На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Молодежная политика в руках невоспитанного чиновника

Андрей Николаевич Савельев

    Велико желание исправить положение общества, в котором безнравственность стала нормой. Властные круги, понявшие, что без какой-то внятно выраженной политики молодое поколение перестает ассоциировать себя с Россией, теряет трудовые мотивы и этические установки, начали искать доктринальное подкрепление для своего государства. После очевидного краха коммунизма и либерализма теперь пытаются использовать Церковь. Более того. Поскольку передать Церкви дела вместе с бюджетными средствами чиновники не хотят, то возникает доктрина "сотрудничества Церкви и государства в деле нравственного воспитания подрастающего поколения". "Специалисты по молодежи" просто стараются перенять кое-что из риторики священнослужителей, доказывая вышестоящему начальству свою нужность и способность "соответствовать".
    В плане растраты поступающих в бюджет средств следовало бы отметить особую роль Госкомитета по делам молодежи, год за годом "осваивающего" выделяемые средства. Напоказ выставляются уникальные образцы детской и молодежной активности, организованные либо близкими к Госкомитету "комсомольцами", либо временно привлеченными энтузиастами. "Витрина" дает возможность бодро отчитаться (и с этим, как показывает практика, у чиновников и впрямь все в порядке), а в действительности те скудные средства, что собирают на молодежную политику государственные институты, расходуются бессмысленно и тратятся лишь на содержание чиновничьего аппарата. Соответственно и привлеченные к "процессу" священники становятся просто манекенами, выставленными в витрине, - для отчета о проделанной работе и аргументации в пользу новых финансовых поступлений.
    Место политических "демонов" заняли существа, лишенные духовного измерения, - чиновники эпохи постмодернизма, не верующие ни в Бога, ни в какую-либо политическую доктрину.
    Нынешнее поведение чиновничества, занимающегося нравственными поучениями, есть выстраивание барьера между молодежью и Церковью. Создается иллюзия, что о нравственности надо просто правильно говорить, не утруждаясь поисками Истины, смысла жизни и т.д. Возникший в 90-е годы порыв к православной вере был блокирован чиновничеством, представившим веру в чисто фольклорном виде.
    Еще недавно "работать с молодежью" означало вводить в строй новые дискотеки и воспитывать рокеров и панков в уважении к Уголовному кодексу. Сегодня самым главным для молодежи считаются рок-концерты и "сексуальное воспитание".
    Важнейшими элементами жизни молодежи является образование, семья и армия. И здесь чиновничество сделало вес, чтобы роль православных императивов свести к минимуму.
    В системе образования появились элементы христианской культуры. Между тем учебники родной истории остаются постными подделками. Русская история мумифицируется, перестает восприниматься как своя. В ней нет духовных метаний, величественной героики - именно того, что более всего волнует молодые сердца. Опресненность нашей истории связана с тем, что ей отказано в праве быть историей русского народа - главного носителя и защитника православной веры. Родная история превратилась в неудобоваримое "нечто".
    Политика в современном мире во многом формирует мировоззрение молодого человека. Но и здесь его преследует чиновничья "заданность". Не так давно проведенная в Государственном университете - Высшей школе экономики конференция "Молодая политика" свелась к часовому заслушиванию словесных упражнений Жириновского. Кроме того, оказалось, что эта конференция организована некоей Потешной партией, которую сформировало из студентов руководство ВШЭ. Реальный поиск политических истин был, таким образом, подменен потешной "политологией".
    Все это происходит на фоне продолжающегося подавления православной общественности, которая вытеснена с университетских кафедр, блокирована в научных кругах (особенно приближенных к власти), отстранена от политической активности. Главное - нет пространства, в котором православная идея могла бы доноситься до молодежи. Просторные помещения, реквизированные в свое время у КПСС, чиновничество заполнило либо новыми управляющими структурами, либо "демократическими" университетами, пропагандирующими западничество и пренебрежение к национальной традиции.
    Государственная политика в отношении семьи также отражает позицию чиновничества как противника православной традиции. Прежде всего самовоспроизводство нации является третьестепенной задачей. Ряд социальных проблем с конца 60-х годов и по сей день решается именно за счет искусственного снижения рождаемости. "Демократические" реформы просто продолжили эту политику в утрированном виде. Пропаганда традиционной семьи исчезает за валом разрешенной властями порнографии и циничной демонстрации всех форм поведенческих извращений, всех форм бесстыдства - вплоть до "голубых" молодежных сериалов на канале "Культура".
    И здесь мы касаемся информационной политики государства, которая прямо направлена против православной культуры. От веры молодого человека отделяет прежде всего телевидение, отданное в руки безнравственных типов. Нынешнее телевидение не есть ни форма образования, ни форма коммуникации. Оно есть форма разврата.
    Если говорить об армии, то для СМИ военная служба является объектом самой интенсивной дискредитации в течение многих лет. Разрушенная до основания система допризывной подготовки молодежи и военных сборов (не лучшая, надо сказать, и в советское время) дополнена чиновничьей доктриной о "профессиональной армии" - то есть об армии наемников. В рамках этой доктрины мужчина перестает быть не только защитником Родины, но и вообще теряет мужские качества, не будучи способным защитить своих близких и собственную честь. "Сокрушать врагов Отечества" становится некому. Вместо Христова воинства воспитываются футбольные фанаты или ценители большого тенниса.
    Православное мировоззрение ясно показывает, что Россия на краю гибели, что подступают "последние времена". Россия погибает не только как государство и вместилище одной из мировых цивилизаций, но и как оплот культурных центров Православия. Чиновничество, напротив, распространяет миф о неистощимом запасе прочности русского народа, которым мы можем продолжать пользоваться, нащупывая перспективную стратегию развития. С одной стороны - тревога и духовная борьба, с другой - имитация поиска социальных технологий и путей новых и новых либеральных реформ.
    Среди условий продуктивной работы государства в области молодежной политики на сегодня мне представляются следующие:
    - Введение целостных курсов православной культуры в ряд обязательных предметов среднего и высшего образования. (Поскольку Россия является исторически страной православной, то все иные, даже традиционные религии, как ислам и буддизм, могут иметь аналогичные возможности лишь факультативно.)
    - Создание сети государственных (светских) высших учебных заведений, патронируемых РПЦ как в части составления учебных программ, так и в кадровых вопросах.
    - Введение нравственной цензуры (разумеется, с пересмотром соответствующей статьи Конституции) и формирование в СМИ наблюдательных советов с участием православного священства и православной общественности.
    - Создание государственно-церковной программы по восстановлению традиционной русской семьи и решению демографических проблем России.
    - Возвращение РПЦ реквизированной у нее в прошлые годы собственности (прежде всего зданий, сооружений и земли) с принятием программы материальной компенсации понесенных потерь. На соответствующей материальной базе могут быть открыты центры православной культуры для молодежи.

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU