На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Чечня с надеждой на будущее

Алхазур Русланович Аллероев

    В новом году стабилизация обстановки в Чечне будет определяться тремя основными факторами: активностью проведения антитеррористической операции, процессом политического урегулирования и ходом работ по восстановлению экономики и социальной сферы республики. Однако каждая из этих составляющих имеет свои проблемы.
    Минувший год стал временем, когда практически завершилась фаза открытых боестолкновений федеральных сил с крупными незаконными вооруженными бандформированиями. Небольшие группы отморозков и зарубежных наемников еще скрываются в горно-лесистой местности, занимаясь организацией диверсионно-террористических акций, аккумулированием финансовых средств, переброской оружия и наркотиков, а также разведывательной деятельностью и подготовкой разовых крупных провокаций - вроде тех, что состоялись в середине сентября в Аргуне и Гудермесе. Основная же часть боевиков сумела легализоваться, то есть сбрить бороды, получить паспорта и раствориться среди мирного населения городов и аулов. Днем они обычные чеченские безработные, а ночью устанавливают мины, обстреливают колонны, совершают теракты в отношении представителей местных администраций, сотрудников милиции и духовных авторитетов, сотрудничающих с федеральными властями. Вряд ли эти действия стоит называть партизанской войной, поскольку значительная часть населения, уставшая от десяти лет войны и разрухи, не поддерживает экстремистски настроенных сепаратистов. Но до сих пор жители республики делят людей, взявших в руки оружие, на бандитов и боевиков. Бандиты, уголовники это те, кто ради наживы захватывает заложников, за деньги убивает имамов сельских мечетей, взрывает объекты городской и сельской инфраструктуры. А боевики - простые чеченцы, которые, по представлениям основной части населения, мстят федералам за нанесенные обиды и оскорбления, смерть ближайших родственников. И если к первым отношение скрыто враждебное, то к боевикам жители республики относятся с пониманием и даже сочувствием.
    Избирательной должна быть и тактика федеральных сил. От массовых зачисток они должны перейти к адресным операциям по захвату и нейтрализации конкретных преступников. Стратегическое решение этой задачи началось еще в начале прошлого года с передачей руководства всей антитеррористической операции в Чечне в руки российских спецслужб, и в частности - ФСБ. Способствовать этому должно и недавно начавшееся формирование постоянных отделов внутренних дел в Чеченской Республике, где основная часть сотрудников будет набираться из местного населения. Естественно, каждый кандидат на службу должен проходить тщательную проверку, иначе вооруженные отряды чеченской милиции могут стать пятой колонной сепаратистов. Лучше всего завершить эту работу до весны, пока в горах лежит снег и значительно сократилась боевая активность сепаратистов.
    Но для нормализации жизни в Чечне силовые меры должны органично сочетаться с активными мероприятиями по восстановлению экономической и социальной сферы, созданием рабочих мест и восстановлением жилья. До тех пор, пока население республики не поймет, что лопата и гаечный ключ являются более эффективным средством заработка, нежели автомат и взрывчатка, активное вооруженное сопротивление будет продолжаться. Увы, сегодня средняя зарплата тех, кому посчастливилось найти работу, составляет всего 500 рублей в месяц, и те выплачиваются с большими задержками. Да и процесс восстановления республики идет крайне медленно. За нынешний год объемы работ выполнены лишь наполовину. Третья часть организаций, ответственных за восстановление промышленности и жилья, не только не освоила отпущенные финансовые средства, но даже не приступила к работе. Поэтому из четырех с половиной тысяч индивидуальных домов и квартир отремонтировано всего лишь сто, из семи пунктов временного размещения людей построено только три. Почти остановились работы на объектах муниципального жилья, кое-как функционируют системы тепло- и водоснабжения, много проблем с ремонтом промышленных предприятий. До сих пор в руинах и кучах строительного мусора лежит столица республики город Грозный. Продолжаются воровство сырой нефти и производство низкосортного бензина на кустарных минизаводах, процветают и другие виды незаконного предпринимательства.
    Учитывая, что основная часть населения республики проживает в сельской местности, именно здесь необходимо создавать новые рабочие места. Это не только даст людям реальный заработок, но и в значительной мере позволит решить вопрос продовольственного обеспечения республики, сняв эту заботу с плеч федерального Центра.
    Нынешний год должен стать для Чечни годом социально-экономического развития. В рамках целевой программы восстановления экономики и социальной сферы в 2002 году республике планируется выделить 13,7 млрд рублей, в том числе 6,1 млрд из федерального бюджета. Еще 7 млн евро выделит в качестве гуманитарной помощи Евросоюз. За последние годы республика не получала таких огромных денежных вливаний. И если за распределение евро можно не переживать - Евросоюз обеспечит их адресное использование, - то судьба денег из российского федерального бюджета вызывает некоторые опасения. Тревога по этому поводу увеличилась еще больше в связи с недавним упразднением аппаратов администрации и правительства ЧР и созданием новой управленческой структуры, подчиненной лично Кадырову. Изначально главе чеченской администрации отводилась роль политического лидера. Но ему уже давно не нравилась позиция стороннего наблюдателя при распределении финансовых потоков. Такая проблематичная для Кадырова ситуация не могла тянуться сколь угодно долго. И вот наступила логическая развязка. В связи с этим возникает закономерный вопрос: что будет после кардинального реформирования управленческих структур Чечни?
    В республике это ясно всем, однако мало кто осмеливается высказать вслух крамольные мысли. Но события восстановительного периода после первой чеченской войны, когда разворовывались гигантские суммы, а до населения доходили крохи, помнят многие.
    Что произойдет с поступающими в Чечню деньгами и как распорядится ими новая, подотчетная Кадырову администрация, покажет уже первая половина года. А первые симптомы мздоимства могут проявиться гораздо раньше, когда в Чечне начнется выплата пособий безработному населению, которое составляет в республике примерно 80 процентов. Последняя надежда связывается с работой Счетной палаты, которая должна проконтролировать целевое использование финансовых потоков. И, наконец, последний аспект - проблема политического урегулирования военного конфликта.
    Обнадеживают заявления Президента России по поводу того, что он не намерен еще раз наступать на грабли Хасавюрта. Однако начавшиеся контакты полпреда Президента РФ в Южном федеральном округе Виктора Казанцева с Ахмедом Закаевым, представляющим интересы бывшего президента Ичкерии Аслана Масхадова, пока что не внушают особого оптимизма. Похоже, что сепаратисты избрали свою обычную тактику, суть которой - как минимум приостановить активные действия федеральных сил в Чечне на наиболее сложный для боевиков зимний период, во время которого они смогут отдохнуть, собраться с силами, а с появлением "зеленки" вновь приступить к активным боевым действиям. Оптимальный же для вооруженных сепаратистов результат встреч - выторговать наиболее приемлемые для себя условия, начиная от личной безопасности вплоть до участия в руководящих структурах республики и влияния на складывающуюся в Чечне ситуацию. Кто прав - покажет ближайшее будущее.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU