На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Юрий Борисович Селиванов
На президентских выборах в Приднестровье убедительную победу вновь одержал Игорь Николаевич Смирнов.
К нам приходит очень много вопросов с просьбой рассказать, что происходит в Приднестровье сейчас. Как будут развиваться отношения между Приднестровской Молдавской Республикой и Молдовой?
Приход к власти в Молдове 8 месяцев назад нового президента - им стал коммунист Владимир Воронин - возродил надежды на скорое примирение между Кишиневом и Тирасполем, вконец измотавшими друг друга в ходе многолетнего противостояния. Во всяком случае, приход Воронина во власть именно так был воспринят в Приднестровье.
- Да, я рад, что пришел такой президент Молдовы, который понимает и равенство сторон, и то, что надо решать прежде всего экономический вопрос, - говорит президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Николаевич Смирнов. - Понимает, что надо дать гарантии народу в том, что не придут Друки, Снегуры и все, кто были и опять не устроят кровавую агрессию, которая была, и которую мы испытали в 92-м году.
- Между тем новый молдавский лидер с первых же дней был настроен куда менее примиренчески.
- Если руководители Приднестровья и на этот раз не захотят сойтись с Молдовой, то они себя, так сказать, раскроют, - заявил президент Молдовы Воронин. - И покажут, какие у них намерения не только перед всеми гражданами Приднестровья и Молдовы, но и перед Россией, перед Украиной, перед мировым сообществом, покажут, что они просто не хотят решать этот вопрос.
- Это высказывание тем более интересно, если учесть, что на тот момент Воронин еще не вступал в переговоры с Тирасполем, и у него не было формальных оснований выражать сомнения в их успехе, если, конечно, не предположить, что уже тогда молдавский президент был нацелен не столько на диалог, сколько на конфронтацию. Дальнейшие события это полностью подтвердили. На переговорах Кишинев избрал тактику откровенного диктата, требуя от Тирасполя фактически безоговорочной капитуляции. Параллельно одна за другой стали возникать скандальные ситуации на совместной границе. То президент Молдовы, не поставив в известность власти Тирасполя, пытался совершить вояж по территории Приднестровья, то рота молдавской армии с оружием в руках попыталась перейти границу ПМР на Дубоссарском участке под предлогом участия в мемориальных мероприятиях. А когда и в том и в другом случае провокационным затеям был дан отпор, заявления молдавского лидера стали еще более жесткими.
- Война продолжается, потому что, если не принято решение окончательного урегулирования вопроса, значит, мы пребываем в этом состоянии.
- Дальше - больше. Отказ Приднестровья принять политический ультиматум Воронина и согласиться на роль бесправной молдавской провинции по образцу Гагаузии привел к прекращению переговоров и началу таможенной войны против Тирасполя. Одновременно Приднестровье было подвергнуто беспрецедентной атаке на идеологическом фронте. Молдавские спецслужбы, используя для слива компромата некоторые кишиневские и российские средства массовой информации, обрушили на Приднестровье поток обвинений во всевозможных преступлениях, включая торговлю оружием с международными террористами. Не приводя ни одного конкретного факта, лояльные Кишиневу телеканалы договорились до того, что производимое в Приднестровье вооружение поставляется через территорию Украины в Чечню, Афганистан и другие горячие точки планеты.
- Такие сообщения можно назвать только политической провокацией, - заявляют руководители Приднестровской таможни. - Они не имеют под собой никакой основы, все наши предприятия, которые выпускают специальную технику, работают только по контрактам и договорам с Российской Федерацией. И все поставляется только в Россию. Не было случаев поставки в какое-либо другое государство СНГ или дальнего зарубежья и не может быть.
- Голословность молдавских обвинений возмутила даже Украину, которую фактически обвинили в пособничестве международному терроризму.
- Каналов контрабандного провоза оружия и боеприпасов не выявлено, - заявил А.В. Микрук, начальник отдела по борьбе с контрабандой Одесской таможни, - и, на мой взгляд, их не имеется.
- Впрочем, таможенные и идеологические войны - это, похоже, еще не самые сильные средства в арсенале Владимира Воронина, тем более что ни то, ни другое не срабатывает. Украина отказалась помочь Молдове в экономическом удушении Приднестровья и депортировала молдавских таможенников со своей территории. А психологическая атака на приднестровское население обернулась существенным ростом популярности Игоря Николаевича Смирнова и его команды в канун очередных президентских выборов. И Смирнов одержал убедительную победу. Между тем Воронин заявляет, что с нынешним руководством Тирасполя вести переговоры не будет ни при каких обстоятельствах, и требует его скорейшей замены. Какими способами он будет этого добиваться, можно только догадываться. Однако логика эскалации конфликта подсказывает, что очередные шаги Кишинева могут быть лишь еще более жесткими. Между тем после вывоза из Приднестровья всей тяжелой боевой техники российских войск на берегах Днестра образовался опасный военно-политический вакуум, заполнить который найдется немало желающих. Кстати, молдавские лидеры уже обратились к странам Запада с призывом направить свои войска для участия в миротворческой операции в Приднестровье. Формальным предлогом для такой вооруженной интервенции может стать любая новая провокация на молдавско-приднестровской границе. А опыт организации такого рода спецмероприятий молдавским спецслужбам после известных событий 1992 года не занимать.
Юрий Борисович СЕЛИВАНОВ
Молдова - Приднестровье
"Русский Дом" поздравляет Игоря Николаевича Смирнова с избранием его президентом Приднестровской Молдавской Республики