На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова.

  Дорогой отец Александр! Прошу Вас ответить на ряд вопросов.

  1. Можно ли православному христианину (мирянину) посещать болящих, находящихся в больницах, если это люди иного вероисповедания, например, католики, мусульмане, евангелисты и так далее?

  2. Можно ли в таких обстоятельствах мирянину печься о спасении душ таких болящих? Можно ли мирянину доносить до них слово Священного Писания?

  3. Можно ли в таких обстоятельствах призывать на помощь православного священника, чтобы он посетил, наставил и вразумил?

  4. Или просто посещать больных, оказывая им посильную моральную и материальную помощь, не затрагивая вопросов вероисповедания и спасения? Прошу Вас ответить через журнал. Может быть, такими вопросами задаются и другие. Заранее благодарю Вас. Валентина Козлова, г. Томск

  В Вашем письме несколько вопросов, хотя они объединены. Прежде всего, Господь говорит, что хочет всем человекам спастись и в познание истины придти. Если мы сами знаем, что есть высшее добро, то смыслом наших добрых дел естественно будет желание открыть через них это добро другим.

  Что касается проповеди Писания - это должно быть ненавязчиво, не по-сектантски, и, как правило, тогда, когда больной, подведенный своими страданиями к этому вопросу, сам задает его. Надо чувствовать сердечную почву человека - готова ли она к принятию семени Слова Божия. Как верно заметил Пушкин, умный человек отличается от глупого тем, что знает кому, что и когда следует говорить. Что касается приглашения православного священника к больному, разумеется, это не может быть без его просьбы.

  Но мне представляется особенно важным Ваш первый вопрос, и на него я хотел бы ответить более обстоятельно. Вернее, ответ на него дает Сам Христос в притче о милосердном самарянине (Лк 10, 25-37). Эта притча говорит о тайне Рождества Христова и о тайне Второго Пришествия Господня, о тайне Воплощения Божия - о том, что Бог становится человеком и недостаточно никакого внешнего благочестия, чтобы эта тайна раскрылась нам.

  Два человека, служители Церкви - священник и левит, - идут в Иерусалим, чтобы участвовать в богослужении, и видят на дороге раненого человека. Кто знает, что с этим человеком? Может быть, он мертв? А Закон ясно говорит, что прикоснувшийся к мертвому человеку оскверняется, становясь нечистым, и не может участвовать в богослужении. Таким образом, эти люди ради верности Закону, ради сохранения в чистоте своего долга благочестия переходят на другую сторону дороги, проходя мимо раненого.

  И тогда нам открывается то, что Христос говорит в начале притчи, беседуя с законниками о том, как войти в Царство Божие. Что нужно для этого? Нужно любить Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостью своею, и ближнего своего как самого себя, то есть вторая заповедь должна исполняться подобно первой. Но мы видим, что в притче о милосердном самарянине это подобие нарушается и заповедь о любви к Богу отделяется от заповеди о любви к человеку. Здесь начинается не просто ложное благочестие. С одной стороны, мы понимаем, что эта заповедь открывает нам тайну Воплощения Христова. С другой стороны, заповедь о любви к Богу неотделима от заповеди о любви к человеку, и только тогда, когда Бог станет человеком, мы узнаем до конца, что это одна и та же заповедь, и только тогда мы сможем ее исполнить. Эта тайна так велика, что всякий человек, даже если он не знает Бога, включается в эту заповедь.

  Самарянин, который спасает погибающего, в глазах законника - еретик, и это кажется вполне справедливым, потому что самаряне ложно учат о тайне спасения. Они принимают только письменный Закон Пятикнижия Моисея и ничего не знают о Богодухновенном Предании, отвергая его. Но Бог показывает нам, что тайна спасения заключена в единой заповеди о любви к Богу и человеку - в тайне того, что Бог становится человеком, чтобы спасти всех людей, - и всякий человек, даже не знающий Бога, уже на пути к Нему, когда являет сострадание и милосердие к другому человеку. И, наоборот, всякий человек, который совершает дела благочестия, молится, постится и все исполняет, но не приближается к тайне милосердия и сострадания к другому погибающему человеку, - не просто искажает тайну благочестия, но участвует в тайне беззакония. Мы знаем, что учителя Богоизбранного народа, учившие молитве, знавшие Писание, соблюдавшие все посты, однако не имевшие сострадания к погибавшим грешникам, в конце концов, доходят до того, чтобы убить Того, Кто пришел этих грешников спасти. И то же самое происходит сейчас, и произойдет в конце концов.

  Вся тайна беззакония, говорит святой Феофан Затворник, находится прежде всего внутри Церкви. А то, что совершается в Церкви, определяет в первую очередь судьбу всего человечества. Тайна беззакония в том, что в Церкви и в человеке сохраняется только внешняя видимость, а внутри - пустота. Человек не приближается к состраданию другому человеку, а исполняется такой самоправедности, которая, в конце концов, становится не менее пагубной, чем то, что произошло с книжниками и фарисеями, с первосвященниками, предавшими смерти Самого Бога, ставшего человеком.

  Это лжеучение приводит к принятию антихриста внутри Церкви, - учит апостол Павел и все святые отцы. И поэтому будем внимательны к тому, что говорит нам сегодня Господь. Обратим внимание и на то, что происходит сегодня с нами и с нашим народом, который, конечно, и есть тот самый человек из Евангельской притчи, раненный не только телесно, но и нравственно, духовно. Не один человек, а целый народ истекает кровью. Спросим себя, как мы воспринимаем эти страдания? Есть ли в нас подлинное благочестие, приближение к тайне познания Боговоплощения? Или, наоборот, соблюдая, как полагается, все посты и молясь Богу, мы все более углубляемся в тайну нечестия и беззакония, совершающуюся внутри самой Церкви?

  Недавно один знакомый мне священник сказал: "Когда я смотрю на то, что происходит с нами сегодня, то мне совершенно понятно, что простой подвыпивший обыватель, который не знает Бога, но сердце его обливается кровью, когда он видит растление наших детей, - ближе к Богу, чем любой так называемый богослов или молитвенник, который нарочно закрывает на это глаза и говорит, что у нас все прекрасно и ничего страшного не происходит. И не знающая Бога депутат Госдумы, которая воюет против принятия закона о легализации разврата в нашей стране, ближе к Богу, чем многие наши пастыри, которые, быть может, и слышат об этом, но ведут себя так, как будто бы это их не касается".

  Мы уже не раз говорили об этой опасности. Есть такая опасность: идти по дороге из Иерусалима в Иерихон с высоко поднятыми к небу глазами и не видеть ничего и никого вокруг себя. И кто знает, может быть, тот Евангельский священник и тот левит были не просто жестокими и равнодушными людьми, и глаза у них туманились влагой сострадания, но они ничего не сделали, чтобы помочь раненому человеку. Есть такая опасность - переживать и сострадать тому, что происходит сегодня с нашим израненным народом, но даже обыкновенного масла и вина не стремиться возлить на эти раны.

  Мы переживаем с вами очень серьезные события, и дай Бог нам познать самую главную тайну жизни: Бог стал человеком, и Его милосердие, как печать всех наших молитв, которые мы читаем в церкви, простирается над всеми людьми. Каждый из нас лично должен узнать эту тайну: как милостив Господь, что значит Его благодать, и почему Святое Откровение говорит, когда рушится все: "Елея же и вина не повреждай" (Откр. 6,6). Аминь.

  В. Г. Распутин говорил когда-то, что русский народ "своим могучим организмом переварил яд коммунизма". Как же тогда объяснить то, что произошло после падения коммунизма? Где же великое призвание России, о котором столько писали русские писатели, например Гоголь и Достоевский? Н. В. Константинова, г. Москва

  - Какая боль - пытаться объяснить крушение своей страны! По правде говоря, мы не можем измерить огромность нашей беды. Велико сегодня унижение России. Как пала она, страна наших надежд, Родина, которая, как мечтал Достоевский, должна была научить весь мир истине Христовой! Как это получилось, что инородцы о русских просто ноги вытирают? Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что будет со страной и с народом, и не надо быть пророком, чтобы предсказать, что будет с Церковью.

  Но самое ужасное - это не то, что она поражена апокалиптическими бедствиями, а то, что нет, не видно в нашем народе, по существу, ни одного пророка, который бы сказал, что есть, и разбудил спящую душу народа. Есть мужественные, честные и умные люди, общественные деятели, такие, как Александр Зиновьев, но они, как правило, без Христа, по крайней мере без Церкви. Есть достойные всяческого уважения русские писатели, у которых не просто боль о поруганном земном Отечестве, но которые пытаются осмыслить его трагическую судьбу, соединяя его с Небесным Отечеством. Но что сказать о псевдопатриотах, одни из которых легкомысленно обращаются к святыням Православия, смешивая их с язычеством, а другие, на самом деле, ничем не отличаются от демократов? Как понять, что известная патриотическая газета публикует стихи некоей поэтессы, состоящие из мата, в которых воспевается некрофилия и педофилия? Или до сих пор неясно, что подобные публикации - главное оружие наших врагов, направленное на уничтожение русского народа?

  Что может быть ужаснее для народа - быть столь униженным и попираемым и при этом иметь дух пророчества угасшим. Время, когда народ от одного гипноза попадает под влияние другого. Однако глубокий инстинкт справедливости и правды, который пробуждается в народе среди великих потрясений, ныне не может проснуться.

  Наше поражение не знает пределов. Может быть, рано делать последние выводы. Историки напишут, как была уничтожена Россия, если Бог продлит историю. Но совершенно очевидно, что Россия была предана всеми. Самое подлое, что произошло, - предательство со всех сторон. Всегда было предательство, но надо было создать атмосферу, где предательство побеждает. Кругом предательство в самом широком смысле и в самом глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном.

  Что нам говорить о политической партии, вчерашние руководители которой, члены Политбюро, вдруг стали главными антикоммунистами? Всем ясно, до какой степени они всегда презирали свой народ и боялись своего народа. Всем известна демагогия эгоистической, атеистической философии жизни, не брезгующей ничем для удержания власти и собственных привилегий. Казалось бы, чего им не хватало! Единственного - они не могли передавать то, что имели, по наследству. Здесь разгадка того, почему они так мгновенно сумели переориентироваться, когда прежняя идеология обмана стала малоэффективной. Скоро выяснилось, что в стране нашей очень мало людей, как сказал один публицист, которых нельзя купить. "Корень всех зол" - сребролюбие - дал небывалые побеги, и торжествующей идеологией и властью в стране стала маммона, поклонение богатству, при сопутствующей ему ужасающей нищете всего народа.

  Но как случилось, что все творческие силы народа оказались парализованными? За годы советской власти народ был деморализован, вначале обескровливающим, а потом опустошающим коммунизмом. Запас сил и героического энтузиазма иссяк, был растрачен из-за того, что был направлен на бессмысленные подвиги строительства утопии и изнурительного противостояния Западу. Атмосфера лжи, умственный хаос, отсутствие реальных твердых ориентиров сделали свое дело. И когда было "разрешено все, что не запрещено", после массированной обработки "Огонька", "Московских новостей" и телевидения, народ оказался полностью дезориентирован. Наибольшая ответственность лежит на интеллигенции, в особенности творческой. Она боялась - не без оснований -коммунизма, но была во власти не только слепого страха и готова на все не только из-за страха. Наученная беспринципности за годы своего безбедного служения коммунизму, очарованная на этот раз "иде фикс" - какой угодно ценой добиться свободы, интеллигенция стала действовать, как в революцию 1905-1917 годов, несмотря на то, что это были совершенно иные обстоятельства. Никогда не любившая свой народ и свое Отечество (полная затаенного презрения к коммунистической идеологии и "темному народу", ко всему русскому, национальному), она бросилась теперь в объятия американской свободы. Можно было бы вспомнить, как эта же самая интеллигенция внедряла незаметно в сознание молодежи (например, через анекдоты) то, что было основано на лжи. Представление о Западе, об Америке как об идеальном обществе, презрение к собственной истории и культуре. Все это готовило паралич общественного сознания, когда оно должно было незамедлительно реагировать на начинающуюся катастрофу.

  Кроме того, события в Чехословакии в 1968 году и в Польше в 1980-е годы, будучи прелюдией перестройки, привели к полному вытеснению среди нашей молодежи патриотических чувств по отношению к самым очевидным национальным интересам России. Ради, как казалось тогда, идеи свободы и справедливости. Время очень скоро показало, что значит эта свобода и справедливость, в том числе для Польши и для Чехословакии. В результате то, что должно являться главной опорой во времена потрясений - вера в историческое призвание русского народа, его нравственные силы, - было подорвано. Теперь мы имеем такую дискредитацию народа и Отечества, такой подрыв нравственных устоев русского человека, о которых не мог мечтать и Гитлер.

  А что же Церковь? Вначале все СМИ выступали защитниками гонимой Церкви, пользуясь ею в целях разрушения режима, а теперь, вместе с разрушением нравственности, они все откровеннее совершают демонизацию Церкви: "Церкви не нужны, это вред. Обогащайтесь, развратничайте", - говорят они.

  На самом деле, идет демонизация не только Православной Церкви, но и всего русского народа. Уже открыто говорят, что русский народ относится к числу "неполноценных". Давно еще кто-то из западных политиков сказал, что "русский народ занимает больше места на карте, чем в истории". И его долгожданное исчезновение с исторической сцены как бы закономерно. С другой стороны, говорят: посмотрите на процветающий Запад и благоденствующую Америку.

  Но все познается по плодам. Давно сказано, что "сыны века сего догадливее сынов света в роде своем". Достоевский говорил, что русский человек без Христа - дрянь, а со Христом он велик.

  Требуется только подлинное "второе Крещение Руси". И надежда на то, что, может быть, Дух, Который парил над водами, раскроется теперь над хаосом разрушенной жизни. Будем молить Бога, чтобы Он пришел. И надеемся, что Всеведущий Господь призрит с Небес на наш народ.

  Дорогой отец Александр!

  При попустительстве государственной власти в России падает рождаемость, миллионы детей брошены, растет преступность.

  Кажется, даже президент начинает бить тревогу по поводу армии беспризорников - по разной информации от одного до четырех миллионов. А "независимое" ТВ-6, перекочевавшее сейчас на радиостанцию "Эхо Москвы", с притворным ужасом кричит, что речь на самом деле идет о шести миллионах. Как заявила вице-премьер Матвиенко, она сама не знает, сколько у нас беспризорных детей и что с этим бедствием делать. Если не может с этим справиться, должна уйти в отставку. Пусть на ее место встанет человек, который сможет справиться с нашей бедой. Как насмешка звучит предложение внедрять по всей стране спортивные программы. Что же нам делать?

  Галина Новикова,

  г. Фрязино, Московской области

  Дорогая Галина!

  Действительно, никогда государство не рассуждало на тему, что с этим делать, а делало. Ничего подобного не происходит ни в одной стране мира. У нас в так называемые времена застоя действовало твердое законодательство: беспризорный ребенок забирался в детский дом. Дети, достигшие школьного возраста, учитывались по району, и в случае отказа родителей отдавать их в школу, этим занималась милиция, наделенная по закону большими полномочиями.

  Сейчас же в детские приемники берут только детей, совершивших правонарушение. Детям выдают паспорта с 14 лет, чего также нет ни в одной стране. Видимо, в угоду извращенцам-педофилам. На глазах милиции дети попрошайничают, пьют, наркоманят, становятся жертвами сутенеров, заражаясь смертельными болезнями, умирают на улицах. Нас хотят убедить, что сделать ничего невозможно. Миллионы людей находятся в растерянности и отчаянии.

  В этой критической ситуации мы считаем, что слишком многое по-прежнему зависит от Церкви. Реакция Церкви должна быть адекватной бедствию, угрожающему уничтожением нации. Необходимо сделать все, чтобы быть услышанной всеми. Обратиться с воззванием к народу, к президенту, всем органам власти: "Отечество в опасности. Россия и ее народ поставлены на грань уничтожения". Напомнить всем, что мы в ситуации войны, где пропаганда растления и уничтожения генофонда - детей - должны быть объявлены государственным преступлением. И значит, с неотвратимым наказанием для всех его организаторов и участников. Причем это не может быть на уровне очередных ни к чему не обязывающих деклараций и заявлений, должны быть приняты неотложные законодательные меры с жестким контролем органов власти за их выполнением.

  Сегодня Россия - страна, где на пропаганду растления, по официальным данным, тратится вдвое больше средств, чем на науку. Где в газетах с самым массовым тиражом открыто даются объявления, привлекающие детей к разврату, в то время как даже в Соединенных Штатах Америки, давно обогнавших всех по "свободе нравов", законом определено наказание в 2 года тюрьмы и 100 000 долларов штрафа за распространение порнографии среди несовершеннолетних. При всем нарастании распада они берегут свою нацию от вырождения.

  Бывают времена, когда одних увещеваний недостаточно. Подобно тому, как святой Феофан Затворник требовал самых решительных государственных мер по борьбе с пропагандой безбожия (вскоре обернувшейся морями крови), так сегодня мы еще в большей степени должны реагировать на новую, еще более страшную угрозу. Пропаганда растления и уничтожения генофонда в том виде, какого она достигает у нас сегодня, означает духовную, нравственную и физическую гибель России. Страна должна не пожалеть никаких средств для спасения своих детей. Первостепенным в государственном бюджете должно быть выделение средств на эти цели.

  Долг Церкви явить пример жертвенного служения: организовать сбор на детские приюты, может быть, даже ценой отказа от дальнейшего благоукрашения восстановленных храмов, подобно тому как столетия назад во времена всенародных бедствий Церковь не жалела своих материальных богатств для помощи бедствующим. Подобно святителю Николаю, спасшему от растления трех юных дев тремя узелками с золотом, и подобно преподобно-мученице Елизавете, отдавшей все свое состояние на нужды бедных и на детей-сирот.

  Если мы еще христиане, если мы еще остаемся людьми, мы должны сделать все возможное и невозможное. Господь попускает быть бедствиям для испытания нашей веры. Он дает нам шанс, и если мы воспользуемся им, люди поверят Церкви. И, может быть, наступит перелом духовной ситуации в России. Если же Церковь не сделает все от нее зависящее, не будет восстановления очищенной от беззакония России. Вообще не будет России.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU