На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Валерий Николаевич Ганичев.
Известный профессор, литературовед Александр Иванович Овчаренко, чьи лекции о проблемах отечественной литературы я слушал не только в Москве, но и в Вашингтоне, Бостоне, Берлине и Париже, считает, что с появлением книг Валентина Распутина, Василия Белова, Федора Абрамова, Василия Шукшина и других "деревенщиков" начинался новый этап в художественной прозе писателей России. Список имен можно продолжить, а знаменательным является то, что снова, как и в золотом ряду русской литературы - литературы XIX века, при блестящей художественной и стилевой оснащенности на первое место в произведениях вышли вопросы нравственности, совести, любви к ближнему.
"Деревенщики" (так закодировали, замаскировали этот духовный поток нашей литературы) заслуженно стали достойными наследниками Великой литературы. Святейший Патриарх Алексий II сказал однажды при встрече с писателями, что в прошлом, атеистическом государстве классическая русская литература сохраняла в обществе высшие духовные ценности, поддерживала души людей в живительном, спасительном для народа состоянии. А лучшие произведения сегодняшней литературы продолжают эту линию.
И хотя негоже определять призовые места в современной литературе, но мы не ошибемся, если будем считать, что первым в этом ряду стоит Валентин Распутин. Да что мы, соратники и друзья, - недавний массовый опрос, проводимый газетой "Российский литератор", еще раз подтвердил, что таковым его считают тысячи и миллионы читателей. Первым не по тиражам, не по газетно-телевизионному шуму, не по скандалам вокруг его имени и произведений (ведь что греха таить, многие литераторы жаждут такой эстрадно-цирковой славы), а потому, что перед ним, как ни перед кем другим, открылась душа русского человека. Трепетная, отзывчивая, порывистая, тонкая. Жесткий XX век испытал ее всеми видами пыток, мук и надежд. Она прошла искушение чужой собственностью и мыслью, соблазном эфемерных свобод, зыбью пламенной революции, была опалена братоубийственной гражданской войной и озарена испепеляющим порывом в призрачное будущее, строительством вавилонской башни коммунизма. Она познала истощающий и благородный труд во славу державы, адовую войну с коричневой чумой, прорывом в звездные миры и лишение надежд в конце столетия. Кого-то вели в двадцатом веке в газовые "душегубки", а ее, русскую душу, загоняли в холодильные камеры творцы нового мирового и российского порядка. Она мешала победе вселенского зла, останавливала торгаша и менялу, который, позабыв уроки Христа, снова нагло расположился в человеческом храме.
Порушив Великую Державу и ее опоры, князь тьмы не успокоился. Один из идеологов этого погрома почувствовал, что силы народа не иссякли, и предложил всей мефистофелыцине мира обрушиться на главную для них сегодня опасность - Русскую Православную Церковь. С полным основанием он мог бы присоединить сюда русскую душу, которая ниспослана нашему народу свыше. Да, она не восседает в царских и президентских креслах, не стоит сторожем у банковских сейфов, не веселится в сверкающем кабаре и казино. Но она высвечивается в жертвенном стоянии тружениц исчезающей Матеры, в их бесстрашном порыве сберечь человеческое гнездовище, в покинувшей жизнь и не заработавшей мучениями счастье Настене, в иррациональном, созидательском порыве людей, строящих избу Агафье. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть "истончается" в людях. Для кого-то книги Распутина не успокоительное чтение, а скорей побуждение для размышления и суда над собой, над душой своей.
Валентин Григорьевич и есть главный "сбережитель", "сохранитель" и спаситель этой души. Ибо, увидев ее, усталую, замерзшую под холодными порывами ветра, пытаясь ее спасти, он брал ее в свои руки, дышал на нее, отогревал, радовался ее оживлению и выпускал к нам, в мир, на волю, как благовещенскую птаху. И вдруг оказалось, что стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены, стали на пути зла и беззакония. Они не Гераклы и не Ильи Муромцы, но сила их духовного стояния отодвинула апокалипсис мира. Недаром говорят: "...белые платочки бабушек спасли Православную Церковь от уничтожения". Старухи Валентина Распутина, наши матери и женщины России, спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули в нее силы. И с ними, и с другими героями произведений Валентина Григорьевича, мне, да думаю и всем, не страшно входить в XXI век. У нас есть Вера, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия, вечен ее народ, значит, не покинута она Богом!