На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Спаси нас, Спас

А.Н. Крутов

    И вот ровно через год я снова на Спасе Каменном. "Русский дом" уже рассказывал (№ 12/ 2000) об этом маленьком острове на Кубенском озере, что на Вологодчине. О том, что десяток лет назад поселился здесь отшельником Александр Николаевич Плигин, который ради этого острова оставил свою должность генерального директора Вологодского завода вентиляционных приборов, а также набиравшую обороты частную фирму. А через пять лет, когда стали взрослыми их дети, следом за мужем обживать остров прибыла и супруга, Надежда Николаевна, в миру - преподаватель французского языка. Вместе они не просто живут отшельниками, а восстанавливают один из древнейших на Русском Севере монастырей - Спасо-Каменный, разрушенный в 30-е годы большевиками. Посильную помощь в этом богоугодном деле им оказывают Вологодская епархия и областное управление культуры. На этот раз мне не удалось застать на острове самого "старейшину" - Александра Николаевича Плигина. Он на несколько дней отбыл в Вологду? нужно запастись на зиму продовольствием, а также различным скарбом, необходимыми в зимовье. На острове меня встречали Надежда Александровна, а также два трудника - Михаил и Евгений, которых прислал сюда "на перевоспитание" отец Дионисий из вологодского Прилуцкого монастыря.
    Надежда Александровна рассказывает, что после того, как наш журнал напечатал реквизиты Спаса Каменного, туда было перечислено 5 тысяч рублей. Все пошло на строительные материалы. Конечно, это копейки по сравнению с тем, сколько еще надо сюда вложить. Но огромное спасибо всем добрым людям! А на вологодский адрес Плигиных пришли два письма. В одном содержалась просьба отслужить панихиду по пропавшей без вести дочери, а в другом - просьба рассказать о святом Иоасафе Спасо-Каменском (Спасокубенском) - небесном покровителе отправителя письма. Первое письмо передали в Прилуцкий монастырь, отцу Дионисию, который пообещал отслужить молебен, а не панихиду, так как пропавший человек - еще не факт, что усопший. На второе письмо Надежда Александровна написала большое письмо, где подробно рассказала о своем острове, а также то малое, что она знает о святом Иоасафе.
    Преподобный благоверный князь Андрей, сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича Меньшого, принял постриг в Спасо-Каменном в юношеские годы. Прожив на острове под монашеским именем Иоасаф, он почил в 1453 году в возрасте 23 лет. Его прославление празднуется Святой Церковью 23 сентября (по новому стилю). В 1472 году случился страшный пожар на острове. Выгорело дотла все - чудесные деревянные здания, драгоценные иконы, книги, утварь. Сгорели и святые мощи благоверного князя, лишь фрагменты которых были обретены после пожара монахами. Помещенные в ковчежец, они оставались храниться во вновь отстроенном Спасо-Каменном.
    Монастырь горел еще два раза. После последнего, третьего пожара (1774 год) приказом Синода монастырь был упразднен, а главная святыня острова - мощи преподобного Иоасафа - бьии переданы в вологодский Свято-Духов монастырь. 26 лет Спасо-Каменный находился в запустении. А затем был востребован местным населением, которое обращалось с ходатайством об открытии монастыря в Синод и к Великому князю. И ходатайство было удовлетворено. Всем миром восстанавливали монастырь местные крестьяне, купцы и помещики. А в 1896 году, после более чем столетнего отсутствия, святые мощи преподобного Иоасафа были перенесены в родную обитель. Это происходило в январе, при большом стечении народа. Крестный ход шел от Вологды до Спаса Каменного 80 километров.
    После революции, когда в 1925 году монастырь закрыли, мощи надолго пропали. Потом выяснилось, что хранились они у одной верующей женщины, которая и передала мощи Церкви уже после Великой Отечественной. Сейчас они хранятся в раке, в монастыре в Вологде. Конечно, истинное место для святого Иоасафа здесь, на Спасе Каменном. "Но мощи переносить сюда нельзя до тех пор, пока здесь не будет восстановлен храм и пока не начнутся службы", - поясняет Надежда Александровна.
    - А кто же будет здесь постоянно служить? - интересуюсь я и тут же высказываю свое мнение: - По-моему, кроме Александра Николаевича, некому. Вернее, лучше кандидатуры не найти. Он сам-то не задумывался рукополагаться?
    - Да вроде бы поздновато, - смутилась Надежда Александровна. - Ему уже 55 лет...
    Что ж, бывало, священниками становились и в более позднем возрасте. Ведь главное здесь не годы, а достоинство кандидата и польза Церкви. Раньше вон вообще моложе 30-летнего возраста не рукополагали. А сейчас из-за нехватки кадров на иной приход совсем "зеленых" пастырей посылают... Только вот тогда с неизменной шляпой, с которой Александр Николаевич не расстается, даже когда совершает прыжки с парашютом, придется расстаться.
    - Необязательно, - парирует Надежда Александровна. - К примеру, отец Иоанн Кронштадтский тоже постоянно носил шляпу, в которой он запечатлен на многочисленных фото.
    Святой Иоанн Кронштадтский, кстати, в начале XX столетия тоже посетил Спас Каменный вместе с питерским журналистом. Затем об этой поездке в петербургских изданиях выходили репортажи и очерки.
    За прошедший год восстановительные работы на острове велись медленно. Не хватает ни средств, ни сил, ни рук. Покрыли новую крышу в гостиничном корпусе, где они и живут. Там же идет ремонт келий, оборудованы печки. Возведены строительные леса на колокольню. Очень сложно без электричества, особенно зимой. Сейчас вроде бы утвержден проект подведения к острову ЛЭП. Провода будут тянуть от поселка Устье Кубенское на бетонных столбах, которые установят прямо в воде. По озеру это без малого 10 километров.
    Когда поздней осенью озерная гладь начинает покрываться льдом, добраться до острова практически невозможно. А вот зимой, если нет метели или обильного снегопада, можно добраться по льду даже на автомобиле. А на случай плохой погоды Александр Николаевич смастерил "каракатицу". Изготовил он ее из больших авиационных колес (покрышки от ЯК-40), водопроводных труб (рама) и двигателя от инвалидной коляски. "Каракатица" очень легкая, с прочными колесами, катит по любым сугробам, плавает по воде. Не раз выручала в трудных ситуациях. А особо трудные условия для выживания на острове, конечно, зимой. 2001 год Надежде Александровне пришлось встречать... в автомобиле, "девятке". В канун Нового года выехала она из Вологды, рванула по озеру, да во тьме не заметила, как проехала мимо острова. Пришлось в неведомой стороне останавливать машину и ждать в ней до утра. Когда рассвело, она повернула машину и доехала до острова.
    Та же история приключилась минувшей зимой и с Александром Николаевичем. Только он шел от поселка пешком. Из-за обильного снегопада не заметил остров и прошел стороной. Шел очень долго, пока не добрел до следующего берега. Была уже ночь. И тогда он решил: надо располагаться на ночлег. Нашел сухие камыши, расположился, положил голову на канистру и вдруг увидел в темноте три пары огоньков. Это были волки, горящие волчьи глаза. Пришлось зажечь камыши и отогнать огнем голодных серых хищников. А иначе не выжил бы.
    Люди на остров приезжают часто. Особенно летом. В основном любопытные. Но бывают и доброхоты-одиночки. Поживут, поработают во славу Божию и уедут. Постоянно посещают остров и оказывают всяческую помощь помощник военкома Николай Киселев и режиссер народного театра Альберт Савичев из поселка Устье Кубенское, люди большой души, которые взяли неформальное шефство над островом. Несколько раз приезжали сюда на восстановительные работы ученики и учителя' Усть-Кубенской средней школы. Два года жил здесь паломник из Сибири. Потом уехал, скитался по монастырям Центральной России. Недавно заезжал вновь на Спас. Признался, что лучше монастырей, чем на Русском Севере, он не встречал на всей Руси-матушке. Сейчас он подвизается в Прилуцкой обители. Часто посещает остров и епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Человек, проводящий колоссальную работу по восстановлению епархии, по просвещению нецерковного в общей своей массе населения. И притом, несмотря на свой высокий духовный сан, очень скромный и простой в общении. Так отзываются о своем Владыке островитяне.
    А сколько судеб человеческих прошло через остров, сколько исповедей довелось выслушать Плигиным! Снова и снова они убеждаются в том, что основная масса людей приходит к вере через скорби и страдания. Одних только бывших "новых русских", потерявших из-за своей безбожной жизни родных и близких, не говоря уже о таких вещах, как собственное здоровье и покой, наберется пара десятков. И сколько из них спаслись, обратившись к Богу!
    Приезжал из Франции Андрей Гучков, сын того самого Гучкова, известного деятеля первой дореволюционной Думы. Надежда Александровна признается, что наслаждалась правильностью и чистотой его русской речи. В свою очередь, Гучков был изумлен, когда в ответ услышал от нее правильный французский. Он совсем не ожидал этого в такой глухомани... Столкнулись Плигины и с человеческой подлостью. Однажды на остров приплыл мужчина, очень похожий лицом на актера Садальского. Отрекомендовался как бывший офицер, попросился пожить какое-то время на острове. Добродушные островитяне никому не отказывают. Вот и прожил несколько месяцев этот "офицер" на бесплатных харчах. Потом втихомолку назанимал в окрестных поселках под имя Плигина денег, да и смотался. Пришлось затем Александру Николаевичу расплачиваться за этого проходимца. Сегодня Надежда Александровна уже не представляет своей жизни без этого острова. А ведь было время, когда она была возмущена "отшельничеством" своего мужа. Выставляла чемоданы во время краткосрочного его визита в свою вологодскую квартиру... Нынче же - словно прожила здесь всю жизнь. От благ цивилизации она уже давно отвыкла, а телевизор и задаром не нужен. Здесь есть многое, что гораздо более дорогого стоит. Эти закаты и рассветы, эти иссиня-черные волны, облизывающие каменистый берег, эта скромная маковка в небе и древние развалины монастырских стен, от многовековой намоленности которых веет святостью... И негромкая молитва в деревянной часовенке. Удивительные все же люди, эти Плигины! Именно на таких, как они, и держится земля Русская!
    Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ.
    Остров Спас Каменный,
    Вологодская область
    Для желающих помочь Спасу Каменному сообщаем реквизиты:
    Некоммерческое партнерство "Спас-Камень", ИНН 3525077016/
    кпп 352507701, р/с 40703810312000100008, филиал АК СБ РФ ОАО
    Вологодский банк
    к/с 30101810900000000644
    БИК 041909644,
    ОКО 46068233,
    ОКОНХ 6112563100.


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU