На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Светильник Божией благодати

Анна Степановна Новикова

    (26) февраля 2000 г. исполнилось 50 лет со дня кончины замечательного русского человека, смиренного праведника архиепископа Богучарского Серафима, в миру Николая Борисовича Соболева, родившегося 1 (14) декабря 1881 г. в Рязани. "Светильником Божией Благодати", посланным Господом для "освящения нравственно тускнеющего мира сего, нашего времени и поколения", назвал в 1992 г. владыку Серафима Соболева игумен Герман (Подмошенский).
    Жизнь владыки - живой пример великого смирения, исполнения заповедей Божиих и глубокой любви к Богу и людям. Само его рождение, детство и юность сопровождались чудесами и знамениями, которые указывали на духовное направление его жизненного пути. Владыка Серафим родился при первом ударе церковного колокола и почил в Бозе в неделю Торжества Православия. На месте упокоения владыки Серафима в крипте под алтарем русского храма свт. Николая Чудотворца г. Софии мы читаем слова псалмопевца: "ОТЪ ЧРЕВА МАТЕРЕ МОЕЯ ТЫ ЕСИ МОИ ПОКРОВИТЕЛЬ" (Пс. 70,6).
    По благословению старца Аарона осенью 1919 г. вместе со своим братом монахом Сергием Николай Борисович Соболев, принявший монашеский постриг с именем Серафим в 1907 г. на последнем курсе Петербургской Духовной Академии, вступил на путь изгнанничества.
    С 1921 г. жизнь владыки Серафима связана с Болгарией, где он обрел вторую Родину.
    В период тяжелого духовного кризиса в Болгарии в 20-30-х гг. двадцатого столетия, когда в опустошенные болгарские души хлынули сатанинские учения: дыновизм как болгарская разновидность теософии, ересь добросамарянства и религиозная отрава XX в. - экуменизм, владыка Серафим становится столпом Православия, его совестью. Обличая ереси, так называемую "живую" церковь, "сборище" обновленцев и ратуя за сохранение догматов Православной Церкви, владыка неоднократно предупреждал, что спасения роду человеческому нет ни в одной церкви, кроме Православной.
    Живя сам в тяжелых материальных условиях, больной туберкулезом, владыка Серафим трогательно заботился о русских людях: одних устраивал бесплатно в больницы, инвалидные дома, другим помогал в получении пособий, третьих подкармливал сам. До сих пор владыка Серафим является почетным членом союза русских инвалидов в Болгарии.
    Им был создан комитет по оказанию помощи голодающим инокам на Афоне. В своих проповедях владыка призывал прихожан делать пожертвования на это святое дело. Лишь поддержка русских эмигрантов, в большинстве своем тоже нуждавшихся, но не забывших о своем христианском долге, спасла русский Пантелеймонов монастырь от полного запустения.
    В Софии владыка вел мужественную борьбу с масонскими организациями русской эмиграции, которые причиняли ему много зла своей клеветой.
    В 1938 году он выступил против чествования масона, теософа, сатаниста и богохульника Райнова в день его 50-летия. На съезде русских ученых в 1930 г. владыка публично осудил тех ученых, для которых православная вера не была идеологической основой их научных взглядов. Владыка Серафим получил благословение для основания Покровского монастыря в Болгарии, который позднее стал крепостью и опорой Православия в этой стране. На втором поместном Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Югославии в 1938 г. и на Московском Всеправославном совещании в 1948 г. владыка Серафим выступил с блестящими докладами в защиту Православия, заняв непримиримую позицию по отношению к экуменическому движению.
    Большое духовное наследие оставил православному миру архиепископ Серафим (Соболев). Самым важным из его богословских сочинений является капитальный труд "Новое учение о Софии, Премудрости Божией". В этой книге, вышедшей в свет в Софии в 1935 г., архиепископ Серафим очень подробно анализирует и опровергает кощунственную ересь "софианства" протоиерея Сергия Булгакова и священника Павла Флоренского. В книге "Русская идеология", написанной в 1939 г. в Софии, владыка Серафим убедительно обосновал необходимость восстановления в России царской самодержавной власти, поскольку только данная власть "есть Богоустановленное учреждение и как таковое является идеальным".
    Много внимания уделял владыка Серафим проповеднической деятельности. В проповедях он призывает хранить верность матери нашей Православной Церкви, без которой нет спасения, и святоотеческому учению как залогу истинного духовного просвещения и говорит о пагубности ересей и церковного модернизма. Наставляя своих возлюбленных о Христе чад, владыка Серафим призывает их молиться Пресвятой Богородице, ибо "бесы" - эти виновники всех наших несчастий, - никого так не боятся, как Пречистой Девы Марии, как Виновницы воплощения от Нее Спасителя, Истинного Бога. Даже произношение нами Ее имени убийственно для демонов и заставляет их бежать он нас... Пусть Ее имя всегда будет на наших устах, хотя бы в такой краткой молитве: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" В наше время, когда срам для многих людей на земле стал нормой жизни, важно вспомнить предостережение владыки Серафима об опасности блудных грехов: от греха блуда "помрачается наш разум, и он делается способным на всякое заблуждение и, в частности, на еретическое заблуждение в области веры..."
    Словно солнечные лучи, проповеди владыки Серафима освещают души читающих, заставляют задуматься о своей грешной жизни.
    По воспоминаниям современников, особенно замечательны были проповеди владыки в Прощеное воскресенье, когда многие люди, враждовавшие между собой в течение долгого времени, после призыва владыки со слезами на глазах просили друг у друга прощение.
    Владыка Серафим глубоко уважал болгарского святого Иоанна Рыльского Чудотворца, называя его "славой и красотой Болгарской Церкви". В своей проповеди, посвященной тысячелетию его успения, владыка говорит о духовной связи русских и болгар благодаря почитанию в Болгарии и России преподобного Иоанна Рыльского. В знак признательности к всеболгарскому небесному покровителю владыкой Серафимом был написан прекрасный акафист в его честь. Акафист владыки является великолепным образцом церковно-славянского языка XX столетия и сохраняет лучшие языковые традиции древней гимнографической литературы.
    Живя в Болгарии, архиепископ Серафим сохранил трепетную любовь к своей родной России. Во время Второй мировой войны он не давал своего благословения русским эмигрантам, жившим в Болгарии, поступать в Русский корпус, добровольческие части которого входили в состав германской армии, дабы не пролилась русская кровь в братоубийственной войне. В годы Второй мировой войны владыка Серафим фактически был в разрыве с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей, так как не был согласен с прогерманской позицией Синода. А в конце войны он официально перешел под юрисдикцию Московской Патриархии и присоединился со всей своей паствой к Русской Православной Церкви. Им же было получено советское гражданство и паспорт под № 1 советского гражданина в Болгарии. Этим благородным поступком он спас русских эмигрантов от репрессий.
    Русские православные люди должны помнить великого учителя Церкви XX века. Вечная память русскому патриоту, незабвенному архипастырю Серафиму Соболеву!

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU