На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Пейзаж после встречи

Николай Сергеевич Леонов

    Три дня близкие к кремлевской кормушке средства массовой информации России почти бились в экстазе от приезда американского президента в нашу страну. Журналисты не жалели самых высокопарных эпитетов и на все лады распевали о "новых горизонтах", "принципиально новых отношениях", "новом этапе" в российско-американских отношениях. Самые отъявленные энтузиасты из числа "аналитиков" убеждали читателей в том, что, дескать, Д. Буш, уделив России целых три дня своего ценного времени, в то время как в других странах Европы - Германии, Франции и Италии - был всего по одному дню, намеренно хотел подчеркнуть особую важность для США именно России. Полно вам, господа, пороть чушь. Уж пора бы знать элементарные требования протокола - если Путин во время своей поездки в США пробыл там три дня, то и ответный визит не может быть короче. Иначе это может быть расценено как неуважение, если не оскорбление. Если Буш пригласил Владимира Владимировича на свое ранчо отведать ковбойских бифштексов с мексиканскими перцами, то и российский президент обязан ответить взаимностью - угостить своими любимыми блюдами в родном Питере. Кроме того, господа, не забывайте, что из трех дней пребывания Буша в России два пришлись на нерабочие дни - субботу и воскресенье, которые всегда вызывают головную боль у протоколистов; поверьте, что ни один государственный деятель не испытывает радости, когда ему приходится "возиться" с иностранным визитером в выходные дни. Прагматичные европейцы наверняка руководствовались этим. Да и самому господину Бушу мало радости доставляет видеть в каждой европейской столице у своих отелей совсем недружественные пикеты антиглобалистов, массовые демонстрации протеста на улицах. Другое дело Россия, где рядом с ним готов неотлучно улыбаться и шутить хоть целую неделю новый друг "Пути-пути", где нет организованных протестующих, а подавляющее число обывателей с открытыми ртами смотрят, "как по улицам слона водят", где пруд пруди архитектурных и художественных сокровищ - свидетельств великого прошлого, где откормленные охранники не дадут упасть ни одному тухлому яйцу на заморский пиджачок.

    Светское времяпрепровождение руководителей государств, дающее сочный и обильный корм журналистам, не имеет, как правило, никакого значения в мировой политике. Сколько бы они ни упражнялись в рыбалке, ни забавлялись на природе "без галстуков", ни засиживались в саунах - все будет попусту, если государственные интересы не совпадают. Но широкая общественность, как правило, оказывается обманута журналистским треском, словесными шумихами и фейерверками. Создается иллюзия дружбы и благодати, окрашивающих отношения между двумя странами, хотя на самом деле все выглядит иначе.

    Практические результаты визита Д. Буша весьма скромны и не дают никаких оснований бить в литавры. Надо признать, что Россия сейчас становится нужной Соединенным Штатам по разным причинам. Им важна наша безоглядная солидарность в проведении по всему миру "антитеррористической операции", масштабы и сроки окончания которой американцы не открывают никому. Мы нужны Вашингтону как пассивный, а лучше активный, союзник в надвигающемся суперконфликте XXI века между США и Китаем. Американцам нужна преданная Россия перед лицом все более огрызающейся Западной Европы, создающей свои собственные вооруженные силы, учредившей единую валюту - явный конкурент доллару - и предпринимающей колкие ответные удары в разгорающейся торговой войне с США. Более того, Россия стала желанным партнером в борьбе против стран-членов ОПЕК и рассматривается в Вашингтоне как запасной нефтяной бак, откуда можно взять горючее в случае конфликта с Ираком и Ираном, не жертвуя своими собственными запасами. В этом нет сомнения. Но пока Соединенные Штаты не готовы ради этих выгод раскрыть по настоящему дружеские объятия и пойти на реальное расширение двусторонних отношений. Как истинные деляги-прагматики, они рассчитывают получить все это даром или, в крайнем случае, за красивые слова.

    Соглашение о сокращении ядерных потенциалов, предусматривающее сокращение числа боеголовок, установленных на носителях до 1700-2200, ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ДАЕТ России кроме морального удовлетворения, что американцы оформили нашу беспомощность в виде некоего "соглашения". Мы, по финансовым соображениям, просто не в состоянии содержать прежние ракетно-ядерные вооружения на уровне нынешних 6-7 тыс. ядерных боеголовок и еще ранее публично заявили о том, что мы их сократим до 1500 штук. Наша кишка стала теперь очень тонка. Но рвать и метать на себе волосы от такого сокращения, право, не стоит. Сохраняющихся боеголовок с лихвой хватит для того, чтобы обеспечить безопасность России. У Англии и Франции (у каждой) имеется порядка 500 боеголовок. Китай имеет на развернутых носителях не более 250-300 боеголовок, но разве кому-то в голову придет совершить нападение на эти страны. Лично я считаю, что 600-700 боеголовок составляют ту величину, которую мы называем "разумной достаточностью" при непременном условии, что эти боеголовки будут размещены на действительно современных средствах их доставки в сердце возможного агрессора.

    Американцы же ничего не теряют от такого соглашения, ибо все их ракетно-ядерное вооружение остается нетронутым, лишь только снятые с носителей ядерные боеголовки будут отправлены на склад. Вот и все, что было. Это последнее соглашение подобного типа, и впредь страны будут строить свою политику вооружений независимо друг от друга, на основании своих национальных программ. Такую ситуацию нельзя оценивать как победу или поражение одной из сторон - это просто фиксация реально существующего положения.

    В ходе визита был подписан и еще один документ - "Декларация" о политических принципах. Этот документ условно обязателен для практической политики, но это не источник международного права, что вытекает из самого названия. Скорее ее можно трактовать как протокол о намерениях. Такие Декларации подписывают, когда нет возможности выработать какие-то более существенные Соглашения или Договоры, они заполняют пустоты. Подписанная в Москве "бумага" не вызывает особого восторга. Мы признаем все так называемые западные демократические "ценности" в виде "прав человека", "свободы слова и СМИ", "терпимости", "равенства экономических возможностей" и пр. Американцы выглядят как носители и гаранты этих ценностей, а мы как неофиты, которые клянутся в верности им. На практике это оборачивается тем, что нас будут до посинения обвинять в нарушении прав человека в Чечне, возвращать на телеэкраны Евгения Киселева и других "цыплят" из Гусинского "выводка", требовать, чтобы Православная Церковь не препятствовала насаждению в России католичества и различных протестантских сект, настаивать на свободе действий иностранного капитала в России - в частности, на покупке земель и подчинении своему влиянию банковской системы.

    Декларация предписывает обеим странам заботиться о региональной стабильности и территориальной целостности постсоветских государств в Центральной Азии, в Закавказье. Тем самым закончилась сказочка о преимущественном влиянии России на страны ближнего зарубежья. Теперь, говоря нормальным языком, испарятся идеи получения независимости такими де факто существующими государствами, как Приднестровская республика, Абхазия и др. То есть американцы получили право быть равноправными партнерами России в наших самых ближайших окрестностях.

    Россию постепенно, бочком-бочком, оттирают от участия в урегулировании ближневосточного конфликта. В Декларации говорится лишь о том, что летом будет созвана международная встреча (именно встреча, а не конференция) по Ближнему Востоку. Иными словами, США стараются оставить только за Израилем и за самими собой право решать судьбу Ближнего Востока. А ведь Россия когда-то была сопредседателем международной конференции по Ближнему Востоку.

    В Декларации сквозь зубы сказано, что Россия и США будут продолжать конструктивный диалог по Ираку. Из надежных источников стало известно, что Буш очень хотел получить от российского Президента согласие на военную акцию против Ирака, клятвенно обещал, что в случае успешного исхода такой операции все интересы России и российских нефтяных компаний будут учтены и уважены, но Путин не дал "добро" на бомбардировки Ирака. Ему известно, что и большинство европейских государств возражают против откровенного разбоя под вывеской антитеррористической операции.

    Россия испытывает постоянное давление со стороны США по поводу своего сотрудничества с Ираном, особенно американцы возражают против строительства силами российских организаций атомной электростанции в г. Бушере. И на этот раз Буш не мог отказать себе в удовольствии наступить на эту больную мозоль В. Путина. Он опять пространно заговорил о том, что, дескать, атомная электростанция позволит исламским террористам получить атомное оружие. Нормальный человек постеснялся бы говорить это, поскольку строительство ведется под строгим контролем МАГАТЭ - авторитетной международной организации - а у воинствующих исламистов уже есть атомное оружие в Пакистане, которым сейчас шантажируют Индию. В общем, подписанная Декларация явно не кулич с изюмом, но другую согласовать не удалось бы.

