На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Игорь Муратович Ахба
Сегодня наш гость - полномочный представитель Республики Абхазия в Москве Игорь Муратович Ахба.
- Часто раздаются голоса, что, мол, Республика Абхазия является нежизнеспособным государством. Как бы вы ответили таким людям?
- Правде всего я хотел бы поблагодарить всех русских людей за поддержку, которую мы ощущаем постоянно. Что же касается нежизнеспособности, то, наверное, главный показатель это время. Вот прошло уже почти 10 лет, когда прогремела война, кровопролитная война между фузией и Абхазией, принесшая неисчислимые бедствия Абхазии, колоссальные разрушения сегодня. Ущерб, принесенный войной, насчитывает до 60 миллиардов долларов. Но, несмотря на это, народ Абхазии, многонациональный народ Абхазии преисполнен решимости отстоять свои завоевания и жить достойной жизнью. Экономика Абхазии, безусловно, нуждается в большей помощи и поддержке. Но тем не менее аграрный сектор у нас развивается, добываем и вывозим полезные ископаемые, лес, продаем на российский рынок цитрусы. Заключаются договоры с субъектами Российской Федерации, в первую очередь с Краснодарским краем, с республиками Северного Кавказа, поволжскими республиками. Еще раз хочу сказать, что, несмотря на все трудности, народ Абхазии преисполнен решимости жить достойно.
- Скажите, пожалуйста, недавний рейд группы грузинских и чеченских боевиков под предводительством Гелаева, которые вторглись на территорию Абхазии, подтверждает, что Грузия не оставила надежд силой вернуть Абхазию в состав Грузии? В случае, если такие угрозы будут повторяться, как мог бы ответить на это абхазский народ и руководство Абхазии?
- Мы неоднократно говорили и заявляли, что мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта альтернативы нет. И все попытки силового решения этого вопроса бесперспективны. И тому доказательство итоги последних кодорских событий, когда Грузия в очередной раз пыталась силовым путем решить абхазскую проблему, используя террористов. В Кодорское ущелье, как вы знаете, была внедрена интернациональная бригада террористов, там были и чечены, и арабы, и грузины, но они получили достойный отпор от вооруженных сил Республики Абхазия. Сегодня, к сожалению, в Кодорское ущелье вошли подразделения регулярной грузинской армии. Это грубейшее нарушение Московского соглашения о прекращении огня и разъединении противоборствующих сил. До тех пор, пока там будут оставаться грузинские подразделения, говорить о каком-то прогрессе в переговорном процессе не приходится. Мы настаиваем на том, чтоб Грузия выполняла все подписанные ею соглашения и готова была к мирному диалогу.
- Игорь Муратович, мы замечаем в позиции Грузии резкий крен в сторону требования вывести российских миротворцев из Абхазии и заменить их либо ооновскими подразделениями, либо натовскими. Чем им не угодили миротворцы из России, которые, кстати, появились там с согласия Грузии, как вы помните?
- Миротворцы появились на основании Московского соглашения, которое было подписано сторонами. Мы считаем, что российские миротворцы со своей задачей справляются. И присутствие российских миротворцев является стабилизирующим фактором. Вообще, мы исходим из того, что Россия - это государство, которое реально заинтересовано в стабильности в этом регионе. Грузия же, в свою очередь, не оставляя надежду на силовое решение абхазской проблемы, а присутствие российских миротворцев, естественно, препятствует подобному развитию событий, настаивает постоянно на выводе российских миротворцев с тем, чтобы была возможность введения многонациональных, так называемых натовских сил в расчете на то, что с их помощью им удастся решить проблему Абхазии по боснийскому варианту, то есть силой.
В 1999 году был принят акт о независимости Абхазии и подтвержден на Всенародном референдуме. И мы идем по этому пути.
- В России многие обратили внимание на то, что Шеварднадзе явно потерял возможность установить нормальный диалог с руководством Абхазии и обратился к руководителю Аджарии Абашидзе, назначил его полномочным представителем, так сказать, для ведения переговоров с Абхазией. На этих переговорах, если они вообще ведутся, достигнуто какое-то продвижение или нет?
- Нам не больше известно, чем вам. Мы знаем, что такое решение было, но пока никаких контактов официальных не было. Но кто бы ни был назначен представителем, сегодня рассчитывать на то, что возможен какой-то позитивный сдвиг в переговорном процессе, не приходится, пока
Грузия не будет выполнять подписанные соглашения, которые создают нормальные условия для мирного диалога. До тех пор пока Грузия не выведет свои подразделения из Кодорского ущелья, разговоры бесперспективны. Мы сегодня исходим из того, что Абхазия суверенное государство, субъект международного права и может вестись разговор только о равноправных, межгосударственных отношениях с Грузией. Вместе с тем мы не исключаем возможность строить ассоциированные отношения с Россией.
- Мы знаем, что почти треть населения Абхазии являются гражданами России.
- Да, совершенно верно. Там и русские, и абхазы, и греки проживают. Вообще Абхазия - это многонациональное сообщество, и сегодня около 40% граждан ее являются гражданами России.
- Даже 40%, это очень приятно слышать. Скажите, пожалуйста, как вы сами лично видите будущее своей Родины?
- Абхазия в соответствии с Конституцией провозглашена суверенным демократическим правовым государством. И будущее свое мы видим в добрососедских и тесных отношениях с братскими народами России. И история наших взаимоотношений, как я говорил ранее, уходит в глубь веков. Вы знаете, что Абхазия, будучи независимым княжеством, в свое время вошла в состав Российской империи, это было в 1810 году. В советское время независимая Абхазия была субъектом СССР, а когда был развален Советский Союз и когда Грузия сделала свой выбор и объявила свою независимость, народ Абхазии своим большинством проголосовал за нахождение в составе СССР.
- Спасибо, Игорь Муратович.