На главную страницу |
|
Главная страница номера |
9 марта праздник иконы ченстоховской Божией Матери.
Происхождение Ченстоховской иконы Божией Матери предание возводит к св. евангелисту Луке. Лик Пресвятой Богородицы - большой, византийского стиля, величаво-строгий, необыкновенно скорбный, как ни на одной из наиболее известных в нашей стране икон. На правой щеке три ярко выраженных шрама: два параллельных, третий, пересекающий их, - след на шее от вонзенной татарской стрелы, от повреждения которой из раны Богоматери истекла кровь.
По свидетельству того же предания, первоначально икона хранилась в Иерусалиме у св. апостола Иоанна Богослова. В 326 году иерусалимские христиане поднесли икону св. равноапостольной царице Елене по обретении ею Животворящего Креста Господня, которая перенесла ее в Царьград. Чудотворная сила иконы проявлялась особенно во время осады Константинополя сарацинами, что видно из письма Григория Двоеслова к Константинопольскому Патриарху Герману. Из Константинополя, или Царьграда, св. икона перешла в славянские земли, ее перенесли сюда св. равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий - как драгоценное благословение себе в равноапостольских подвигах и всем славянским странам и народам и как залог священной связи наших стран с Православным Востоком и святой Восточной Апостольской Церковью
Впоследствии икона принадлежала Полоцкой княжне, настоятельнице женского монастыря преподобной Евфросинии Полоцкой. В 1239 году она была перенесена в город Торопец Псковской губернии супругой св. благоверного великого князя Александра Невского, а сорок с лишним лет спустя, после нападения неприятеля на те области и на женскую обитель, где хранилась икона, Галицкий князь Лев взял икону и около 1280 года отослал ее в Белзский укрепленный замок, где она была поставлена во дворцовой церкви.
Вообще известно, что икона находилась в Галицкой Руси, в Белзском княжеском дворце около столетия, до перенесения ее в Ченстоховку, переходя вместе с дворцом к князьям, владевшим Червонной Русью и занимавшим дворец. Икону в княжеском дворце в церкви хранили преимущественно жены князей - русские княгини, и в числе их княгиня Евфимия, мать Владислава, принадлежащего первоначально, по рождению, к Православной Церкви и называвшегося Князем Русским.
Во время нахождения в Белзском замке икона неоднократно являла знамения чудотворной силы, особенно во время нашествия татаро-монголов. Однажды во время осады ими замка икона была уязвлена неприятельской стрелой, пущенной в замок. Стрела попала в шею Богоматери, и из раны истекла кровь, как бы из живого тела. А на татар спустилась некая вредоносная мгла, ими овладело сильное помрачение. Очутившись в этой мгле, они подняли оружие сами на себя и, убивая таким образом друг друга, вынуждены были оставить осаду замка. Отражение их, возглавленное князем Русским, было легким, и победа была полная.
От этого времени на св. иконе остался знак в виде треугольной формы. После такого знамения Владислав Опольский, бывший Князь Русский, не мог расстаться с этой святыней и, удаляясь на покой в свое княжество, взял с собой и чудотворную икону.
Передается, что на пути в свои владения в сумерки 9 августа 1382 года он остановился у селения Ченстоховка на ночлег и находившуюся с ним святую икону поместил на ночь в Ченстоховской приходской деревянной церкви Успения Божией Матери, находившейся на так называемой Ясной горе. Когда же на другой день хотели взять святую икону для продолжения пути, то посланные за ней никак не могли сдвинуть ее с места. По этой причине князь решил оставить икону в этой церкви на Ясной Ченстоховской горе неприкосновенно, а затем построил на свои средства на этом месте монастырь и пригласил из Венгрии монахов-паулинов латинского ордена св. Павла-пустынника. Так святая икона Богородицы поступила во владение латинян, у которых с тех пор остается и поныне.
К Ченстоховской иконе Божией Матери приходили на поклонение царь Петр Великий и царь Александр Благословенный. Петр I служил перед ней молебен.
В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братиею монастыря поднесен был генералу Сакену верный список с чудотворной иконы. Император Александр I украсил сей список богатою ризою с драгоценными камнями и поставил ее в Петербургском Казанском соборе в приделе Рождества Пресвятой Богородицы у левого клироса.