На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Возрождение легким не бывает

Патриарх

    Ответы Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II на вопросы журнала "Русский Дом".


25 февраля - день Тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II.

    - Ваше Святейшество! Чем был знаменателен доя Русской Православной Церкви первый год наступившего столетия?
    - Прежде всего - продолжилось духовное возрождение, под знаком которого для нас прошли последние годы XX века. По-прежнему открываются храмы и монастыри, церковные школы и благотворительные учреждения, православные средства массовой информации. Упорядочить церковную жизнь, особенно в таких ее областях, как отношения со светским миром, духовничество, помогли определения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, которые в следующем году воплощались в дела.
    Преображаются души людей. С особой ясностью это ощущаю во время поездок по епархиям. Сколько появилось активных, ревностных участников приходской деятельности - не только в Москве, но и в далекой глубинке! А как серьезно наши соотечественники, даже только начинающие свое воцерковление, стали относиться к соблюдению поста! А посмотрите на многократное увеличение числа выпускников православных учебных заведений - не только тех, кто становится священниками, но и будущих учителей, иконописцев, социальных и медицинских работников, практических церковных тружеников! А как много детей приходят в храмы, воскресные школы, православные гимназии и детские сады!
    Никто не ждал, что возрождение будет легким - ведь наша Церковь пережила страшные гонения, раны, которые до сих пор не исцелены. Но все-таки многое уже изменилось к лучшему и верю, что с помощью Божией будет меняться дальше.
    - Для русских путеводная звезда Рождества воссияла более тысячи лет назад. Выбрав Православие, Россия определила свою судьбу.
    - Без веры православной Россия не была бы Россией. Более того, она вряд ли уже существовала бы как самостоятельная сила в мире, как один из центров неповторимой, самобытной восточно-христианской цивилизации. Те, кто сегодня говорят, что нашей стране нужно было выбрать другую религию или конфессию, вольно или невольно солидаризируются с иноземными захватчиками, которые много раз пытались покорить Русь, изменив ее душу и сделав исполнительницей чужой воли. Но Россия по самому характеру и духу своему не может быть покоренной, ведомой, зависимой. То есть, в условиях нынешнего мира - неправославной.
    - У всякой нации свое предназначение. Для русских - оставаться главной опорой Вселенского Православия. Именно эта великая идея созидала державу. Сможем ли мы при нашей духовной немощи выполнить эту задачу? Или времена настолько изменились, что изменилось и наше предназначение?
    - Нельзя оставлять труда, завещанного великими предками. Но не стоит и горделиво, впустую хвалиться своей миссией, своим историческим крестом единственной мощной православной державы. Это именно крест, и нести его нужно со смирением, со вниманием к подвигам других православных наций, к их традициям, устоям, к их роли в созидании всеправославного братства.
    Русские не должны пытаться властвовать над ними. Необходимо другое - предложить им помощь в отстаивании наших общих интересов, нашей веры и культуры перед лицом сложных, неоднозначных мировых процессов. Православным народам - и нашему в том числе - нужно понять, что в одиночку, без самого активного сотрудничества друг с другом, нельзя более сохранить себя. И Россия, Церковь Русская сегодня вновь приобретают силы для того, чтобы, как в былые времена, стать движущей силой единения православного мира.
    - В истории России было много тяжелых и горьких периодов жизни, но по масштабам предательства, цинизма, развращенности и бездуховности последние годы стоят особняком. Все чаще слышишь, что наступили последние времена. На Ваш взгляд, чего больше в таких суждениях - безверия или кликушества? Духовной немощи или активизации сатанинских сил?
    - Действительно, время, в которое мы живем, не случайно именуют лукавым. Большинство людей мира отвернулись от Бога, от Его вечных и неизменных заповедей. Культ земного благополучия заслонил собой истинную веру. Но вспомним, что еще в апостольский век многие говорили о "последнем времени". Мы всегда должны быть готовы к исполнению времен, к крайнему умножению зла и одновременно - ко встрече с Господом. Не случайно Церковь поет: "Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща". Тем, кто пытается "назначить" какую-то дату осуществления апокалиптических пророчеств, всегда напоминаю слова Самого Спасителя: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1, 7). После этих слов любые "вычисления" выглядят дерзостными, говорят о слабости веры и упования на Божию милость. Тем более, что Церковь знает: Господь может отодвинуть или приблизить исполнение времен в зависимости от духовного состояния человечества. И нам, даже видя всю бездну окружающего нас греха, нужно не опускать руки и не отказываться от своей миссии, но ревностно продолжать христианские труды ради преображения мира, "чтобы спасти, по крайней мере, некоторых" (1 Кор. 9,22).
    - Как вы считаете, не приведет ли объявленная война против международного терроризма к обострению отношений между Западом и Востоком, христианством и исламом? Какова должна быть позиция России, которая за свою тысячелетнюю историю научилась жить в мире с мусульманскими народами?
    - Зло террора должно быть остановлено. Наш народ понимает это как никакой другой, ведь мы много пострадали от террористов - вспомним взрывы жилых домов в Москве и других российских городах, захваты и убийства мирных людей на Северном Кавказе. Но нельзя ставить знак равенства между преступниками и целыми народами, а тем более всеми последователями одной из мировых религий.
    Скажу больше: опасность "столкновения цивилизаций" станет реальной как раз в том случае, если кто-то попытается использовать теракты 11 сентября для подавления духовной и мировоззренческой свободы людей и народов. Преступления, совершенные в Америке, должны повлечь справедливое наказание. Нужно сделать все, чтобы они никогда не повторились. Но именно для этого надо, помимо силовой борьбы с терроризмом, сделать более справедливым и многоукладным мировой порядок, добиться того, чтобы ни один народ, в том числе мусульманский, не подвергался внешнему давлению, но его исторический выбор уважался бы всеми, даже если он не соответствует одностороннему западному представлению о "прогрессивности и цивилизованности". То же самое, кстати, нужно сказать и о православных нациях.
    Терроризм стал глобальным явлением. Ни одна страна сейчас не способна противостоять ему в одиночку. Однако Россия может помочь в этом деле не только через использование организационных, разведывательных, гуманитарных и иных подобных возможностей. Нам нужно привлечь на пользу мира весь опыт нашего диалога, сосуществования, взаимодействия с исламом, уважения к его наследию и традициям, к мусульманскому образу жизни. Наверное, если этот опыт будет воспринят Западом, "столкновения цивилизаций" не произойдет.
    - С чем, на Ваш взгляд, связано то, что из всех общественных институтов - Православная Церковь пользуется в народе наибольшим доверием? И в то же время ведется активная, яростная компания по ее дискредитации?
    - Люди возвращаются к вере, к Церкви. Пусть многие из них еще не каждое воскресенье приходят в храм, но все больше наших соотечественников отождествляют себя с отеческой верой. Одно из недавно проведенных независимых социологических исследований показало, что более 73 процентов россиян считают себя православными. Очевидно, именно это кого-то пугает. Похоже, речь идет о тех людях, которые за последние годы провозгласили себя "архитекторами человеческих душ", идейными властителями нации. Сейчас становится все более ясно, что это пустые претензии. Но упомянутые силы готовы бороться хотя бы за сохранение духовного вакуума, дабы когда-нибудь вновь попытаться его заполнить.
    - В средствах массовой информации часто слышатся призывы к объединению религий и конфессий, в частности Православия и католицизма. Возможно ли это? И нужно ли? Как Вы оцениваете действия Папы Римского, его поездки по канонической территории Русской Православной Церкви без получения на то разрешения?
    - Наша Церковь всегда стремилась к восстановлению единства христиан. Но достичь его возможно не через вероучительный компромисс, не через безответственное смешение разных конфессий, а только через всеобщее возвращение к древней вере. Сорок лет назад на такое воссоединение были определенные надежды, но сегодня они поколеблены, во-первых, нарастающим отступлением протестантского мира от вероучительных и нравственных норм исконного христианства, а во-вторых, небратским поведением католиков по отношению к православным.
    В свое время сама Католическая Церковь назвала нас "Церковью-Сестрой", Церковью спасительной и истинной. Из этого следует, что отношения между нами должны были навсегда стать отношениями не конкуренции, а взаимной поддержки. По крайней мере, католикам следовало бы отказаться от практики обращения в свою веру православных христиан. Этого, к сожалению, не произошло, и мы знаем о насильственных действиях униатов на Западной Украине, о прозелитической активности католических миссионеров в России и других странах СНГ. Папа Римский, приезжая в эти страны, недвусмысленно давал понять, что он выступает за расширение структур Католической Церкви там, где верующих католиков весьма и весьма немного, а большинство населения составляют люди, крещенные в Православии или связанные с ним историческими корнями. То есть христианское соработничество уступает место жесткому давлению, попыткам утвердить свое влияние за счет временной слабости Православной Церкви, пережившей разрушительные гонения. Разве так поступают с сестрами?
    - Ваше Святейшество! Чем Вы объясняете раскольническую, по-иному трудно назвать, деятельность Константинопольского Патриарха Варфоломея на канонической территории Русской Православной Церкви?
    - Наверное, тем же самым - желанием использовать историческую трагедию Русской Церкви, подвергшейся чудовищным репрессиям, для расширения своего земного влияния, своей "материальной базы". Подобное поведение не имеет ничего общего с тем духом братства, который должен присутствовать в межправославных отношениях. Недобрую роль играют и политические силы некоторых государств, стремящихся разделить православных граждан, ослабить их связь с Церковью-Матерью. К сожалению, порой Константинопольский Патриархат оказывается заложником действия этих сил. Свое вмешательство Константинополь обычно пытается обосновать заботой о преодолении расколов. Но мы знаем, что они исцеляются только на основе верности святым канонам и веками сложившемуся церковному порядку. Если просто пойти на поводу у чьих-то личных амбиций, если автоматически признать патриархами и епископами самосвятов, если отдать церковный корабль на волю мирских ветров, расколы будут только усугубляться. Надеюсь, Константинопольский Патриархат это понимает.
    - Возможно ли в ближайшее время воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Матерью-Церковью? Или все идет к тому, что она останется русской только по названию?
    - Мы надеемся на начало серьезного диалога с этой Церковью, направленного на преодоление разобщенности русской православной диаспоры. Не думаю, что этот процесс будет быстрым и легким. Очевидно, стоит взаимно пересмотреть некоторые элементы отношения нашей Церкви к Зарубежной и наоборот, подвергнуть серьезному рассмотрению и братскому обсуждению многие аспекты церковной истории России и Зарубежья. Хотелось бы верить, что разделение преодолеется и не будет использовано авантюристически настроенными личностями, постоянно переходящими из юрисдикции в юрисдикцию как в России, так и в диаспоре. Ведь мы и Зарубежная Церковь окормляем духовно единый народ. Дай Бог, чтобы это единство было нами укреплено.
    - Ваши прогнозы относительно мира, России, Русской Церкви в наступившем году?
    - Не буду пытаться ничего предсказывать. Скажу лишь, что надеюсь на мирное и достойное будущее для нашего народа и для всех народов мира. Молюсь об этом. Пусть, по милости Божией, воля людей направится к согласию, созиданию, взаимному уважению, духовному совершенствованию. Тогда Россия и мир проведут новый год во благоденствии.
    - Ваше Святейшество! Что бы вы пожелали читателям "Русского Дома" в новом году?
    - Ангел возвестил миру во святую ночь Рождества: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2,14). Я желаю всем сотрудникам и читателям "Русского Дома" многая лета. Пусть каждый из нас прославит Господа добрыми делами, проповедует Истину Христову, исполняет во всем волю Божию и через это сподобится мира, радости, Его благодати и милости.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU