На главную страницу |
|
Главная страница номера |
А.В. Полушин
Говорят, "чукунган", "тере". Чем уж виноваты мы, кряшены?" Слово "тере" в переводе с татарского означает крест, "чукунган" - крещеный. Оба они несут в себе оскорбительный оттенок. Почему же принадлежность кряшен к христианству вдруг стала вызывать такое раздражение у части мусульман в Татарстане?
Геннадий Павлович Козлов, председатель сельхозкооператива "Победа", встречал нас с хлебом-солью на въезде в родное село Брюшли. Не часто сюда, в Елабужский район республики Татарстан, наведываются гости из Москвы. А показать есть что: и недавно отремонтированный Дом культуры, и школа, где учатся до 60 ребятишек, и несколько новых домов для сельчан. Село это не простое, а кряшинское. В последние годы этот мало кому известный народ с новой силой пытается осуществить свою стародавнюю мечту - добиться официального признания. Несмотря на то, что, по данным Института этнологии и антропологии РАН, кряшены по численности находятся на 23-м месте среди 190 народов Российской Федерации, задача эта не из легких. Многие в Татарстане воспринимают их попытку самоопределиться как угрозу единства татарской нации.
"Стоит нам чуть-чуть расслабиться - мы погибнем, -говорит Геннадий Павлович.
- Нам никто руки не протянет. Ни власть, никто. Раз уж мы, кряшены, оказались вторым сортом, чтобы доказать свое право на существование, мы должны быть только хорошими. У нас нет права быть плохими, даже немножко".
Хозяйство Козлова - одно из лучших в районе. Но достается это дорогой ценой. В отличие от татарских сел, дороги и мосты строятся здесь не за средства, выделяемые из бюджета, а на деньги, полученные за урожай. Этой весной опять же на свои приобрели ГСМ. Немногим кряшенским деревням это под силу. Многие из них медленно гибнут. Не случайно за последние 10 лет суверенитета в Елабужском районе Татарстана исчезло 9 кряшенских сел (и ни одного татарского), а из 30 руководителей кряшен осталось только двое.
Километрах в пятнадцати от села, на высоком берегу Камы, раскинулся старинный русский купеческий город Елабуга. Здесь в разное время жили: первая в России женщина-офицер Надежда Дурова, живописец Иван Шишкин, поэтесса Марина Цветаева. Сегодня из трех красивейших соборов города возвращен к литургической жизни только один - Покровский. Так же медленно идет возрождение православных святынь и в кряшенских селах Татарстана. На 193 деревни насчитывается всего 4 храма, а ведь до 30-х годов прошлого века их было более пятидесяти. Зато строительство мечетей в Татарстане бьет все рекорды. За последние годы их было возведено более тысячи.
В Елабуге живет и работает художник Илья Николаевич Максимов. Его мечта выпустить иллюстрированный альбом, посвященный кряшенской национальной культуре, ныне практически забытой.
"В истории есть документы, подтверждающие, что булгары были христианами, - рассказывает Илья Николаевич. - И мы хотим сохранить нашу культуру из уважения к нашим предкам. Многие из них крестились задолго до завоевания Иоанном Грозным Казани. Мы не предатели татарского народа. Но, к сожалению, наших детей в школах учат другому, внушая им комплекс неполноценности".
Вместе с нашим собеседником мы отправились в деревню Большой Шурняк. Хотелось воочию убедиться в том, что культура кряшен существует не понаслышке. По дороге проезжали через русское село Елово, в центре которого возвышается большой, пустынный, заброшенный храм, над куполом которого с карканьем кружили вороны. Вспомнились строки Марины Цветаевой:
Но вот впереди показалась кряшенская деревня Шурняк. Здесь сохранился народный фольклорный ансамбль "Сурака", его участники - женщины от 45 до 70 лет. Вместе идем в деревенский Дом культуры. Удивительно красочные костюмы у кряшенских женщин. Они сочетают в себе элементы православного народного быта, архаичной языческой культуры и даже российской истории. Чего стоит одна "тамахса" - полотно с нашитыми на нем серебряными монетами, многие из которых еще времен Екатерины. Вот чего здесь точно нет - так следов ислама.
Многие татарские ученые и общественные деятели на волне суверенитета за различные степени и звания пытались доказать первородство ислама над христианством на российских просторах. Но ведь исторический костюм тотчас не сошьешь, народные песни по заказу не напишешь. А в этот весенний день мы их выслушали немало. Кстати, в этом небольшом селе любовь к своему народу и родному краю стараются передать и детям.
На сцену вышли девочки с огромными белыми бантами. Они исполнили песню о просторных полях, широких лугах, ясном солнышке и о скромных, трудолюбивых людях, живущих в их селе. Одна из них - Ольга Митрофановна Чумакова. Дом ее и хозяйство поразили своей ухоженностью. Оказывается, за две недели до светлого праздника Пасхи у кряшен принято наводить чистоту и порядок.
"Кряшены стирают, вымоют везде. Пасха ведь, - улыбается Ольга Митрофановна. - Яйца, масло не едим, мясо не едим. Пост держим. Иконы украшаем, готовясь к празднику. И крестики носим. Хотя ругают нас за это. Говорят, "чукунган", "тере". Чем уж виноваты мы, кряшены?"
Слово "тере" в переводе с татарского означает крест, "чукунган" - крещеный. Оба они несут в себе оскорбительный оттенок. Почему же принадлежность кряшен к христианству вдруг стала вызывать такое раздражение у части мусульман в Татарстане?
Основную причину этого председатель Национально-культурного центра кряшен Виталий Васильевич Абрамов видит в доктрине, принятой духовным управлением мусульман Татарстана в 1995 году. Следуя этой доктрине, каждый татарин обязательно должен быть мусульманином. Не в связи ли с этим в последние годы в средствах массовой информации Татарстана на кряшен обрушился целый шквал обвинений и оскорблений. Их называют "предателями", "неполноценными", пророчат скорую гибель и забвение.
В попытках народа отстоять свою самобытность в очередной раз углядели козни Кремля. Председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов считает, что волеизъявление кряшен - "это ошибка президентской администрации Путина, направленная на то, чтобы разделить татар на шесть этнических групп и отнять у них национальную республику".
Да, многие татарские политики, не упускавшие случая упрекнуть Москву в шовинизме, сегодня оказались не готовы вернуть кряшенам их имя в истории. А ведь до переписи 1926 года их насчитывалось 120 тысяч человек. Сколько их сегодня? Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем осенью этого года, когда пройдет новая перепись.
Пока же кряшен в Татарстане активно убеждают не дробить, так теперь принято выражаться, татарский суперэтнос и записываться татарами.
Для того чтобы внести в ряды кряшен Татарстана раскол, в республике не прекращаются попытки дискредитации их лидеров. Во многом все это вызывает только обратную реакцию. Кряшены консолидируются, создают свои региональные организации, ставят вопрос о самоопределении.
Председатель районного отделения кряшен города Менделеевска Игорь Уткин с грустью констатирует:
Было непризнание нашего народа. До сих пор мы это испытываем. Если ты кряшен, то тебе очень тяжело издать книгу, показать свое творчество, свой талант. И моему отцу тоже тяжело было пробиваться в жизни. С огромным трудом он издавал книги. В конце 60-х годов ему предложили вступить в Союз писателей. Предлагали двухкомнатную квартиру в Казани. Взамен он должен был отказаться от своих имени и фамилии и взять татарские. Но отец не пошел на сделку со своей совестью".
До 1926 года кряшены считались отдельным народом. Имели свои школы, проводили съезды, выпускали газеты. И только после того, как стала реализовываться сталинская национальная политика по укрупнению этносов, этот тюркский народ был приписан к татарам. Однако, несмотря на гонения по национальным и религиозным признакам, кряшены сохранили свою веру и традиции. Настоятель кряшенской церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в Казани отец Павел считает, что к началу карательных мер против церкви кряшены были не просто людьми, формально принявшими православную веру и носившими христианские имена. "Это были подлинные христиане и очень крепкие в вере. Именно миряне из простых кряшен пронесли этот огонь веры до наших дней", - убежден отец Павел.
Немногим более месяца назад состоялась первая встреча лидеров кряшенского народа с президентом Татарстана. Говорят, что в беседе Минтимер Шаймиев бросил такую фразу: "Ну, станете вы кряшенами. Что потом?"
"Действительно, что потом? - переспрашиваю я у Абрамова, - Москве вы не нужны. Казани станете не нужны. Не боитесь оказаться между двух огней?"
Виталий Васильевич тяжело вздыхает: "Это очень сложный вопрос. Ответ на него найти трудно. Но с намеченного пути - вернуть своему народу равное положение и имя в истории - мы не свернем".
Да, никакой власти не под силу убить душу народа. Даже если это душа кроткая, христианская. А может быть, именно потому, что она такая, ее и не убить