На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Николай Сергеевич Леонов
фоне вроде бы благостных отношений, начавших складываться между Соединенными Штатами и Россией после трагических событий 11 сентября, когда В.В. Путин оказался чуть ли не первым государственным деятелем, который позвонил в кабинет Президента США, чтобы выразить сочувствие и поддержку, вдруг резким диссонансом прозвучало в начале декабря заявление Джорджа Буша о том, что США выходят из Договора о противоракетной обороне 1972 г., подписанного между США и СССР. Этот шаг заставил содрогнуться не только российскую общественность, но и весь мир, и побудил взглянуть на политику американской администрации более пристальным оком. Было, ей-Богу, неудобно слушать примитивные, несостоятельные аргументы, которые приводил г-н Буш для оправдания своего шага. Он говорил, что этот Договор является пережитком холодной войны, его рудиментом. Какое лукавство! Договор по ПРО был первым шагом в сторону выхода из холодной войны. Следуя древним рыцарским обычаям, оба государства тогда как бы сняли защитные шлемы в знак взаимного доброго расположения и мирных намерений. Мы и теперь снимаем при встрече с друзьями головные уборы, следуя той традиции. СССР и США отказались заковывать свои государства в защитную броню. Их взаимная уязвимость была гарантией от внезапного нанесения ракетно-ядерного удара. Доверие гарантировалось доверием, и эта система безупречно работала на благо мира в течение 30 лет. Только наличие Договора по ПРО сделало возможным переговоры об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений - еще один крупный шаг в сторону от холодной войны к миру. А потом были Договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетной технологии, еще более сцементировавшие международную безопасность. Какой же нарушенной логикой надо обладать, чтобы выдавать Договор по ПРО за продукт холодной войны?
Буш утверждал, что, мол, теперь исчезло даже государство, подписавшее этот Договор, - СССР. Неужто президенту США неизвестно, что Россия с согласия США стала правопреемницей Советского Союза? За Россией сохранилось место постоянного члена Совета Безопасности в ООН, она взяла на себя ответственность за все ядерное оружие бывшего СССР, оказавшееся на территории еще трех постсоветских государств (Украины, Белоруссии, Казахстана) и обеспечила выполнение всех международных соглашений, связанных с этим оружием. Россия, наконец, взяла на себя все долги бывшего СССР, что было с восторгом встречено на Западе и в США. Как же после всего этого говорить, что распад СССР оправдывает выход США из Договора 1972 г.? А дальше Д. Буш повторял затертый аргумент о том, что, дескать, выход из Договора вызван еще и угрозой со стороны стран-изгоев. В эту байку никто в мире давно уже не верит. Опасно иметь дело с политиками такого рода, оперирующими лживыми аргументами.
Будем честными. Россия на многолетних переговорах с американцами по возможной модернизации условий Договора от 1972 г. все время уступала нахрапистому давлению со стороны США, и у экспертов не было сомнения, что за столом переговоров будет найден вариант, который удовлетворит и США, и поможет России спасти свое лицо, но почему-то Буш предпочел нанести нам звонкую пощечину и встать из-за стола переговоров. Это выглядит тем более оскорбительно, что Россия только что поднесла Соединенным Штатам дорогой подарок на "блюдечке с голубой каемочкой" в виде закрытия своего центра радиоэлектронной разведки на Кубе. (Кстати, сами США продолжают удерживать на той же Кубе свою мощную военно-морскую базу в Гуантанамо). Мы дали молчаливое согласие на размещение американских вооруженных сил на базах в Среднеазиатских государствах и только провожаем глазами поездки военного министра США по Закавказью, где он подыскивает места для очередных военных баз в Грузии и Азербайджане. А тем временем Таджикистан выгоняет 201-ю российскую дивизию, заменяя ее на американские войска.
Официальным должностным лицам России приходится делать хорошую мину при плохой игре и мямлить (другого слова не придумаешь), что все это не затрагивает интересы национальной безопасности России. Как бы не так!
В самых широких общественно-политических и военных кругах России действия Вашингтона вызывают совсем иную - полярную реакцию. Возникает вопрос, можно ли верить Соединенным Штатам, выстраивать под них свою внешнеполитическую линию, безоглядно поддерживать все их непредсказуемые шаги в мировой политике, что стало характерным для российского руководства после событий 11 сентября? Куда девались наши совсем недавние утверждения о многополярности, о самостоятельности России в системе геополитических координат, о нашем преимущественном развитии отношений со странами Европы? Ведь независимым наблюдателям всего полгода назад казалось, что Россия обрела свое место в мире, равно приближенное к США, Западной Европе, Китаю, без связывающего ее крена в какую-либо сторону. У нас ни с кем не было конфликтных ситуаций, складывались добрососедские, партнерские отношения, и вдруг на ровном месте такой провал в первый же попавшийся на дороге ухаб в виде трагедии 11 сентября.
Ясно и понятно, что Россия нуждалась в мировой поддержке своей контртеррористической операции в Чечне. Никто в мире не поддерживает ни баскских террористов, ни ольстерских экстремистов, ни корсиканских сепаратистов, ни курдских борцов за права человека, ни пуэрто-риканских сторонников независимости... Единственной мишенью для политического давления была и в большей степени остается Россия, отстаивающая свою территориальную целостность и выступающая за уничтожение гнезда международного терроризма. Организаторами и исполнителями этого давления были США и их союзники по блоку НАТО. Они и сейчас - в самый разгар антитеррористической операции - не скрывают своего желания сохранить Чечню в качестве больной мозоли России, они чуть сбавили накал своей антирусской политики и слегка сократили масштабы своей поддержки чеченских боевиков. И вот за такую малость, абсолютно естественную и необходимую, Россия расплачивается неадекватными стратегическими потерями и уступками.
Посудите сами, закончилась военная часть контртеррористической операции в Афганистане, американские авианосцы ушли на свои базы. А вот заместитель государственного секретаря США по евразийским вопросам (раньше такой должности в госдепе вообще не было) Элизабет Джонс заявила, что "США пришли в Среднюю Азию всерьез и надолго". Теперь ясно, что базы, полученные в Афганистане, Таджикистане, Казахстане, были предназначены вовсе не для борьбы с талибами или поисков Бен Ладена, а совершенно для других, более важных целей. О них проговорился Нурсултан Назарбаев, который 23 декабря 2001 года закончил официальный визит в США. Выходя из Овального кабинета Белого Дома, он сказал, что одним из основных пунктов его договоренностей с Л Бушем стало "закрепление сотрудничества Казахстана и США в вопросах региональной стабильности и безопасности транспортных средств в районе Каспийского моря, по которым казахская нефть и газ экспортируются за границу". Как видите, ни слова о международных террористах. Государственный департамент США сделал заявление о том, что "Казахстан обладает потенциалом в течение следующего десятилетия стать вторым в мире экспортером нефти, одно только Кашаганское месторождение по своим запасам превышает все месторождения США Мы поддерживаем идею экспорта нефти по множественным каналам, в особенности по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан". Вот вам и ответ на вопрос, почему США не собираются уходить из среднеазиатских баз, полученных "под горячую руку" после 11 сентября якобы для борьбы с террористами. И ежу понятно, что такие же базы скоро появятся в Закавказье, на трассе нефтепровода, а политические руководители России будут только чесать "репу" в попытках найти ответ на вопрос: почему члены Договора о коллективной обороне и страны-участницы СНГ "бочком, молчком" превращаются в союзников США, пока Москва тешит себя протокольными "саммитами" глав государств, входящих в СНГ.
США не прекращают попыток и прямого вмешательства во внутренние дела России. 24 декабря в газете "Коммерсант" было опубликовано редкое по беспардонности письмо посла США в Москве А. Вершбоу, который дает прямые указания, как следует российской власти вести себя по отношению к олигархическим "медиа-империям", созданным В. Гусинским и Б. Березовским. Если отбросить всю словесную шелуху, которой посол старается укрыть свою основную мысль, то она выглядит примерно так: "Не троньте журналистский выводок Киселева-Сорокину и К°, ибо это независимые и высокопрофессиональные журналисты, крайне нужные обществу". Кончается письмо прямой угрозой: "Усилия России, направленные на присоединение к клубу демократических стран с рыночной экономикой, увенчаются успехом лишь при условии наличия в стране бдительной и независимой прессы". Вот и приехали! Нам диктуют условия. Невозможно представить, что так мог говорить посол США в Пекине. Как невозможно представить себе свободной деятельности на телевизионном пространстве США такой антигосударственной и антинациональной группы, которая была бы выращена мафиозной личностью, находящейся в федеральном розыске, но продолжающей финансировать свою журналистскую челядь и руководить ею из-за рубежа. Что случилось с нами? Почему мы не можем оторваться от США, как муха от липкой бумаги - смертельной западни? Мы не в силах конфликтовать с ними, да и не зовем к этому, но мы можем оградить себя забором достоинства и суверенной равнозначности и в то же время развивать свои отношения с куда более близкими группами стран в Европе и Азии. Откуда у советских и российских руководителей со времен Хрущева и до наших дней засела мысль о том, что непременно надо равняться на США? Ведь США нигде ни на миллиметр не пошли навстречу интересам России.
Территория США превратилась в убежище российской мафии, вульгарному жулику, бывшему руководителю Всероссийского биржевого банка А. Кононыхину, власти США дают статус "политического беженца", там шуровала банда Козленка из пресловутой "Голден Ада", торговавшей сокровищами Гохрана, через американские банки отмываются сверхгрязные деньги "новых русских", там орудовал уголовный авторитет "Япончик". США и не подумали смягчить долговое бремя России, до сих пор сохраняют все дискриминационные поправки, ограничивающие торговлю. Их спекулянты играли на российских ГКО под видом "инвестиций в Россию", нажили миллионы и бросили нашу страну в пропасть дефолта 1998 г. США создали в России разветвленную "пятую колонну", держащую в руках финансово-экономический нерв страны и ее основные информационные ресурсы, а мы загипнотизированно смотрим на них, как кролик на удава. Мы с упорством тупицы держимся за доллар, хотя вся торговля идет с Европой, перешедшей на "евро". Так и лезут на память некрасовские строчки: "Люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа". Неужто мы потеряли способность адекватно оценивать действия своих партнеров и соответственно выстраивать свои шаги? США по мере разрастания своих имперских аппетитов будут все больше превращаться в единственного ответственного за все конфликты и кровопролития в мире, ненависть к ним будет копиться, пока не выльется во всемирное насилие, кровавые проявления которого мы уже видим. Так стоит ли России идти вслед за этим монстром и безучастно смотреть, как он крушит посуду в соседних лавках и выламывает перегородки нашей собственной квартиры - России?