На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Мужчина и женщина

Андрей Викторович Борисоглебский

Беседа со священником Свято-Тихоновского прихода г. Тольятти отцом Вячеславом Карауловым.

    …Сейчас весьма распространено такое мнение, что прежде брака нужно пожить половой жизнью, сексуально притереться: подойдет - не подойдет. Церковь это категорически отрицает. Вне брака ни о какой постели речи быть не может. Ведь при подобных отношениях в человеческой психике, происходят невидимые глазу разрушительные процессы, разрушающие саму внутреннюю сущность, саму личность человека
    Наш разговор об отношениях между мужчиной и женщиной отец Вячеслав предварил рассказом: - В "Житиях святых" описывается такой случай. У игуменьи одного женского монастыря была духовная дочь - юная девушка 18 лет: чистая, скромная, невинная. Однажды эта девушка заболела и умерла. И игуменья не без основания полагала, что душа ее духовной дочери попадет в рай. И вот как-то в тонком видении Господь показал ей дальнейшую судьбу воспитанницы. Она увидела девушку, испытывающую страшные мучения в аду. Все лицо ее было черным. Игуменья воскликнула: как же так? А девушка поведала, что хотя она формально и была девственницей, но на самом деле - в душе - предавалась всякому мыслимому и немыслимому разврату. Во время службы она смотрела на мужчин и в уме блудила с ними.
    Обратный пример из классический литературы. В романе Достоевского "Преступление и наказание" описывается история Сони Мармеладовой, которая занималась проституцией. Но она продавала лишь свое тело. То, чем она занималась, было ей противно, мерзостно, и она предавалась этому лишь только ради того, чтобы как-то поддержать свою семью.
    - Я так понимаю, что эти примеры крайние?
    - Это, конечно, крайности, - говорит отец Вячеслав. - И брать пример с Сони Мармеладовой ни в коем случае не нужно. Ведь тело имеет непосредственную связь с душой. Греша телом, Соня переносила этот грех на душу, как бы она сама ни относилась к этому греху. У христиан душа и тело должны находиться в гармонии. И то и другое нужно блюсти в чистоте.
    - Каково же должно быть отношение к собственному телу?
    - Тело - храм Бога Живаго. То есть телом мы представляем храм, в котором должен обитать Дух Святой. Оскверняя тело, мы изгоняем из своего сердца все Божий дары, все высокие чувства и становимся скотообразными.
    - Как Православная Церковь относится к любви между мужчиной и женщиной?
    - В Священном Писании, в книге Бытия, говорится, что Бог сотворил мужчину и женщину и благословил их: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. Во второй главе более конкретно говорится: вначале Бог сотворил Адама, а затем из ребра его жену Еву. А творению Евы предшествовали такие слова: нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника. И, поскольку женщина сотворена из ребра мужа, то можно ее назвать плотью от плоти, кровью от крови, второй половиной человека. Поэтому-то полнота жизненного бытия, полнота счастья возможна в супружестве, когда мужчина и женщина становятся едины. Как сказано в Писании: "Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два плоть едина". Отсюда мы видим, что Бог еще в раю благословил людей на брак, на любовь.
    - Среди многих людей распространено мнение, будто Церковь отрицательно относится к телесной любви..
    - Это - заблуждение. Ведь сказал же Господь: плодитесь и размножайтесь. Просто христианское учение четко проводит иерархию ценностей: телесное должно подчиняться душевному, а душевное - духовному.
    - Как известно, в наше время счастливых союзов очень мало.
    - В нашем русском языке словом "любовь" мы выражаем и любовь к Богу, и любовь к Родине, любовь к матери, любовь к женщине... А вот в греческом языке понятие "любовь" выражают тремя словами, имеющими различное свойство: "агапэ" - любовь духовная, "филио" - любовь душевная, "эрос" - любовь сексуальная. Хорошо, если в супружеской паре присутствуют все эти три любви. При такой гармонии люди могут быть счастливы. Если же произойдет крен в сторону одного из свойств, отвергая другие, то гармония окажется нарушенной. При любви только духовной, простите, дети не рождаются. Но сейчас распространена другая крайность - отношения супругов строятся исключительно на сексе, при котором супруги, не имея мощной эмоциональной (душевной) и духовной подпитки, быстро опустошаются, надоедают друг другу и как следствие расстаются,
    - А возможна ли, по христианскому учению, любовь между мужчиной и женщиной вне брака?
    - Возможна, но только не телесная сторона ее. Именно в совершении таинства венчания освящается слитие духовной и телесной сущности жениха и невесты. Вот говорят что Анна Каренина испытывала любовь к Вронскому. Да не любовь это была, а страсть. Потому что любви во всей ее полноте вне брака быть не может. При сексуальных отношениях, не освященных таинством Церкви, оскверняется самое чистое чувство души, даже если оно и было вначале. Оно притупляется и исчезает. Или разгорается в страсть, как это было с Анной Карениной. Сейчас весьма распространено такое мнение, что прежде брака нужно пожить половой жизнью, сексуально притереться: подойдет - не подойдет. Церковь это категорически отрицает. Вне брака ни о какой постели речи быть не может. Ведь при подобных отношениях в человеческой психике, происходят невидимые глазу разрушительные процессы, разрушающие саму внутреннюю сущность, саму личность человека. Обратите внимание: Церковь до такой степени выделяет важность любви и брака, что даже установила отдельное таинство - таинство венчания (одно из семи священных церковных таинств). К примеру, постриг в монахи является не таинством, а обычным обрядом. Это, кстати, красноречивый ответ тем, кто обвиняет Церковь в излишней аскетичности и мрачности. Только христианство открывает человеку возможность восприятия многоцветья жизни, путь в мир красоты, радости и любви. Ведь по большому счету и Бога можно полюбить только через любовь к ближнему, ибо каждый человек - образ и подобие Божие. Через образ духовное чувство возносится к Первообразу. Как об этом сказано в Священном Писании: как можешь любить Бога, которого не видишь, если не любишь ближнего своего, которого видишь? А кто же может быть ближе и дороже человеку, чем его вторая половина, чем его семья и дети?

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU