На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Епископ ДАМАСКИН
Епископ Стародубский Дамаскин
(Цедрик Дмитрий Дмитриевич,
1877-1937) причислен к лику
святых в 2000 году
Буря, наполняющая смущением сердца многих из плывущих через океан жизни на Святом Корабле, не только что разразилась. Океан этот никогда почти не бывал спокоен. Страшные бури вздымались навстречу Кораблю с самых первых дней создания его. Бывали бури такие, что волнами бушующего океана смывались с Корабля многие, по неразумению своему пренебрегшие предоставленными в их распоряжение спасительными средствами. А Корабль, руководимый Создавшим его Кормчим, плывет и плывет вперед к намеченной и вечной цели.
Настоящая буря некоторым кажется особенно свирепой. При этом забывают, что никакая буря не страшна как для самого Корабля, так и для каждого, кто разумно на нем пользуется средствами защиты от бури, коих достаточно на Корабле для всех.
Особенно страшными такие бури кажутся ночью, когда ни Солнца, ни звезд не видно, когда свист ветра, сливаясь с ревом волн, шумом своим заглушает голоса людей, как бы прерывая возможность общения между ними.
Но вот просветлел восток, блеснул луч Солнца - и сразу буря как бы утрачивает свою силу, не кажется уж столь страшной, все успокаиваются, ибо видят в своем распоряжении достаточно средств, чтобы укрыться и от ветра, и от волн, и с благодарностью взирают на восходящее Солнце, которое и осветит их, и обогреет.
Таким бодрящим лучом Солнца являются для нас, плывущих на Корабле Святой Церкви, великие праздники, и особенно Рождество Христово и Пасха, которые, как солнце, периодически обтекают круг нашей жизни.
Ко времени явления Христа языческий мир, достигший вершины своего культурного развития, государственного могущества и создавший себе блестящий сонм божеств, дошел в то же время до высшей степени развращения своей жизни, так что, издеваясь над своими божествами, устами одного своего философа высказал такую мысль: что "только Сам Бог, явившись на землю, мог бы указать людям истинный путь жизни и спасти мир от окончательного разложения".
Как бы в ответ на это воздыхание человечества чудесная звезда приводит мудрецов Востока к Вифлеемской пещере поклониться этому "чаянию языков".
И вот воплотившаяся Любовь Божия, уничижившаяся до вертепа и Голгофы, воскресила умирающее человечество, вдохнула в него благодатные силы, осмыслила для человека цели его земного существования, открыла для него возможность устроения на земле Царства Божия, т.е. царства любви и правды, - учредила Церковь Христову как непрерывный союз человека с его Творцом. И поистине то было Царство Божие, когда "тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими" и для которых "мир и радость о Дусе Святе" были главным содержанием их жизни, так что ни гонения, ни нищета, ни самая смерть не в силах были отклонить их от пути, вырвать их из лона Церкви Христовой...
Противные силы - силы мрака и зла - постоянно вздымали бури против Корабля Церкви, из среды самой Церкви воздвигая врагов истины спасения во Христе. То же видим мы и в наши дни.
Бывали и раньше моменты, когда - как, например, при господстве ариан -православных оставалось в Церкви, может быть, гораздо меньше, чем в наши дни, однако Истина Христова вновь и вновь торжествовала, и ничто не в силах было задержать движение Корабля Церкви вперед, к благодатной цели. То же будет и теперь.
Ныне совершается промыслительный "отсев пшеницы от плевел". Беззакониями и мудрованиями человеческими помрачился в нас Лик Господень, так что и не распознать Евангельского Христа по нашей жизни...
В пылу битвы на всех находит некоторое ослепление. Так и теперь - внимание всех отвлечено в сторону механической культуры, материальных достижений, а пройдет некоторое время, и все, в ком сохранится еще сознание в себе живой души, поймут, что, воздавая "кесарю - кесарево" (т.е. материальное), они необходимо должны воздать и "Божие - Богу", и тогда все, кто захочет быть Человеком (а не только животным), все поищут Христа - Спасителя своего, - и найдут Его только, может быть, после тяжких крахов и горьких разочарований в созданных ими для себя материальных кумирах.
Пока же еще продолжается ночь, бушует буря...
Однако мы явственно слышим сладчайший голос Кормчего нашего Корабля: "Зрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быти... Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам царство..."
В блаженное время живем мы, друга мои, когда так легко можно завоевать себе венец Царствия! Стойко пребудем на Корабле Церкви Христовой, крепко будем держаться ее благодатных установлений - и никакая сатанинская буря нам не страшна.
Томительная ночь продолжается, но рассвет близок. Вот сияет вновь Вифлеемская звезда, призывающая нас поклониться Рожденному в яслях Предвечному Младенцу. Пойдем навстречу ее призывному Свету. В сиянии этого благодатного Света осветится в яслях нашей собственной души "Снизшедый восставить падший образ Свой" - Христос Спас наш, Который в меру веры нашей и смирения исполнит душу нашу мира и благоволения Своего. Тогда рассеются греховные тучи, и в ясном небе души своей мы услышим в сей благодатный праздник Рождества Христова поющих Ангелов и вместе с ними воскликнем хвалебную песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!
Аминь.
Родные мои! Копия письма моего моим детям да послужит моим праздничным приветствием и для вас, так как я знаю, что и ваши сердца болеют тою же скорбью сердца моего, и радости ваши - надежды и моего сердца.
Свет Вифлеемской звезды в праздник Рождества Христова да осветит и ваше обиталище, и гармония ангельского благоволения да исполнит души ваши мира и радости, вызывая созвучие сердец ваших к славословию неизреченного к нам милосердия, Снизшедшего и ныне к нам великими милостями. Радуйтесь и веселитесь, вспоминая и мою к вам любовь во Христе. Мир вам!
Епископ ДАМАСКИН
Рождество Христово, 1935 г.