На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Подводные камни альтернативной службы

Михаил Синицын

    Сколько же было сломано копий за последние 10 лет вокруг вопроса об альтернативной службе! Какие только аргументы ни приводились нашими политиками (военные менее активны) в поддержку этого нововведения: это, мол, и шаг на пути к профессиональной армии, и возможность не мучить призывника, коли он не хочет служить, и решение проблемы нехватки кадров в больницах, и даже (!) способ решить проблемы финансирования армии и искоренить так называемую "де-довщину".

    В недрах Государственной Думы витают предложения отменить отсрочку от армии на время обучения в вузе. Для кого-то это хуже смертной казни, кому-то все равно. Однако разобраться и составить свое мнение об этом новом явлении в истории России должен каждый. Никто и не против, чтобы альтернативная служба была. Как таковая она должна быть. Однако нужно представлять себе, кто имеет право на эту службу, а также, какие цели она преследует.

    Обычно говорят, что альтернативная служба должна предоставляться лицам, которые по тем или иным убеждениям не могут служить в армии. И что это за убеждения такие? Называются при ответе на этот вопрос религиозные или же очень глубокие принципиальные пацифистские убеждения человека. Эти самые "пацифистские убеждения" - вопрос особый. Человек-пацифист как таковой - это плохой продукт воспитания семьи и школы, у такого человека нет гражданского самосознания. Здесь уже ничего не изменишь - это просто нужно пережить.

    Что же касается религиозных убеждений, то ситуация сложнее. В России нет ни одного традиционного вероучения, которое не позволяло бы своим последователям служить в армии. К таким традиционным религиозным учениям относятся Православие и ислам (конечно, не экстремистский). Эти религии, наоборот, всемерно поощряют желание человека защищать свою Родину. Тогда возникает вопрос, какие же религиозные организации запрещают своим адептам защищать Отечество? А это "секты" или по-научному - тоталитарные деструктивные псевдорелигиозные организации, к таковым относятся "Свидетели Иеговы", "церковь сайентологии" и т.д. Эти организации ведут антигосударственную диверсионно-идеологическую деятельность, принося тем самым огромный вред не только обществу в целом, духовно разлагая его, но и отдельно взятой личности, попавшей в паутину сектантов.

    И что же получается? Если узаконить отказ призывника от службы в армии по этим религиозным убеждениям, то, таким образом, во-первых, признается безвредность для общества вышеназванных религиозных организаций, а во-вторых, вероятен огромный приток молодежи в секты. И представьте себе такую ситуацию, когда те же "Свидетели Иеговы" начнут в массовом порядке выдавать справки для военкомата, что какой-то Иванов Иван не может служить в армии по своим религиозным убеждениям. Это, господа, уже перебор. И задача наших законотворцев не допустить такого положения дел.

    В Нижнем Новгороде, возможно незаконно, альтернативная служба уже имеет место. Вместо службы в армии альтернативщики работают в госпиталях санитарами. Затея в принципе неплохая, и ее хотят распространить на всю Россию законом "Об альтернативной гражданской службе". Однако есть одна проблема: в 59-й статье Конституции РФ записано, что "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России". А теперь скажите, является ли чистка унитазов или вынос уток из-под лежачих больных защитой Отечества? Ясно, что не является, даже косвенно, и обороноспособность страны от такой службы не увеличится. Если уж вводить АТС в практику, то она должна быть связана непосредственно с защитой Отечества. Понятное дело, что опыт Нижнего Новгорода здесь абсолютно неприемлем.

    Что же можно предложить взамен? Ну, например, строительство дорог, заводов, каких-либо военных объектов или просто в воинских частях на гражданских специальностях, например, в качестве повара. Вот это будет серьезно. Не нравится пацифисту носить автомат Калашникова - пусть его оружием будет молоток или половник, пусть он будет водителем катка.

    Теперь рассмотрим принцип предоставления права на АГС. В соответствующих законопроектах превалируют два принципа - разрешительный и заявительный.

    Разрешительный принцип предполагает, что военкомат на основе представленных призывником документов сам будет принимать решение о предоставлении права на АГС. Но в таком случае визит призывника в военкомат по повестке становится походом на базар с целью любой ценой выторговать для себя альтернативную службу. Это явление называется очень емким словом: "коррупция".

    Что же касается заявительного принципа, то тут глупости еще больше. Призывнику достаточно только заявить, что он по своим убеждениям не может служить в армии и подкрепить свои слова справкой, например, от "Свидетелей Иеговы", то есть "Свидетели Иеговы" становятся неким "альтернативным военкоматом". Глупее не придумаешь. Как будут выходить из этого положения наши законодатели - непонятно. Одно ясно: если не будет улажена эта проблема, ни о какой АГС и мечтать не приходится.

    Очень много споров возникает и о сроках альтернативной службы: 2 года, 3 года, 4 года... В западно-европейских странах срок альтернативной службы в два раза больше срока военной. Если уж перенимать этот опыт, тогда в России срок АГС должен быть не менее 4 лет. И точка.

    А когда тов. Немцов плачется, что на 4-летний срок альтернативной службы никто не согласится, то ему следовало бы знать, что статусы военной службы и АГС не равны. АГС является лишь заменой военной службы. Служить в армии, судя по Конституции, обязан каждый молодой человек, достигший 18 лет, - это правило. АГС же предоставляется в порядке исключения из правила. Следовательно, преимущество всегда остается за военной службой.

    Однако речи Немцова имеют свое логическое завершение. Очень многим нашим политикам очень хотелось в начале 90-х, да и сейчас хочется, разгромить армию раз и навсегда. Именно поэтому во время первой чеченской кампании эти деятели стреляли ей в спину. Фактически у армии было тогда два врага: чеченские бандиты и российские политики-демократы" с их прихвостнями в либеральной прессе. Но эти деятели все же не добили ее. А теперь введением АГС по их настоянию и по их же образцу пытаются закончить свое грязное дело.

    . Но не все так печально. Альтернативную службу вообще-то следует рассматривать как временное явление. Ее надобность в принципе должна отпасть, когда государство наше станет сильным, а экономика - здоровой. Тогда будут решены и вопросы нехватки кадров в больницах, и более интенсивными темпами будет развиваться строительство, и в армии будет наведен порядок, и деструктивные религиозные организации будут или прикрыты, или присмирены. Так что сегодня главная задача - осознать это и не перегнуть палку.

    

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU