На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Пауки в банке

Кирилл Александрович Фролов

    Одним из важнейших событий конца ушедшего года можно считать фактический крах авантюры по созданию квазиправославной "украинской поместной церкви", за которой стоял ряд государственных и политических структур Украины. Первая серьезная брешь была пробита во время переговоров делегаций Московского и Константинопольского Патриархатов 28 октября. На них произошел фактический откат в позиции Константинопольского Патриархата в отношении Украины. В позиции Константинопольского Патриархата появились нотки реализма и осознание того факта, что противопоставлять себя Русской Православной Церкви не только нехорошо, неканонично, но и бесполезно. Украина - каноническая территория Московского Патриархата, и это - не предмет для дискуссий. Делегации Московского и Константинопольского Патриархатов, как справедливо отметил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, должны встречаться совсем по другим поводам, например, обсудить вопросы православного миссионерства в Индии, Индонезии и Новой Гвинее. В своем стиле вел себя председатель Госкомитета по делам религий Украины Виктор Бондаренко, который опять начал вмешиваться в церковные дела и требовать отстранения Агафангела от переговоров.
    После окончания переговоров первыми сорвались руководители "киевского патриархата". 6 ноября Филарет (Денисенко) совместно со скандально известным депутатом Павлом Мовчаном провели пресс-конференцию, на которой в беспрецедентно резкой форме обрушились на своих недавних коллег из "украинской автокефальной церкви" (УАПЦ), с которыми еще совсем недавно подписывали протоколы об объединении в "украинскую поместную церковь" и своих бывших покровителей, и лоббистов из комитета по делам религий. Больше всех досталось Кабинету Министров Анатолия Кинаха в полном составе, главе УАПЦ "митрополит)'" Мефодию (Кудрякову) и главе Госкомрелигий Бондаренко, которые "предали идею Единой Поместной Украинской Церкви". Денисенко заявил, что Кудряков "предал дело автокефалии" за шикарную иномарку, подаренную ему депутатом Андреем Деркачем. В ответ Кудряков заявил, что никогда не признавал Филарета (еще месяц назад глава УАПЦ говорил прямо противоположные вещи), никакого Деркача на знает и ничего от него не получал, а другой деятель УАПЦ - Игорь Исиченко - посоветовал Кудрякову подать в суд на Филарета и обвинил Мовчана в распространении на Украине неоязычества. В свою очередь, в самой УАПЦ произошел раскол. Из нее выделилась "украинская апостольская православная церковь" во главе с "митрополитом" Михаилом Дуткевичем, который через СМИ обменялся с Исиченко парой ласковых эпитетов. Такова логика всякого раскола - отделившись от Церкви и духовной жизни в ней, раскольнические сообщества превращаются в обычные политические партии, фракции, толки, согласия. Поэтому совершенно логичным выглядит дальнейшее дробление и противостояние друг другу и украинских раскольнических группировок. Неудивительно, если в ближайшее время появится еще парочка "истинно украинских истинно автокефальных церквей".
    Как уже отмечено выше, Филарет обвинил правительство Украины в том, что оно отказалось от услуг раскольников. Он, в частности, заявил: "Как стало известно, на имя премьер-министра Украины А.К. Кинаха пришла аналитическая записка госсекретаря Кабинета Министров Украины В. Яцубы, где в пунктах плана мероприятий Года Украины в России в религиозной сфере предлагается "работать над дальнейшим разрешением вопроса об автономии УПЦ, в том числе инициировать проведение Архиерейского Собора". В ответ Кабинет Министров заявил, что ничего подобного не было, и что Кабмин проводит в жизнь политику президента по созданию "Единой Поместной Церкви" на Украине. И министры не солгали. Просто, видимо, они сообразили, что с раскольническими группировками, которые дробятся, бесконечно конфликтуют друг с другом, работать невозможно, вмешательство Константинопольского Патриархата только запутает ситуацию, и прибегли к другой тактике - в обмен на дистанцирование от раскольников добиваться от Московского Патриархата предоставления канонической Украинской Православной Церкви статуса "автономной".
    Между тем, УПЦ МП и так имеет достаточно широкую степень самоуправляемости и идея ее дальнейшего обособления не встречает поддержки у миллионов православных верующих Украины. Нет никаких оснований к бурной радости и громким аплодисментам по поводу того, что украинские верхи несколько изменили тактику и сделали "великое благодеяние" - чуть-чуть дистанцировавшись от прямой поддержки раскольнических группировок, что, впрочем, вызвало у их лидеров настоящую истерику. Мы не можем быть удовлетворены, пока на Украине (и не только там) существует политическая философия и практика вмешательства государства в дела Церкви, пока существует целая армия чиновников, которая с помощью манипулирования раскольническими группами и шантажа Православной Церкви обеспечивает себе "нетрудовые доходы", оправдывает существование никому не нужных бюрократических структур, пока существуют беспрецедентные нарушения прав на свободу совести на Украине.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU