На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Анна Степановна Новикова
(26) февраля 2000 г. исполнилось 50 лет со дня кончины замечательного русского человека, смиренного праведника архиепископа Богучарского Серафима, в миру Николая Борисовича Соболева, родившегося 1 (14) декабря 1881 г. в Рязани. "Светильником Божией Благодати", посланным Господом для "освящения нравственно тускнеющего мира сего, нашего времени и поколения", назвал в 1992 г. владыку Серафима Соболева игумен Герман (Подмошенский).
Жизнь владыки - живой пример великого смирения, исполнения заповедей Божиих и глубокой любви к Богу и людям. Само его рождение, детство и юность сопровождались чудесами и знамениями, которые указывали на духовное направление его жизненного пути. Владыка Серафим родился при первом ударе церковного колокола и почил в Бозе в неделю Торжества Православия. На месте упокоения владыки Серафима в крипте под алтарем русского храма свт. Николая Чудотворца г. Софии мы читаем слова псалмопевца: "ОТЪ ЧРЕВА МАТЕРЕ МОЕЯ ТЫ ЕСИ МОИ ПОКРОВИТЕЛЬ" (Пс. 70,6).
По благословению старца Аарона осенью 1919 г. вместе со своим братом монахом Сергием Николай Борисович Соболев, принявший монашеский постриг с именем Серафим в 1907 г. на последнем курсе Петербургской Духовной Академии, вступил на путь изгнанничества.
С 1921 г. жизнь владыки Серафима связана с Болгарией, где он обрел вторую Родину.
В период тяжелого духовного кризиса в Болгарии в 20-30-х гг. двадцатого столетия, когда в опустошенные болгарские души хлынули сатанинские учения: дыновизм как болгарская разновидность теософии, ересь добросамарянства и религиозная отрава XX в. - экуменизм, владыка Серафим становится столпом Православия, его совестью. Обличая ереси, так называемую "живую" церковь, "сборище" обновленцев и ратуя за сохранение догматов Православной Церкви, владыка неоднократно предупреждал, что спасения роду человеческому нет ни в одной церкви, кроме Православной.
Живя сам в тяжелых материальных условиях, больной туберкулезом, владыка Серафим трогательно заботился о русских людях: одних устраивал бесплатно в больницы, инвалидные дома, другим помогал в получении пособий, третьих подкармливал сам. До сих пор владыка Серафим является почетным членом союза русских инвалидов в Болгарии.
Им был создан комитет по оказанию помощи голодающим инокам на Афоне. В своих проповедях владыка призывал прихожан делать пожертвования на это святое дело. Лишь поддержка русских эмигрантов, в большинстве своем тоже нуждавшихся, но не забывших о своем христианском долге, спасла русский Пантелеймонов монастырь от полного запустения.
В Софии владыка вел мужественную борьбу с масонскими организациями русской эмиграции, которые причиняли ему много зла своей клеветой.
В 1938 году он выступил против чествования масона, теософа, сатаниста и богохульника Райнова в день его 50-летия. На съезде русских ученых в 1930 г. владыка публично осудил тех ученых, для которых православная вера не была идеологической основой их научных взглядов. Владыка Серафим получил благословение для основания Покровского монастыря в Болгарии, который позднее стал крепостью и опорой Православия в этой стране. На втором поместном Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Югославии в 1938 г. и на Московском Всеправославном совещании в 1948 г. владыка Серафим выступил с блестящими докладами в защиту Православия, заняв непримиримую позицию по отношению к экуменическому движению.
Большое духовное наследие оставил православному миру архиепископ Серафим (Соболев). Самым важным из его богословских сочинений является капитальный труд "Новое учение о Софии, Премудрости Божией". В этой книге, вышедшей в свет в Софии в 1935 г., архиепископ Серафим очень подробно анализирует и опровергает кощунственную ересь "софианства" протоиерея Сергия Булгакова и священника Павла Флоренского. В книге "Русская идеология", написанной в 1939 г. в Софии, владыка Серафим убедительно обосновал необходимость восстановления в России царской самодержавной власти, поскольку только данная власть "есть Богоустановленное учреждение и как таковое является идеальным".
Много внимания уделял владыка Серафим проповеднической деятельности. В проповедях он призывает хранить верность матери нашей Православной Церкви, без которой нет спасения, и святоотеческому учению как залогу истинного духовного просвещения и говорит о пагубности ересей и церковного модернизма. Наставляя своих возлюбленных о Христе чад, владыка Серафим призывает их молиться Пресвятой Богородице, ибо "бесы" - эти виновники всех наших несчастий, - никого так не боятся, как Пречистой Девы Марии, как Виновницы воплощения от Нее Спасителя, Истинного Бога. Даже произношение нами Ее имени убийственно для демонов и заставляет их бежать он нас... Пусть Ее имя всегда будет на наших устах, хотя бы в такой краткой молитве: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" В наше время, когда срам для многих людей на земле стал нормой жизни, важно вспомнить предостережение владыки Серафима об опасности блудных грехов: от греха блуда "помрачается наш разум, и он делается способным на всякое заблуждение и, в частности, на еретическое заблуждение в области веры..."
Словно солнечные лучи, проповеди владыки Серафима освещают души читающих, заставляют задуматься о своей грешной жизни.
По воспоминаниям современников, особенно замечательны были проповеди владыки в Прощеное воскресенье, когда многие люди, враждовавшие между собой в течение долгого времени, после призыва владыки со слезами на глазах просили друг у друга прощение.
Владыка Серафим глубоко уважал болгарского святого Иоанна Рыльского Чудотворца, называя его "славой и красотой Болгарской Церкви". В своей проповеди, посвященной тысячелетию его успения, владыка говорит о духовной связи русских и болгар благодаря почитанию в Болгарии и России преподобного Иоанна Рыльского. В знак признательности к всеболгарскому небесному покровителю владыкой Серафимом был написан прекрасный акафист в его честь. Акафист владыки является великолепным образцом церковно-славянского языка XX столетия и сохраняет лучшие языковые традиции древней гимнографической литературы.
Живя в Болгарии, архиепископ Серафим сохранил трепетную любовь к своей родной России. Во время Второй мировой войны он не давал своего благословения русским эмигрантам, жившим в Болгарии, поступать в Русский корпус, добровольческие части которого входили в состав германской армии, дабы не пролилась русская кровь в братоубийственной войне. В годы Второй мировой войны владыка Серафим фактически был в разрыве с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей, так как не был согласен с прогерманской позицией Синода. А в конце войны он официально перешел под юрисдикцию Московской Патриархии и присоединился со всей своей паствой к Русской Православной Церкви. Им же было получено советское гражданство и паспорт под № 1 советского гражданина в Болгарии. Этим благородным поступком он спас русских эмигрантов от репрессий.
Русские православные люди должны помнить великого учителя Церкви XX века. Вечная память русскому патриоту, незабвенному архипастырю Серафиму Соболеву!