определенно и твердо сказали свою позицию. Я думаю, в заявлениях общественности, деятелей культуры, искусства позиция была выражена еще более жестко. И мы благодарны всем, кто поддержал Русскую Православную Церковь и высказал свое мнение и свое отношение к той акции, которую осуществила римо-католическая церковь и Ватикан.
    - Часто люди и власть имущие забывают, что римо-католическая церковь -это не только церковь, но и государство, и государство создает в другом государстве свои структуры, то есть получается государство в государстве. В этом есть определенная опасность: это государство, которое владеет огромными средствами, будет пытаться покупать души людей. И покупает.
    - Но я думаю, что тот резонанс, который прошел по России, те письма, которые вы получаете и мы получаем из разных концов России, отношение людей к этой акции, свидетельствуют о том, что люди задумываются, осознают себя православными и хотят вернуться к той Церкви, которая на протяжении тысячелетия их окормляла, поддерживала, укрепляла и объединяла.

    - На Западе многие государства, народы отрекаются от Господа и даже называют свой мир постхристианским. Постхристианский - это значит безбожный. И чувствуется с той стороны такое агрессивное движение на Русь, на Россию православную. Как сохранить нам это великое духовное сокровище - православную веру?
    - Да, действительно, в Западной Европе огромная секуляризация общества. Она происходит не только в западных странах, но и в Центральной Европе. Официальная статистика сообщает, что сегодня в Чехии 75% заявили себя атеистами. Хотя это - католическая страна. И распространение сект тоже происходит, особенно это имеет успех там, где ослабевают позиции римо-католической церкви. Скажем, в Южной Америке. Поэтому нашему народу, я думаю, нужно осознать себя, что мы - россияне и принадлежим к Святой Православной Церкви, с которой мы прошли тысячелетний путь своей тяжелой истории. В нашей истории было много и вражеских нашествий и испытаний, но мы выстояли, потому что сохраняли единство народа. В единении нашего народа и есть будущее России.

    - Святой апостол говорит, что если умрем со Христом, то и жить с Ним будем. Но как трудно идти путем, достойным христианина.
    - Царствие Божие нудится, как говорится в Евангелии, и только прилагающие усилия восхищают его. Поэтому целожизненный подвиг совершенствования - беспредельный путь к совершенствованию. Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть. И каждый человек должен, оглядываясь на каждый прожитый день, месяц, год на свой жизненный путь, проверять себя - стал он лучше или не стал. Потому что все мы с каждым днем приближаемся к тому моменту, когда придется дать ответ Господу за пройденный жизненный путь, за каждое слово праздное, которое мы сказали. Поэтому стремиться к жизни вечной, к Царствию Небесному должен каждый из нас. Но это путь трудный, который мы должны пройти.

    - Ваше Святейшество, "Русский Дом" поздравляет Вас с праздником Пасхи Христовой и желает неиссякаемой помощи и благодати Божией в Ваших первосвятителъских трудах. Христос Воскресе
    - Воистину Воскресе! Я, в свою очередь, поздравляю всех, кто смотрит программу "Русского Дома" или читает журнал "Русский Дом", с праздником Светлого Христова Воскресения. Желаю, чтобы радость Пасхи Христовой, радость о воскресшем Господе Спасителе, действительно наполняла нашу душу, чтобы этой радостью мы делились друг с другом. Ведь радость светлого Христова Воскресения передается, когда мы приветствуем друг друга: "Христос Воскресе!" и слышим в ответ жизнеутверждающее: "Воистину Воскресе!" Пусть эта радость о воскресшем Господе передается из уст в уста, от сердца к сердцу, из поколения в поколение. Будем же передавать радость и жить этой радостью о воскресшем Господе Спасителе.

С праздником! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU