На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Интервью с архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом

А.В. Полушин

    Владыка, Карельская епархия находится на границе со скандинавскими странами. Их влияние сказывалось здесь всегда, иногда оно было более негативным, иногда менее. Скажите, как сейчас на жизни епархии отражается ваше географическое положение?

    В начале 90-х годов, когда начались все эти события в нашей стране, было довольно трудно. Ведь в советское время Карелия была закрытым регионом и в приграничные районы можно было попасть только по специальным разрешениям. После 92-го года граница была открыта и со стороны Финляндии на нашу территорию, в Карелию, хлынули разные религиозные проповедники. Очень много было неконфессиональных проповедников, которые работали на телевидении, на радио и не сопричисляли себя ни к какой традиционной религиозной организации.

    Появилось очень странное понятие, когда спрашиваешь у людей: кем вы крещены? - "Мы крещены в финскую веру", - отвечают. И долго надо было выяснять, что же это за финская вера такая, в которую люди стали креститься. Оказалось, что все эти "миссионеры" мало того, что проповедовали, но еще и массово крестили народ. И была, конечно, очень трудная, нетерпимая ситуация. Все это делалось за гуманитарную помощь. Они привозили с собой ее очень много. Экономическая ситуация была тяжелая. В Карелии леспромхозы как нерентабельные закрывались, люди бедствовали, потому что не хватало средств к существованию. И эта гуманитарная помощь, конечно, играла свою, вторую, не совсем благовидную роль, потому что люди, принимая ее, вынуждены были соглашаться с этими проповедниками и крестились. И так это длилось до 1996/97 года. Потом, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, я дал антиминс главе Финской Православной церкви, и он уже священников посылал в приграничные районы Карелии. Дело в том, что когда в 1990-м году была образована Петрозаводская епархия, у нас насчитывалось только 5 приходов. Священников не хватало. И я разрешал финским священникам в приграничных приходах совершать богослужения, но на моем антиминсе. Они служили в клубах, в специально приспособленных для этого помещениях, совершали литургию, причащали людей. Был такой период. Но надо сказать, что сейчас, слава Богу, у нас уже храмы есть по всему протяжению финской границы, во всех крупных населенных пунктах. Есть священники, они совершают свое пастырское делание. Но, кроме того, у нас очень много деревень, в которых по пятьсот - тысяче человек живут, и нет возможности построить храм. Поэтому мы строим часовни, как это было раньше, до революции. Священники, которые служат в близлежащих городах и крупных населенных пунктах, ездят по договоренности с местными жителями совершать богослужения в этих часовнях, совершают требы. Таким образом, сейчас ситуация спокойная, и значительно меньше ездят и "проповедники". Жизнь стала налаживаться понемногу. Люди уже понимают, что традиционно они корнями уходят в православную веру. Время учит.

    То есть духовная экспансия, можно сказать, остановлена. Но, скажите, Владыка, чувствуете ли Вы, что у жителей Карелии открываются сердца для веры или дух современного мира, который проникает сюда в том числе и через границу, все-таки больше воздействует на подрастающее поколение карельчан?

    - Конечно, разрушать легче, чем созидать. Если десятилетия нашему человеку внушали, что Бога нет, что надо жить так, как живется, то возрождать традиции и укреплять нравственность довольно сложный процесс. У нас тоже не везде идут должным образом дела. Есть большие территории в Карелии, где нет православных храмов, где люди живут так, как жили раньше. Причем, надо сказать, бывает, посылаешь священника куда-то, а люди говорят: "А зачем нам батюшка? Вот мы жили десятилетия и не знали священника и вроде бы уже отвыкли". Поэтому, конечно, это длительный процесс, и я думаю, что касается он всего нашего общества. У нас в Карелии священники трудятся и проповедуют. Мы и школы воскресные открываем. Катехизаторские курсы проводим. Людей становится больше в храмах. И храмов у нас теперь не пять, как в 1990-м году, а пятьдесят шесть! Но все-таки, конечно, в значительной части люди находятся вне церковной ограды, они только себя ощущают. Они понимают, что их предки были православные, но сейчас пока ходят в церковь не часто, только по большим праздникам.

    Спасибо, Владыка за то, что Вы ответили на наши вопросы. Помощи Божией Вам.

    Записал    Андрей Викторович ПОЛУШИН

    

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU