На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Михаил Синицын
Сколько же было сломано копий за последние 10 лет вокруг вопроса об альтернативной службе! Какие только аргументы ни приводились нашими политиками (военные менее активны) в поддержку этого нововведения: это, мол, и шаг на пути к профессиональной армии, и возможность не мучить призывника, коли он не хочет служить, и решение проблемы нехватки кадров в больницах, и даже (!) способ решить проблемы финансирования армии и искоренить так называемую "де-довщину".
В недрах Государственной Думы витают предложения отменить отсрочку от армии на время обучения в вузе. Для кого-то это хуже смертной казни, кому-то все равно. Однако разобраться и составить свое мнение об этом новом явлении в истории России должен каждый. Никто и не против, чтобы альтернативная служба была. Как таковая она должна быть. Однако нужно представлять себе, кто имеет право на эту службу, а также, какие цели она преследует.
Обычно говорят, что альтернативная служба должна предоставляться лицам, которые по тем или иным убеждениям не могут служить в армии. И что это за убеждения такие? Называются при ответе на этот вопрос религиозные или же очень глубокие принципиальные пацифистские убеждения человека. Эти самые "пацифистские убеждения" - вопрос особый. Человек-пацифист как таковой - это плохой продукт воспитания семьи и школы, у такого человека нет гражданского самосознания. Здесь уже ничего не изменишь - это просто нужно пережить.
Что же касается религиозных убеждений, то ситуация сложнее. В России нет ни одного традиционного вероучения, которое не позволяло бы своим последователям служить в армии. К таким традиционным религиозным учениям относятся Православие и ислам (конечно, не экстремистский). Эти религии, наоборот, всемерно поощряют желание человека защищать свою Родину. Тогда возникает вопрос, какие же религиозные организации запрещают своим адептам защищать Отечество? А это "секты" или по-научному - тоталитарные деструктивные псевдорелигиозные организации, к таковым относятся "Свидетели Иеговы", "церковь сайентологии" и т.д. Эти организации ведут антигосударственную диверсионно-идеологическую деятельность, принося тем самым огромный вред не только обществу в целом, духовно разлагая его, но и отдельно взятой личности, попавшей в паутину сектантов.
И что же получается? Если узаконить отказ призывника от службы в армии по этим религиозным убеждениям, то, таким образом, во-первых, признается безвредность для общества вышеназванных религиозных организаций, а во-вторых, вероятен огромный приток молодежи в секты. И представьте себе такую ситуацию, когда те же "Свидетели Иеговы" начнут в массовом порядке выдавать справки для военкомата, что какой-то Иванов Иван не может служить в армии по своим религиозным убеждениям. Это, господа, уже перебор. И задача наших законотворцев не допустить такого положения дел.
В Нижнем Новгороде, возможно незаконно, альтернативная служба уже имеет место. Вместо службы в армии альтернативщики работают в госпиталях санитарами. Затея в принципе неплохая, и ее хотят распространить на всю Россию законом "Об альтернативной гражданской службе". Однако есть одна проблема: в 59-й статье Конституции РФ записано, что "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России". А теперь скажите, является ли чистка унитазов или вынос уток из-под лежачих больных защитой Отечества? Ясно, что не является, даже косвенно, и обороноспособность страны от такой службы не увеличится. Если уж вводить АТС в практику, то она должна быть связана непосредственно с защитой Отечества. Понятное дело, что опыт Нижнего Новгорода здесь абсолютно неприемлем.
Что же можно предложить взамен? Ну, например, строительство дорог, заводов, каких-либо военных объектов или просто в воинских частях на гражданских специальностях, например, в качестве повара. Вот это будет серьезно. Не нравится пацифисту носить автомат Калашникова - пусть его оружием будет молоток или половник, пусть он будет водителем катка.
Теперь рассмотрим принцип предоставления права на АГС. В соответствующих законопроектах превалируют два принципа - разрешительный и заявительный.
Разрешительный принцип предполагает, что военкомат на основе представленных призывником документов сам будет принимать решение о предоставлении права на АГС. Но в таком случае визит призывника в военкомат по повестке становится походом на базар с целью любой ценой выторговать для себя альтернативную службу. Это явление называется очень емким словом: "коррупция".
Что же касается заявительного принципа, то тут глупости еще больше. Призывнику достаточно только заявить, что он по своим убеждениям не может служить в армии и подкрепить свои слова справкой, например, от "Свидетелей Иеговы", то есть "Свидетели Иеговы" становятся неким "альтернативным военкоматом". Глупее не придумаешь. Как будут выходить из этого положения наши законодатели - непонятно. Одно ясно: если не будет улажена эта проблема, ни о какой АГС и мечтать не приходится.
Очень много споров возникает и о сроках альтернативной службы: 2 года, 3 года, 4 года... В западно-европейских странах срок альтернативной службы в два раза больше срока военной. Если уж перенимать этот опыт, тогда в России срок АГС должен быть не менее 4 лет. И точка.
А когда тов. Немцов плачется, что на 4-летний срок альтернативной службы никто не согласится, то ему следовало бы знать, что статусы военной службы и АГС не равны. АГС является лишь заменой военной службы. Служить в армии, судя по Конституции, обязан каждый молодой человек, достигший 18 лет, - это правило. АГС же предоставляется в порядке исключения из правила. Следовательно, преимущество всегда остается за военной службой.
Однако речи Немцова имеют свое логическое завершение. Очень многим нашим политикам очень хотелось в начале 90-х, да и сейчас хочется, разгромить армию раз и навсегда. Именно поэтому во время первой чеченской кампании эти деятели стреляли ей в спину. Фактически у армии было тогда два врага: чеченские бандиты и российские политики-демократы" с их прихвостнями в либеральной прессе. Но эти деятели все же не добили ее. А теперь введением АГС по их настоянию и по их же образцу пытаются закончить свое грязное дело.
. Но не все так печально. Альтернативную службу вообще-то следует рассматривать как временное явление. Ее надобность в принципе должна отпасть, когда государство наше станет сильным, а экономика - здоровой. Тогда будут решены и вопросы нехватки кадров в больницах, и более интенсивными темпами будет развиваться строительство, и в армии будет наведен порядок, и деструктивные религиозные организации будут или прикрыты, или присмирены. Так что сегодня главная задача - осознать это и не перегнуть палку.