    В ходе визита американцы проявляли большой интерес к расширению поставок нефти напрямую из России в США. На сегодняшний день мы продаем в США ничтожное количество нефти, равное 0,2% их суммарного импорта. Но американцы - стратеги. Они понимают, что их военные операции на Ближнем Востоке могут привести к сокращению притока нефти в американскую экономику. К тому же неудачно закончилась их попытка поставить в Венесуэле проамериканское правительство, и вернулся к власти ненавистный Америке президент Чавес. Они готовы сейчас к тому, чтобы активнее откачивать нефть с сахалинского шельфа и начать разработку Тимано-Печерского месторождения. У наших околонефтяных дельцов челюсти отвисли от восторга, тогда как нам впору плакать: сами американцы берегут как зеницу ока свои аляскинские месторождения, но готовы не жалеть денег, чтобы откачать всю нефть, у кого она еще есть на свете. Молю Господа Бога, чтобы российские власти опомнились, прежде чем нашим ближайшим потомкам придется самим покупать нефть на мировых рынках, но уже по значительно более высоким ценам.

    Традиция визитов первых лиц государства требует, чтобы главный гость устроил прием или встречу с политической и общественной элитой страны, включая и оппозицию. Тем более, что Буш не выступал ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации. Такие встречи организовывал и его папаша - Буш-старший - и Клинтон. Решил соблюсти ритуал и нынешний Буш, пригласивший в резиденцию американского посла в Москве, так называемый "Спасо-хаус" (недалеко от Нового Арбата), около 80 человек из той публики, которая сама себя именует "элитой". Презрев всякую этику, Буш собрал только американских клевретов-подпевал, среди которых оказались отлученный от церкви Глеб Якунин, "правозащитник" Сергей Ковалев, неразлучная "сладкая парочка" Немцов с Хакамадой, верноподданный Евгений Киселев, облезший Григорий Явлинский и другие из "ковбойского загона". Никого из других политических и общественных деятелей не было. Стадо пожелавших пообщаться с Бушем терпеливо простояло два часа, дожидаясь приезда хозяина, затем выслушало его получасовую речь, подчинилось требованию сопровождения не задавать никаких вопросов и не выступать со своими мнениями, пожало руки Буша и разошлось по домам. Любопытно только одно, что посол США А. Вершбоу, когда представлял президенту собравшихся, сказал: "Каждый из них - друг США".

    Вот в такую аляповатую комедию превратился акт общения с живыми политическими и общественными силами страны, в ходе которого обычно приезжий глава государства старается узнать мнение и точки зрения на основные вопросы центристских и оппозиционных сил страны пребывания. Но Буш он и есть Буш. Бушем и останется.

    В конечном итоге визит показал крайне малое наличие в российско-американских отношениях конструктивного, созидательного начала. Велика сила инерции "холодной войны", очень живуче в американском правящем слое пренебрежительное отношение к России. Показательно, что именно в дни визита Буша американский конгресс счел возможным демонстративно объявить о сохранении в силе дискриминационной поправки Джексона-Вэника, с пребыванием Буша в России совпало раскручивание опубликованных мемуаров бывшего первого заместителя государственного секретаря в администрации Клинтона Строуба Тэлботта, который уничижительно характеризует бывшего президента Б. Ельцина и всю систему принятия решений в России. А ведь говорится: "Каков пастырь, такое и стадо". Позор от поведения Ельцина падает и на всю Россию.

    . Мы не собираемся конфронтировать, конфликтовать с Америкой. Наша поговорка гласит: "С сильным не борись, с богатым не судись". Надо строить и с Америкой, с США, нормальные отношения. Надо только опасаться, чтобы не захлебнуться в своих собственных восторгах и помнить, что американцы не сделают ни одного шага навстречу России, если этот шаг не будет продиктован своими собственными эгоистическими соображениями.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU