На главную страницу |
|
Главная страница номера |
А.Н. Савельев
Как доносят официальные источники, процесс обмена паспортов уже затронул до 40 % граждан России. И власти считают темп обмена недостаточным, угрожая разного рода неприятностями тем, кто до конца 2003 года не успеет обратиться по этому вопросу в паспортный стол.
Возникает вопрос: куда спешат власти? Неужели с помощью обмена паспортов столь эффективно вычисляются преступники, находящиеся в розыске? Но тогда почему так долго - целое десятилетие - медлили с этим обменом? И почему новые бланки загранпаспортов выдавались исключительно с гербом СССР? Почему не вводится единый паспорт - и для внутреннего, и для зарубежного пользования?
Ответ на эти вопросы можно найти, если проследить политику Кремля в вопросе о гражданстве и в области национальных отношений. Соответствующий анализ говорит о том, что неторопливость власти в прошлые годы объяснялась приверженностью принципам федерализма - расчленения России на квазигосударства, которые будто бы когда-то заключили между собой федеративный договор. А поскольку договорная федерация должна либо развалиться окончательно, либо окрепнуть и утвердить унитарные начала, то не было смысла затеваться и с обменом паспортов - все равно новые государства завели бы свои образцы. Была также возможность воссоединения с Белоруссией и другими странами с большой долей славянского населения.
В последние год-два, после бурной кампании восстановления "вертикали власти", возникло представление о том, что нынешние границы Российской Федерации стабилизировались - явный сепаратизм подавлен, с сильными региональными кланами достигнута договоренность "о ненападении" (Татария, Башкирия и др.), с Белоруссией объединяться Кремль не собирается (иначе придется ссориться с Западом). И в этой ситуации на вооружение принята концепция "плавильного котла" и "единой политической нации". В этом котле население России должно быть обработано таким образом, чтобы забыть свои родовые корни и превратиться в "россиян". Именно поэтому из паспорта исключена глава "национальная принадлежность", несмотря на то, что Конституция прямо требует от чиновников обеспечить гражданам возможность указывать национальную принадлежность при соблюдении права неопределившихся отказываться от такого указания (ст. 26 Конституции РФ). И в ряде "внутренних" российских республик, пользуясь этим, вклеивают в паспорта вкладыши на местном языке и с соответствующей графой.
Все это говорит о том, что русскому большинству России отказано в праве называться русскими и отмечать свою принадлежность к русскому народу в главном документе, удостоверяющем личность. Личность, с точки зрения чиновника, теперь теряет всякие родовые признаки. Русский род, корни подавляющего большинства жителей нашего государства теперь не подлежат уважению со стороны этого государства. И с этим согласились, не ведая того, уже не меньше 40 % взрослых людей, которым надо бы понимать, что над ними творит власть.
А между тем действия власти беззаконны даже по тем нормам, которые этой властью установлены и которые нам предписывают уважать, то и дело толкуя о правовом государстве.
Понятно, что Ельцин, подписывая в 1997 году свой Указ № 232'0 новом бланке паспорта, и не думал читать Конституцию. Он, возможно, вообще никогда ее не читал. Но нынешняя-то власть должна бы внять голосу совести. Как бы не так!
Обращение в свой паспортный стол с просьбой выдать паспорт с графой "национальная принадлежность" практически всегда будет иметь следствием какую-нибудь грубость. Потому что работники паспортных столов ни законов, ни Конституции не читают. В МВД Конституцию читают, но не считают возможным ее понимать. А потому предлагают подождать какого-нибудь закона, который прочтут и поймут в правительстве, а потом напишут инструкции для МВД Остается обращаться напрямую к гаранту Конститу- ции, который может отменить антиконституционный указ своего предшественника. Хотя ясно, что сам гарант прочитать обращение не сможет. Но для этого есть Администрация Президента. Вот какой ответ был мною получен из этого почтенного органа:
Начальник Главного правового управления Президента РФ Л. Брычева пишет: "В соответствии с частью 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации государство никоим образом не должно влиять на свободу выбора гражданином своей национальности. Из этого следует, что до принятия соответствующего федерального закона никто, в том числе никакой государственный орган или должностное лицо, не вправе принимать на себя решение этого вопроса.
Сообщаем, что в Государственную Думу внесен законопроект "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", в котором содержится норма, предусматривающая перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт гражданина Российской Федерации (статья 10). С принятием указанного закона интересующий Вас вопрос, полагаем, будет решен с необходимой и достаточной определенностью".
Но, во-первых, начав интенсивно выдавать новые паспорта, государство уже вмешалось в процесс выбора гражданином своей национальной принадлежности - попросту запретило официальное утверждение этого выбора. Во-вторых, как выяснилось, никакого законопроекта об основных документах в Думе просто не было, то есть когда-то такой проект был, но его пришлось снять с рассмотрения по причине отзыва президентской стороной еще в начале 2001 года. Выходит, что в лице главы своего государственно-правового управления Администрация Президента либо сознательно лжет, либо предельно некомпетентна в тех вопросах, которыми ей надлежит заниматься. В-третьих, интересен иезуитский выверт высокопоставленного представителя Администрации - сослаться на ту же статью Конституции, которая прямо дает инструкции чиновнику, как он должен действовать. Но заменить при этом черное на белое. Если дело приобретает такой оборот, любое обращение к президенту становится беспредметным и бесполезным. Никакого гаранта Конституции просто не существует. Его заменяет лукавый чиновник.
Встретившись с нарушением своих гражданских прав и отказом чиновников соблюдать эти права, приходится обращаться в суд. А поскольку в данном случае источником нарушений является Указ Президента РФ, в силу ст. 116 Гражданского процессуального кодекса, следует писать исковое заявление прямо в Верховный Суд.
И вот что отвечает Верховный Суд в своем постановлении (судья Н.С. Романенков) в ответ на просьбу защитить закрепленные в Конституции права: "Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию судебных органов. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Что называется, приехали: в высшем судебном органе полагают, что исполнительная власть (в данном случае - Президент) может творить все, что хочет, раз она отделена от судебной. Тогда чем занимаются суды? Отделением себя от совести? Обслуживанием беззакония? Ничего другого от по- -", лученного ответа из Верховного Суда на ум не приходит.
Что в таком случае делать русскому человеку? Пожалуй, выход один - получив новый паспорт, на видном месте крупно и четко написать в нем: РУССКИЙ. И пусть кто-то попробует предъявить претензии, ссылаясь на правительственное Положение с исчерпывающим перечнем отметок в паспорте (вплоть до кода ИНН) и запретом на внесение иных отметок. Мы всегда можем сослаться на Конституцию, которую уважаем мало (помним, как ее навязывали в 1993 году), но все же больше, чем чиновники.