На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Как пройти пол-Евразии без копейки в кармане

Андрей Викторович Полынский

    "Всего и делов-то!", - решил 36-летний житель алтайского села Зятькова Речка Алексей Делов и, не имея ни рубля в кармане, рванул пешком по направлению к реке Волге, где в одном из сел в окрестностях Тольятти живет его младшая сестра Светлана. Собственно говоря, рубли не водились в его карманах уже лет восемь - как родной колхоз перестал выплачивать зарплату. Алексей даже забыл, как они выглядят. А почему живой до сих пор? Так ее, получку родимую, выдавали гречкой, коноплей и подсолнечным маслом. Тем в основном и перебивался, несмотря на то, что пользу хозяйству приносил немалую: и токарем работал, и радиаторы паял, и на стогомете трудился, а трактор и вовсе мог по деталькам разложить...
    Плюнул Алексей на жизнь такую: молодость проходит, а тут тебе - ни работы, ни семьи. И решил посмотреть, как там люди живут - за Уральским хребтом, в Европе. Оделся потеплее, натянул на толстый вязаный носок резиновые калоши, сунул в дорожную сумку плащ-палатку, пять пар запасных носков, кое-какой инструмент и небольшой запас провизии и пошагал. Прямо по направлению к Западу - без карты и без компаса. "А зачем она, карта? - удивится потом Алексей на подобный вопрос. - Она, карта, в уме содержится". Тайгу Алтайского края он знал как свои пять пальцев, а дальше - куда Бог вынесет...
    Запасов еды хватило на три дня. Вскоре он дошагал до большой трассы, но с попутками ему не везло. Не больно-то много нынче желающих подбирать одинокого путника. Рассудив, что лучше положиться на свои ноги, чем зазря рукой махать, Алексей намотал не одну сотню верст, за день в среднем проходя километров по пятьдесят. По дороге заходил в близлежащие деревеньки и предлагал себя в качестве работника. Кому машину стиральную починит, кому ведро запаяет, кому крышу залатает - а ему за это старики стол накроют, в путь еды дадут, да кое-кто еще и мелочишку подкинет.
    Только на ночь у себя не оставляли - боялись, видать, незнакомца. Вот и приходилось спать где придется: в стогу сена, в лесу, в овраге... Привычный к сибирским морозам, Алексей нормально переносил эти ночевки. Ложился на "перину" из наломанных веток ельника, укрывался плащ-палаткой, а поверх сгребал все тот же ельник. А когда завьюжило - старался укрыться от ветра в ложбинках. С рассветом - вновь в дорогу. Иногда голодал сутками, но с пути не сворачивал, хотел побыстрее дойти.
    Где-то на подходе к Омску разговорился на подворье с одним дедком. "И че ноги зазря ломаешь? - удивлялся дед. - Вона электричка ездит. Залазь да езжай". - "Да совестно как-то, без денег", - усомнился Алексей. Дед выдержал паузу, разбавил хвойный таежный воздух порцией крепкого деревенского самосада и медленно, смакуя каждую фразу, устыдил несведущего алтайца: "Ерунда это все... Кажный так делает! А деньги - че? Их все равно нету, вона в огороде у меня капусты и то больше ростится. Небось капусту-то в кремлях не едят... Ты, коль мимо проходить будешь, узнай".
    Границу с Казахстаном пересекал на электричке. А когда к Иссык-Кулю подъезжали, замаячил контролер: "Ваш билет?" Стыдно стало Алексею, он молча встал и сошел на ближайшей станции. Тут его тормознула милиция: "Паспорт". С документами у путешественника было все в порядке. Но стражи порядка решили покопаться у него в сумке и нашли там гаечные ключи. "А ключи у тебя для чего? - спросил красномордый поддатый милиционер. Может, ты диверсант какой - рельсы разбираешь? Ха-ха... В общем, ключи мы у тебя конфискуем. А поутру, чтобы мы тебя, мужик, здесь не видели".
    Видимо, за обычного бомжа приняли обросшего щетиной ходока милиционеры. За своего приняли его и бомжи, кучковавшиеся на станции. В их компании он и продолжил путь на электричке. Мужики все никак поверить не могли, что он в Тольятти пробирается: "Брось заливать, на юг, наверно, едешь". И узнал Алексей, что зимой тянутся бомжи из Сибири на юг в поисках сезонного заработка и тепла ради. А летом - возвращаются в Сибирь подзаработать на сборе целебных трав. Много ходит сейчас по России-матушке неприкаянных мужиков, ох как много! И каких только историй не рассказывают! Один, например, безрукий, бывший "новый русский". Доставал из внутреннего кармана своего потрепанного, длиною до пят пальто фотографию, где он, еще целехонький, на фоне автомобиля "Вольво" и двухэтажного кирпичного дома, вдвоем с красавицей-женой. На этом "Вольво" он и разбился, еле выжил - ампутировали руку. С горя запил. А жена в конце концов нашла себе другого, а его выгнала из дома. Коттедж-то этот в свое время, чтобы уйти от налогов, он оформил на нее...
    После того как пересекли Уральский хребет, Алексей распрощался с попутчиками и двинулся по шоссе до ближайшей деревни. Там, как и повелось, он у кого-то что-то отремонтировал, подкрепился и направился пешком по направлению к Уфе. "Вот что я заметил, - делится Алексей своими наблюдениями, - чем богаче человек - тем хуже относится к людям. Например, если увидишь особняк какой-нибудь, то туда даже и не подходи - в лучшем случае, обругав, прогонят, а то и собаку спустят. А вот люди небогатые встречают приветливо..."
    На бездорожье, сильно подвернув ногу, Алексей продолжил путь со скоростью черепахи. Так и замерзнуть недолго...
    Внутренне взмолился и принялся "ловить" попутную машину, не особо надеясь на успех. Вдруг безлюдную вечернюю дорогу осветил свет фар и рядом тормознул "дальнобойщик". До Уфы его затем подбрасывали поочередно на "Кировце", "Волге", "Москвиче" и даже "Опеле". Узнавая историю своего попутчика, водители до того удивлялись, что о деньгах даже и не заикались.
    Отойдя от Уфы километров семьдесят, Алексей увидел на дороге ЗИЛ-131, водитель которого менял колесо. Дай, думает, подойду, помогу, может, затем и подбросит... Однако шофер от помощи отказался, и алексеевы калоши вновь застучали по асфальту. Километров через десять он вновь увидел все тот же "зилок" и копающегося в нем водилу. "Ты не подумай, что это я тебя сглазил", - сказал, подойдя, Алексей. Посмеялись. Для Алексея здесь работы было - на несколько минут. И вот он уже трясется в кабине. Повезло, однако: водитель ехал как раз в Тольятти. Повезло и водителю: машина ломалась еще раз пять, но рукастый попутчик быстро исправлял неполадки. В тольяттинском селе Нижнее Санчелеево, где рядом со зданием правления колхоза живут сестра и ее муж Юрий Анатольевич, Алексея не ждали. Светлана лишь всплеснула руками от изумления, увидев брата, обросшего, грязного, на пороге дома. После охов и ахов - сразу в деревенскую баньку! За время своего путешествия Алексей износил пять пар носков, а резиновые калоши - как новенькие. (Покупай российское!) Письмо, в котором Алексей упреждал сестру о своем скором появлении, пришло лишь недавно - через месяц после прибытия самого отправителя. Нужно заметить, что этот месяц Алексей времени даром не терял - познакомился с молодой и красивой женщиной, младшей сестрой Юрия Анатольевича Леной. И даже успел на ней жениться. Теперь Юрий Анатольевич для него - дважды шурин. Правда, и здесь работу, оказалось, сложно найти, но молодая семья не унывает. "Главное - руки у него золотые и душа добрая, - говорит Лена, а остальное - приложится".

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU