На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Виктор Николаевич Тростников
В четвертой заповеди Нагорной проповеди Иисус говорит: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся" (Мф. 5, 6), и это действительно так. Всякий, кто готов на все ради обретения истины, в конце концов, ее обретает. Но каждого Господь ведет к ее обретению особым путем, не похожим на пути других. Некоторые из них бывают весьма извилистыми, и примером тому служит дорога, приведшая к истине Льва Александровича Тихомирова, одного из глубочайших мыслителей рубежа XIX и XX веков, занимавшегося историософией и политологией и внесшего в эти отрасли знания огромный вклад.
Он родился в 1852 году в Геленджике в семье офицера, окончил Керченскую Александровскую гимназию и поступил в Московский университет, проникнутый в то время духом "свободомыслия". Прельстившись по неопытности его ложным пафосом, Тихомиров со свойственной для него горячностью всецело отдался делу, которое виделось ему как "освобождение России от тирании". Ум и энергия быстро выдвинули его в число самых видных революционеров: он стал членом Исполнительного Комитета "Народной воли", организовавшей охоту на Александра Второго, редактировал партийные газеты, был автором знаменитого "Письма Исполкома" Александру Третьему. В 1873 году он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел четыре года. Освободившись, он эмигрировал и жил в Швейцарии и во Франции. В 1888 году ему было дано Высочайшее разрешение вернуться на Родину и он поселился сначала в Новороссийске, а потом в Москве. Умер Тихомиров в 1923 году в Сергиевом Посаде, под стенами Троицкой Лавры.
Такую биографию не назовешь иначе, как промыслительной. Все в ней шло на пользу его алчущему и жаждущему правды интеллекту. Вынужденное бездействие в заточении дало ему возможность проанализировать свои юные убеждения и понять, что это были фальшивые ценности, которые могут не спасти Россию, а, наоборот, погубить ее. Годы, проведенные в Западной Европе, в странах, служащих образцами республиканского жизнеустроения, по-нынешнему "демократии", позволили ему всмотреться в эту систему и обнаружить в ней многие дефекты, незаметные внешнему наблюдателю. Возвращение на родную почву наполнило его новыми силами, и он завершил здесь итоговый труд своей жизни, монографию "Монархическая государственность", вышедшую в 1905 году - как раз тогда, когда первая русская революция попыталась эту государственность уничтожить.
Практическое значение публикации Тихомирова оказалось равным нулю: "просвещенное" русское общество, помешавшееся на идее "свержения проклятого царизма", ничто уже не могло вразумить, особенно объемный научный трактат, требующий внимательного изучения. Теоретическое же значение работы, имеющее долговременный характер, очень велико. В исследовании феномена власти впервые после Аристотеля и Полибия, живших еще до новой эры, произошло существенное продвижение. Тихомиров не только детально обосновал мнение Аристотеля, что монархическая власть является наилучшей, но и уточнил, какого рода монархия должна быть признана таковой. Самой совершенной формой общественного бытия, согласно Тихомирову, надо считать единоличное правление человека, в котором народ признает Божиего Помазанника. Этот тезис получил в работе глубокое обоснование. Тихомиров поставил и решил вопрос, до него не поднимавшийся. Аристотель, как и все его последователи вплоть до XIX века, классифицировал лишь формы принуждения, Тихомиров же распространил классификацию и на формы подчинения. Это был аспект, который рань-ше никто не затрагивал. Все понимали, что существуют разные модели власти, но почему население их принимает, что заставляет его быть послушным властям, - об этом никто как-то не задумывался. А Тихомиров задумался и пришел к выводу, что первопричиной инстинктивного желания иметь над собой власть, которой необходимо подчиняться, является подсознательное стремление служить чему-то высшему, вложенное в человека самим Творцом. Отсюда вытекает, что та власть, которая создает идеальные возможности такого служения, предпочтительнее всех остальных, а ею, несомненно, следует считать православную монархию, где тот, кто служит царю, тем самым служит Богу.
Фундаментальное исследование Тихомирова вышло в свет в те годы, когда монархическое мировоззрение испытывало глобальный кризис, потеряв почти всех своих приверженцев. Неудивительно, что современники не только не приняли труда Тихомирова всерьез, но просто его не читали. Сегодня о нем говорят и пишут больше, чем прежде, и "Монархическую государственность" снова издают и цитируют. Как это объяснить?
Думается, объяснение подсказывается самим Тихомировым. Ведь он доказал, что одним из архетипов человеческой натуры является потребность в служении Высшему началу, дающее чувство приобщения к нему. Нынче, когда, отменив философский материализм, нас вводят в "рыночные отношения", пытаются сделать житейскими материалистами, у нас возникает тоска по бескорыстному и самоотверженному поведению, которое подняло бы нас над нашей животной природой, и эта тоска пробуждает в нас интерес и симпатию к монархии, безотносительно к мысли о ее восстановлении.