На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Лилия Эрнстовна Селиверстова.
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Эти строки А.С. Пушкина посвящены чудесной молитве святого Ефрема Сирина, которая читается во время богослужений Святой Четыредесятницы. Она передает особый душевный настрой, светлую печаль "сорокадневной весны" - Великого Поста:
Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, Даруй ми зрети моя прегрешения И не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Великий Пост - ежегодное духовное паломничество к самым истокам православной веры, а цель его - Пасха. Пасха - переход в Царствие Божие. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33). Церковное богослужение есть единственный вход в это Царство, приобщение к Новой Жизни. Церковь открывает нам через свою богослужебную жизнь то, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (I Кор. 2,9). Пасха - центр богослужебной жизни, ее вершина, ее солнце.
Паломничество - это не просто путешествие, это еще и труд. До начала действительного подвига Поста мы начинаем готовиться к нему. Что же необходимо взять с собой в этот нелегкий путь?
Первое - смирение - необходимое условие для истинного покаяния. За четыре недели до Великого Поста читается притча о мытаре и фарисее. Она предостерегает нас, чтобы мы не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая. Современная культура построена на том понятии, что человек может и должен достичь всего сам, и даже представляет Бога, вознаграждающего и как бы платящего человеку за его достижения и добрые дела. Все это призывает человека к самонадеянности, гордости, а смирение считается признаком слабости, ущербности. Однако, наоборот, что по-настоящему прекрасно, совершенно естественно смиренно, оно не нуждается во внешней славе, в какой-либо "рекламе". "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. И, 29). Бог смиренный, потому что Он совершенный. Его смирение и есть его слава, и источник всего действительно прекрасного, доброго, и каждый, кто приближается к Богу и узнает Его, приобщается к божественному смирению и красоте. Но, к сожалению, даже мы, считающие себя православными христианами, не всегда понимаем, что же такое смирение, а уж с фарисеем себя никак не сравниваем. Разве не хочется нам, чтобы наше пожертвование было известно настоятелю, или старосте храма, или кому-то из близких людей? Разве не гордимся мы собой, помогая кому-то? Разве не осуждаем мы людей нецерковных, тем более неверующих? А ведь Вера - Дар Божий. Не наша заслуга, что мы ее обрели.
Христианство - это учение не о личном, индивидуальном спасении, это религия любви. И именно по закону Любви (Мф. 23, 31-46) будет судить нас Господь. Христианская любовь - это "невозможная возможность" увидать Христа в другом человеке, кто бы он ни был - спившийся бомж, воинствующий атеист, матерый преступник. Потому что в каждом человеке есть бессмертная душа - частица Бога. Легко любить все человечество, но очень трудно, почти невозможно любить ближнего. Ведь ближний - это капризный и неуклюжий ребенок, это ворчливая больная бабушка, это непонимающие родители, это придирчивый начальник, это вечно пьяный сосед. Как же тяжело их искренне любить! А между тем "так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25,40). Все наши добрые дела, все благочестие без любви к Богу и к ближнему - ничто, бессмысленное фарисейство. Из любви к людям Господь сказал, как нас будут судить на Страшном Суде, чтобы каждый мог подготовиться и спастись. И каждый год Он милосердно дает нам время для исправления, покаяния!
Последний день перед Великим Постом называют Прощеным воскресеньем. Мы просим прощения у всех родных, близких, знакомых. У тех, кому мы причинили боль, и у тех, кого мы, порой невольно побудили на неблаговидные поступки. Для истинного покаяния необходимо иметь мир в душе, а он невозможен, если таишь в себе зло на кого-либо. В "Последовании ко Святому Причащению" есть удивительные слова: "первее примирися тя опечалившим". Но этот день посвящен еще и "Изгнанию Адама из рая". Человек был создан для жизни в раю, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Но, согрешив, человек лишился этой жизни. Всякий, кто желает обрести ее вновь, берет свой крест и идет за Спасителем. В начале пути мы уподобляемся Адаму.
"…Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний ...окаянная душе... первозданного Адама преступления поревновав, познах себе обнажена от Бога.." - с этих слов святого Андрея Критского начинается наше покаяние, наше паломничество к небесному Отечеству. В первые четыре вечера Великого Поста читается удивительное по своей красоте, глубине и силе духовно-поэтическое произведение - Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского. Святой Андрей Критский жил в VII - VIII вв., был архиепископом острова Крит, знаменитым проповедником, автором многочисленных церковных гимнов-песнопений, но его Покаянный Канон - самое значительное, уникальное произведение. Великий покаянный плач, потрясающий душу смирением, раскаянием и надеждой. В нем чудесным образом события священной истории явлены как события моей жизни, дела Божий в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. С особой силой передает святой Андрей покаяние, когда упоминает события Нового Завета, ободряющие примеры Божественного исцеления души и тела, прощения грехов Господом Иисусом Христом, Его сострадания к кающимся, милосердия и всепрощения.
Значение и цель Великого Канона состоят в том, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а глубоким видением библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Во время чтения Великого Канона во всем богослужении ощущается тихая печаль: темные облачения, полумрак, песнопений мало, больше чтений псалмов и молитв. Из нашей суетной, кричащей, раскрашенной жизни мы попадаем в другое измерение, где шум и суета теряют власть над нами, исчезают. Внимая словам Канона, искренне произнося со всеми: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!", начинаешь чувствовать освобождение от всего тяжелого, злого. В душе появляется мир, спокойствие, надежда, тихий и радостный свет. Чувствуешь глубокую печаль от сознания утерянной чистоты, красоты душевной, но вместе с тем во всем ощущается свет Божиего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца: "Пристанище Тя вем утишное, Владыко, Владыко Христе: но от незаходимых глубин греха и отчаяния мя предварив избави" (Среда, Песнь 6). Канон святого Андрея называется Великим как по содержанию, духу, так и по форме. Он сочетает в себе около 250 тропарей с ирмосами! Андрей Критский и кается, и молится, и славословит, и размышляет. Ирмосы и тропари написаны красивым поэтическим языком и приспособлены к пению на 6-й глас, написанный святым Романом Сладкопевцем, который по умилительности напева, способного вызывать глубокое чувство покаяния, соответствует и духу канона Андрея Критского, и времени
Святой Четыредесятницы:
"Кондак, глас 6:
Душе моя, душе моя, востани, что спиши; конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй".
Почти через 100 лет после кончины св. Андрея греческий монах и богослов Феодор Студит со своими учениками подверг Великий Канон некоторой редакции, в частности, включив в его состав девятипесенный канон преподобной Марии Египетской. Зачем это было сделано? Почему в четверг пятой седмицы Великого Поста Великий Покаянный Канон Андрея Критского читается полностью вместе с житием этой святой - Марии Египетской?
Мария родилась в Египте, в двенадцать лет ушла из дома в Александрию. Там лишилась целомудрия и более семнадцати лет предавалась любодеянию. Однажды, в святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, она захотела войти в церковь, чтобы увидеть Животворящее Древо, но Мария не могла войти - Божия Сила не пускала блудницу в храм. Увидев икону Богородицы, Мария стала горячо молиться и дала обет покончить с грешной жизнью. Молитва была услышана, она вошла в церковь и увидела Животворящий Крест Господень, припала к святыне и вышла из храма преображенной. По велению Божией Матери Мария направилась за реку Иордан, в пустыню. Сорок семь лет... Больше семнадцати тысяч знойных дней и холодных ночей провела святая в глубоком горячем покаянии. Чудесным образом она познала Священное Писание и обрела дар провидения. По воле Божией святую Марию Египетскую увидел в пустыне преподобный инок Иорданского монастыря Зосима. Он свидетельствовал ее провидческий дар, глубокое знание Слова Божия и вместе с тем великое смирение, кротость, уничижение. Воистину святая жила не хлебом насущным, но "всяким словом Божиим" (Мф. 4,4; Лк. 4,4), она ходила по воде, перемещалась в пространстве подобно свету, но силой духа, а не плоти. Преподобный Зосима причастил ее Святых Христовых Тайн, и она мирно отошла ко Господу. Память преподобной Марии Египетской совершается 14 апреля н. ст. (1 апреля ст. ст.) и в Неделю 5-ю Великого Поста.
Велик покаянный подвиг Марии Египетской. Способны ли мы хоть на малую толику приблизиться к нему? Возможно ли словами передать безмерную глубину раскаяния, непоколебимую веру в милость Божию и надежду на спасение - то, что обрела преподобная Мария? Великий Канон святого Андрея Критского - это настоящая школа покаяния.
"Преподобная Мати Марие, моли Бога о нас.
Егоже возлюбила еси, Егоже возжелела еси... моли ныне Христа о рабех: яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающим Его" (Четверг, Песнь 7).