На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Язык - мышление - судьба.

Общество ревнителей русского языка.

  Издревле народ на Руси называли языком. У преподобного Нестора летописца (XI век) нет даже слов: народ, племя, а только язык. Народ и язык - понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык - среда обитания народа, воздух, которым мы дышим. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, "языковую картину" мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание. Едва просветившись Светом Христовым, Русь сразу дала миру ярких мыслителей-богословов и церковных писателей.

  Героем русского народа был не удачливый кладоискатель, а Илья Муромец да Микула Селянинович; любимыми книгами - "Жития Святых" и "Псалтирь". По мнению И. А. Ильина, суть русского характера "молитва, юмор и терпение". Все вместе они сообщали ему ту особую выносливость, ту способность приспосабливаться не уступая, гнуться без слома, блюсти верность себе и Богу... Благодаря свойствам русского характера, три мировых поработителя - татаро-монголы, армии Наполеона и Гитлера - откатились от России.

  Все удивительные черты русского характера, культуры и идеологии питались от одного источника - СЛОВА славянского.

  А.С. Пушкин писал в 1825 г.: "как материал словесности, наш славяно-русский язык имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Судьба его чрезвычайно счастлива...". И действительно, создавая славянский язык, первоучители словенские, святые братья Кирилл и Мефодий, опирались на книжную мудрость греческой античности, византийской, христианской и древнееврейской словесной культуры, искусно отбирали лучшие, краснейшие слова из всех славянских говоров, что обусловило его общеславянский характер. Славянский язык выполнял функции единого книжного и богослужебного языка народов Восточной и Центральной Европы в такой же мере, в какой латынь в Западной Европе.

  Мудрость жизни заложена в самой азбуке славянской, ибо каждая буква ее - слою, выводящее дорогу жизни. Аз, Буки, Веди - я букву ведаю; Глаголи Добро - говори и делай добро; Добро Есть Жизнь: говори добро; добро сделал - ведет к жизни, сделал зло - дорога к смерти... Рцы Слово Твердо - говори слово твердо, не лукаво, не двойственно, нельзя торговать словом. Русский язык постоянно подпитывался живительным словом из чистейшего источника - славянского языка. Ряду слов, связанных с обыденным, бытовым, четко противопоставлен другой ряд слов, относящихся к чему-то возвышенному: верю - верую, лампа - лампада, девушка - дева, лоб - чело, палец - перст, город - град... И нельзя их разорвать, нельзя ограничить свою жизнь одним рядом. Перевод со славянского языка не нужен и невозможен: воззреть очами - посмотреть глазами, се жених грядет в полунощи - вот жених идет в полночь; восстань, пророк, и виждь, и внемли - вставай, пророк, смотри и слушай. Это единый язык в двух своих стилях: высокий и обыденный.

  Исследования результатов преподавания славянского языка поразительны: занятия с детьми дошкольного возраста, отстающими в развитии, приводят к тому, что дети быстро овладевают навыками правильной речи и в дальнейшем опережают в развитии детей своего возраста. С.А. Рачинский, знаменитый педагог, профессор Московского государственного университета, заметил, что при изучении церковно-славянского языка снимается заикание и нервно-психологические стрессы. Помимо этого, при раннем обучении славянскому языку у детей формируется глубокое, духовно ориентированное мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний, активному поиску истины; происходит усвоение мотивов достойного, духовно-красивого поведения. Реформа 1918 года исключила славянский язык из школьной программы обязательного обучения. Теряя смысл славянской основы (а без изучения славянского языка это неизбежно), люди перестают понимать духовную суть, смысл слов, слова становятся пустыми знаками. Изгнанием славянского языка нарушилось стилевое триединство (высокий - цековно-славянский, средний - классическая литература, обиходный - разговорный язык).

  Утрата высокого стиля привела к тому, что права литературного гражданства стали приобретать жаргон и площадная брань. Стала снижаться духовность речи, появилось множество слов-заменителей, слов-пустоцветов, произошла вульгаризация речи, а следовательно, - мышления и поведения людей. В результате предостерегающими признаками нашего времени стали: упадок нравов, уныние, потеря смысла жизни, самоубийства, миллионы детей, убитых в утробе матери... "Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит".

  Понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и жизнеспособности народа, все народы мира свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего народа. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских - иврит, в школах Западной Европы - латынь и т.п.

  В настоящее время разработаны, апробированы и готовы к печати программы, методики и пособия для обучения славянскому языку детей от дошкольного до студенческого возраста. В этих разработках использовано все лучшее из педагогической практики преподавания славянского языка в России, они проиллюстрированы лучшими духовными стихами и изречениями святоотеческой мудрости. Обращаемся ко всем читателям с просьбой выразить свое отношение к введению преподавания славянского языка в православных и государственных школах, сообщить о фактах, подтверждающих благотворное влияние славянского языка на учащихся. Просим вас дать сведения о наличии собственных методик, программ, учебников славянского языка.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU