На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Куда уплывают деньги?

Сергей Юрьевич Глазьев

    Каких только лестных эпитетов не удостаивался недавно принятый Государственной Думой федеральный бюджет на 2002 год: и социально ориентированный, и ориентированный на экономический рост, и стратегически направленный на поддержку передовых отраслей промышленности.
    По сути же, в нем зафиксирован главный и единственный приоритет бюджетной политики правительства -удовлетворение претензий кредиторов по обслуживанию и погашению государственного долга, на платежи по которому приходится треть расходов бюджета. Реальные приоритеты бюджетной политики сильно отличаются от приоритетов и целевых показателей социально-экономического развития, как установленных федеральными законами, так и поставленных в Послании Президента России Федеральному Собранию и программных документах правительства. Так, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга, запланированные на 2002 год, составляют 698,8 млрд руб., в то время как расходы на воспроизводство человеческого потенциала и расходы на воспроизводство научного потенциала нации -268,9 млрд руб. и 30,3 млрд руб. соответственно. Таким образом, приоритетность первых в 2,3 раза выше приоритетности вторых и в 23 раза выше приоритетности третьих.
    Реализуемый правительством подход к планированию бюджетной политики делает невозможным не только целенаправленное использование бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики государства, но и финансирование минимально необходимых расходов для выполнения установленных законодательством государственных функций. Предлагается приостановить на весь 2002 год действие законодательных актов Российской Федерации, определяющих нормативы финансирования социальных расходов.
    В частности, не выполняются установленные законодательством целевые нормативы финансирования обязательств государства в сфере образования и здравоохранения, не предусматриваются реальные меры по прекращению деградации социальной сферы в целом. Так, Федеральным законом "Об образовании" государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода (в соответствии с консолидированным бюджетом на 2002 год - около 4% национального дохода). Федеральным законом "Основы законодательства о культуре" предусматривается, что на культуру ежегодно направляется не менее 2% расходов федерального бюджета (в соответствии с бюджетом на 2002 год - 0,52%).
    Крайне недостаточны предусмотренные в бюджете ассигнования на науку. Учитывая рост цен и отмену для науки налоговых льгот, 30,3 млрд руб., выделенные по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", не позволят сохранить в 2002 году для научных коллективов объем реального финансирования даже на уровне прошлого года. Не планируется индексировать ни надбавки за ученую степень, ни стипендии аспирантам и стажерам. В результате реальная индексация оплаты труда в науке составит 20%. Эта свидетельствует о том, что правительство не собирается решать самую большую для отечественной науки задачу - привлечения и закрепления специалистов.
    Хотя в числе главных целей политики правительства декларируется "преодоление послекризисного спада уровня жизни", в бюджете не предусматривается выполнение нормативов финансирования социальной сферы. Единственный позитивный момент в данной области - повышение тарифных ставок бюджетникам в 2002 году в среднем в 1,89 раза. Но, по сути, это означает повышение не более чем на 40%. При этом в большей части регионов в силу дотационности их бюджетов не удастся обеспечить даже такого повышения заработной платы бюджетникам.
    Еще хуже с объявленным правительством повышением оплаты труда обстоят дела в правоохранительных органах. Вследствие ликвидации социальных льгот военнослужащим и работникам правоохранительных органов их реальные доходы, несмотря на планируемую правительством индексацию зарплаты, не только не увеличатся, но для многих категорий личного состава даже уменьшатся.
    Голословными и не соответствующими реальным направлениям бюджетной политики являются декларации правительства о необходимости модернизации экономики. В действительности ни в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год, ни в бюджете не заложены реальные меры по достижению этой цели. Напротив, вопреки требованиям действующего законодательства в бюджет не включен Бюджет развития, не предусматриваются государственные гарантии, предоставляемые в целях привлечения инвестиций для модернизации и развития экономики, доля расходов на реальный сектор сократилась с 3,8% до 2,8%.
    Инвестиции за счет федерального бюджета составят лишь 0,4% валового внутреннего продукта (ВВП). При сохранении сложившегося уровня инвестиционной активности уже через три года объем основных производственных фондов сократится на четверть, а еще через три года - наполовину. Будет закреплена сырьевая специализация нашей экономики с характерной зависимостью от внешнего рынка, низкими темпами роста, деградацией сохраняющегося пока научно-промышленного потенциала и, соответственно, утратой внутренних возможностей для самостоятельного развития. Неуклонно снижается доля расходов по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Произойдет дальнейшее сокращение государственной поддержки сельского хозяйства.
    Прирост валового внутреннего продукта может сократиться с 5,5% в 2001 году до 1,5-2% в наступившем, что, по сути, означает стагнацию экономики, ее втягивание еще в один виток деградации и спада.
    В то же время при проведении активной политики поддержки экономического роста можно рассчитывать на то, что темп прироста ВВП в 2002 году составит не менее 6%. Но для этого должны быть реализованы меры, заложенные в экономической программе народно-патриотических сил.
    Концептуальные предложения Народно-патриотического союза России (НПСР) исходят из того, что бюджет должен выполнять роль важнейшего инструмента государственной социально-экономической политики и быть ориентирован на решение следующих приоритетных задач: - преодоление массовой бедности, безработицы, детской беспризорности, эпидемий социально обусловленных болезней, тенденций деградации человеческого потенциала;
    - обеспечение социальных гарантий на образование, здравоохранение, жилище и другие цели;
    - поддержание высоких темпов экономического роста на основе стимулирования НТП, инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки и модернизации экономики на современной технологической основе;
    -снижение межрегиональной дифференциации уровня жизни населения;
    - повышение минимальной зарплаты работникам бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума;
    - погашение задолженности государства перед населением и предприятиями, включая долги по детским и другим социальным пособиям, восстановлению сбережений граждан, оборонному заказу, перед жилищно-коммунальным хозяйством.
    Имеющийся в стране научно-производственный потенциал позволяет выйти на ежегодный прирост ВВП не менее 6% при условии проведения государством целенаправленной экономической политики, предусматривающей структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, многократное повышение инвестиционной и инновационной активности.
    С учетом нынешнего состояния российского научно-производственного потенциала выйти на устойчивый экономический рост возможно только при условии прироста инвестиций на уровне не ниже 20% в год.
    Концепция предусматривает систему мер государственной экономической политики, включая использование государственных гарантий под привлечение кредитов для финансирования перспективных проектов модернизации экономики, развертывание системы банков развития, реализацию целевых инвестиционных программ структурной перестройки экономики, переориентацию денежной политики на кредитование производственной сферы, прекращение нелегального вывоза капитала. При этом для удержания инфляции в заданных пределах (не более 13%) необходимо кардинально повысить эффективность контроля за ценами на энергоносители, товары и услуги естественных монополий.
    Политика поддержки экономического роста, стимулирования инвестиционной и инновационной активности, а также выполнения социальных обязательств государства требует существенного повышения расходов федерального бюджета.
    Повышение бюджетных доходов может быть достигнуто без увеличения налогов - за счет изъятия в доход бюджета большей части природной ренты, пресечения нелегального вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов по экспортно-импортным операциям, повышения эффективности использования государственного имущества и других контролируемых государством источников.
    В частности, введение налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых, пропорционального объему горной ренты, уже в будущем году могло бы дать не менее 100 млрд руб. Еще 70 млрд руб. может дать увеличение ставок экспортных пошлин на сырьевые товары. Должны быть увеличены неналоговые платежи за пользование невоспроизводимыми и уникальными природными ресурсами путем продажи прав на доступ к ним (включая радиочастоты, земельные участки, морские биоресурсы и т.п.).
    Еще более весомое увеличение бюджетных доходов может дать пресечение нелегального вывоза капитала и работа по возврату ранее вывезенных сумм.
    Если немедленно развернуть соответствующую работу, уже в будущем году можно получить около 300 млрд руб. в доход федерального бюджета.
    Кроме того, возможно увеличение неналоговых доходов на 53 млрд руб. за счет роста доходов от госимущества. На 6 млрд руб. может быть увеличен объем перечисляемой в бюджет прибыли Центрального банка, которая в настоящее время искусственно занижается.
    Еще на 20 млрд. руб. можно ожидать увеличения поступлений налогов на прибыль и налога на добавленную стоимость за счет повышения темпа прироста ВВП с 4,3% до 6,0% при политике поддержки экономического роста, предлагаемой НПСР.
    Концепция НПСР предполагает увеличение критически важных для будущего развития страны бюджетных расходов на 551,5 млрд руб. по сравнению с правительственным вариантом. Концепция НПСР предусматривает также в составе восстанавливаемого бюджета развития на 2002 г. предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов и инвестиций в финансирование приоритетных направлений структурной перестройки и модернизации экономики.
    Возможное и целесообразное увеличение доходов бюджета позволяет обойтись без новых заимствований для обслуживания дефицита бюджета. Нет объективной необходимости в размещении новых государственных обязательств, привлечении кредитов иностранных коммерческих банков, продаже имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Для решения проблемы внешнего долга не обойтись без его реструктуризации со списанием не менее половины суммы или использования схемы "долги в обмен на инвестиции", предусматривающей сохранение выплачиваемых денег внутри страны и использование кредитов Центрального банка.
    НПСР считает необходимым проведение активной и целенаправленной бюджетной политики, ориентированной на решение ключевых проблем социально-экономического развития страны, обеспечение быстрого и устойчивого экономического роста, кардинального повышения уровня жизни населения.
    Голосование же за предложенный правительством бюджет на 2002 год означает, что выбор был сделан не в пользу России и ее народа, а в пользу интересов правящей олигархии и ее иностранных кредиторов.


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU