На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Валерий Николаевич Ганичев
Со вступительным словом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Россия и вся православная цивилизация, - сказал он, заканчивая выступление, - должны стать одним из центров принятия решений в мире, должны благотворно воздействовать на его настоящее и будущее".
С приветствием к участникам Собора обратился президент Российской Федерации В.В. Путин. "Направленность работы и базовые идеи Собора, - подчеркнул он, - рассматриваю как четкое проявление позиции гражданского общества России".
Во многих выступлениях высказывалась мысль, звучавшая основным тоном всего Собора: нашей стране нужна сильная организация, объединяющая всех, кому дороги Россия и русский народ, независимо от того, к какой вере, нации или политической партии принадлежит человек. И Русский Собор мог бы выполнить такую роль.
Сегодня гость "Русского Дома" Валерий Николаевич Ганичев, председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного русского народного Собора.
- Валерий Николаевич, прошел очередной, шестой Собор, что дальше?
- Первые Соборы только нащупывали возможность произнести слово о русском народе. Они встретили или глухое сопротивление, или прямые ярлыки были навешаны - шовинисты, националисты, красно-коричневые. И вот, начиная с третьего Собора, когда он превратился во Всероссийскую трибуну, когда Собор возглавил Святейший Патриарх, мы можем сказать, что там собираются глубоко национальные, ответственные, серьезные силы под водительством Православной Церкви. В преддверии XXI века было два Собора: "Россия. Русские на пороге XXI века" и "Вера, народ, знание 2000-летия христианства". И вот XXI век наступил. Где, на каком пересечении находится сейчас Россия, какое ей отводится место, какое она сама себе выбирает место? Этому, собственно, и был посвящен Собор. На первый взгляд, вроде бы и академическое название: "Вера и цивилизация. Диалог эпох", на самом-то деле - это важнейшее состояние, в котором находится русский народ. Он проходил в Храме Христа Спасителя. В том храме, который восстановил народ.
Мы многое пережили. Россия имела и Чечню, и Афганистан. Она соединяла людей разной веры и национальностей. Вот чего никогда не было в России, так это войн на религиозной основе. Россия соединила народы различного менталитета и этому, собственно, был посвящен столь широкий форум. Он имеет новое качество.
- Валерий Николаевич, скажите, почему все-таки много разговоров шло об 11 сентября? Вот, мол, великая трагедия произошла, после этого мир изменился. Да разве после 11 сентября изменился мир? Мир изменился в 91-м году. Трагические события 11 сентября - это уже последствия того разрушительного процесса, который начался развалом, разгромом великой державы.
- Я с вами абсолютно согласен. Мир изменился в конце XX века, и Россия ведь всегда была сдерживающей силой в мире, не второй противостоящей силой, а силой баланса, силой гармонии, силой уверенности, силой исторической традиции, и это мы показали, на съезде об этом шел разговор. И возвратиться нужно снова к России, нужно возвратиться снова к себе, и это самое главное. Когда Россия уходит в глубь своей традиции, своей истории, она поднимается в высоту.
- Валерий Николаевич, я знаю, что все Всемирные русские народные Соборы проходят на средства энтузиастов. Этот Собор отличался от предыдущих или нет? Все-таки перед этим проходили такие помпезные мероприятия с участием демократической, политической элиты
- Гражданский Форум - на него государство выделило очень много денег; Конгресс соотечественников, туда тоже были вложены немалые средства. А Всемирный русский народный Собор?
- Мы можем благодарить только Господа Бога за то, что нам удалось собрать полторы тысячи человек из семидесяти земель - от Мурманска и Магадана до Калининграда, из Америки и Туркменистана, и все это было сделано за счет собственных средств, собственной души. На Гражданский форум было выделено, как говорят, полтора миллиона долларов. Мы попросили 20 тысяч долларов. Наши крупнейшие финансовые и промышленные компании не оказали нам никакой помощи, ни "ЛУКОЙЛ", ни "Газпром", ни "РАО ЕЭС", ни другие. Только вот Бабаевская фабрика принесла свои небольшие деньги. И мы были в затруднении, ведь нужно было накормить людей, оплатить гостиницу. Но есть, слава Богу, русские люди. Во второй половине дня подошел человек: - вам не хватает? - Говорим, да, не хватает и почти что нету. - Он говорит, разрешите, я внесу свой вклад. - И он вручил нам 10 тысяч долларов. Мы даже не знаем его имени и отчества. Вот это настоящий русский человек.
- Это дорогого стоит. Но все-таки, Валерий Николаевич, 20 тысяч долларов и полтора миллиона долларов. Разница большая, правильно?
- Громадная.
- И вы хотите сказать, что ни одна крупная финансовая или промышленная компания, использующие народное добро, которое было создано не в последнюю очередь и русским народом, вам не выделили ни копейки?
- К сожалению, мы должны именно это отметить. Они не ощутили, не поняли смысла, значения Русского Собора - соединить людей России. Причем там были все представители, как православия, так и ислама, других традиционных конфессий.
- А может быть, это говорит также и о том, что эти финансовые промышленные компании возглавляют просто нерусские, неправославные люди и им до проблем, бед русского народа, как говорится, до лампочки. Ведь Президент компании "ЛУКОЙЛ" В. Алекперов нашел средства на проведение Всероссийского азербайджанского конгресса.
- Во всяком случае, ясно, что это люди космополитического склада. Они переводят, как мы знаем, миллиарды долларов за границу. Ну не хотите вкладывать деньги в проведение Русского Собора - есть целый ряд программ. Например, по защите национальной школы, по защите русского языка и утверждению его. В эти программы хотя бы вложите свои какие-то рубли или доллары. Нет, и сюда не хотят вкладывать.
- Но большинство из них на трибуне или в президиуме всегда стараются отметиться. И на Соборе я тоже увидел многих людей, которые в обычной жизни ведут себя совсем по-другому и не сочувствуют тем идеям и задачам, которые проводит и решает Всемирный русский народный Собор.
- Действительно, были разные люди. Руководители политических партий, объединений Зюганов, Слиска, там был даже Явлинский, который первый раз появился на Соборе.
- Но там был и президент.
- Президент первый раз был, но главное, и все на это обратили внимание, он отметил большое значение Всемирного русского народного собора, фактически признав его роль, и дух этого Собора. Я думаю, что это очень важно.
- К сожалению, от признания до осуществления всегда дистанция огромного размера. Я обратил внимание, что всегда на соборах таких, конференциях, форумах хорошо говорят - все православные, все патриоты. А вот как дело только доходит до претворения своих слов в жизнь - мы наблюдаем иную картину.
- На Соборе была такая мысль, что наш народ жертвенный, но не надо его приучать приносить себя в жертву по каждому случаю.
Мир в очередной раз повержен в хаос, он корчится, рушится, взрывается, он в очередной раз требует упорядочения. И Россия снова понадобилась миру, как в период татаро-монгольского нашествия на Европу, как в период ее освобождения от тирании Наполеона, как при рассеивании мрака гитлеровского фашизма. Россия и пришла на помощь миру - хотя четко надо помнить исторический урок неблагодарности Европы, о котором говорил еще Пушкин. Достаточно нам легковерия и наивности в отношениях с Западом и Востоком, в поклонении умело выстроенным, так называемым, "научным", политологическим теориям и реформам.
Глубоко уверен, что упорядочение мира придет из России, с ее просторов. Россия страдает и мается за весь мир. Все, что происходит сегодня в мире, уже пройдено, пережито, осмыслено, выстрадано.
К сожалению, опыт России был отвергнут, многие силы были направлены на разрушение Советской России как державы, как СССР.
Определенным силам в Европе, и Америке, и у нас внутри нужно было представить Россию варварской и нецивилизованной страной, с тем чтобы "цивилизовать" ее, уменьшить ее угрожающие (по их воображению) размеры, ослабить ее военную силу, ее самостоятельность. Много написано, в том числе российскими СМИ, о вторичности нашей культуры, ее второстепеннос-ти. Сознательно путая технологии, бытовые достижения, комфорт, они пытаются подменить отечественную культуру заимствованиями, самыми низменными отбросами масскультуры, эрзацами моды, а в основном, потребительством, рекламой, выдаваемой за высоты культуры.
То, что совершает так называемая цивилизация с культурой России, ее нравственностью, можно зачислить в разряд духовного СПИДА (так было с уничтожением культуры ацтеков и инков, цивилизантами-конкистадорами в средние века). На голову наших сограждан под видом цивилизованного просвещения обрушились в книгах, телефильмах, газетах оккультная мистика, убийства, ужасы, грабежи, порнография, насилие. К истинной культуре, литературе это никакого отношения не имеет, но занимает их пространство, выкачивает немалые деньги, создает иллюзию художественного творчества, но главное: опустошает, разлагает, растлевает людей, особенно молодежь, доводит ее до состояния скотства, отучает от честного труда, приучает к подачкам, жестоким развлечениям.
- Собор потребовал от властей прекратить растление молодежи, уберечь народ от духовного распада. Но услышат ли это требование власти?
Ныне, когда положение русских людей вызывает величайшую тревогу, когда 30% из них живут за чертой бедности, когда ежегодно прирост смертности у русских составляет 40%, население уменьшается на 800 тысяч человек, когда в Чечне гибнут русские молодые парни, а кто остается жив, гибнет от духовного паралича, когда русские оказались разделенной нацией, 25 миллионов русских людей оказались за пределами России и многие из них подвергаются притеснениям и загоняются в образовательное и языковое гетто, надо всколыхнуть все силы на защиту наших соотечественников от несправедливости.
Мы думаем, что правозащитное движение в защиту русских людей, наших соотечественников, должно получить новый толчок, и следует внимательно отнестись к Комитету защиты души и прав соотечественников, созданному упокоившимся недавно профессором Эдуардом Володиным и поддержанному писателями России. Надо поддержать начинание о его создании.
Прошли годы, и еще раз стало ясно, что идея возрождения, освобождения, возвышения народа, расцвета России покоится на самостоянии, на духовной независимости, на Вере в Бога. Это и есть наш духовный путь и наша историческая задача.