На главную страницу |
|
Главная страница номера |
Николай Сергеевич Леонов
Редакция журнала дала мне поручение вести своего рода "Амбарную книгу" Президента Путина, подводя накануне Рождества итоги очередного годового этапа президентства. Первый выпуск такой "Амбарной книги" был опубликован в № 12 за 2000 год, и теперь подошло время для следующего баланса. Сижу, перебираю по дневнику и по памяти события 2001 года и роль Президента в них и, ей-ей, какое-то тоскливое чувство наполняет душу. Первый год нового века и нового тысячелетия не получился ярким, обнадеживающим, радостным. Мы заглотили слишком много воздуха в грудь, когда ушел из Кремля Ельцин, чтобы на всю Вселенную крикнуть "Виват! Вперед, Россия!", а теперь огорченно тянем: "Ну-у... только и всего-то!" Что-то похожее мне уже приходилось переживать в 1986-1987 гг., когда на смену многообещающей словесной увертюре Горбачева пришла унылая череда дней и месяцев, наполненных пустозвонством и мелкотравчатой суетней. Как горько вспоминать тогдашнее разочарование! И еще горше думать, как бы не пришлось еще раз испить такую чашу. Но дело ведущего "Амбарную книгу" - не расплескивать эмоции, а попытаться не сбиться в заполнении граф "дебет" и "кредит".
В течение всего года не ахти какими-то скорыми темпами, но шло укрепление федеральной власти. Выразилось это в том, что силовые министерства (Минобороны, МВД, Налоговая полиция и др.) стали возглавлять новые кадры, выбранные и назначенные уже нынешним, а не прежним президентом. Сменилось руководство "Газпрома" - главного денежного мешка России, бюджет которого, по слухам, превышает бюджет российского государства. Бывший топливный "пахан" Черномырдин оказался в Киеве в качестве посла России, непотопляемый Рэм Вяхирев отправлен в отставку, а величайшую газовую империю мира возглавил опять-таки человек Путина - Миллер. Если есть в руках сила и деньги, то можно чувствовать себя значительно комфортнее. А еще лучше, если приобрести собственные средства массовой информации и сокрушить вражеские. В 2001 году российская власть сумела надломить позвоночник главному боевому коню прозападных, антирусских сил - телевизионной компании НТВ. Почитай, весь год шло шумное сражение вокруг НТВ-холдинга, и кончилось оно все-таки победой Кремля. Верный пес Гусинского и Березовского (и всех, кто стоит за ними), Киселев был вынужден покинуть удобные, комфортные, и, казалось, неприступные блиндажи и перебраться на вторую и последнюю линию обороны - на ТВ-6, частное владение Бориса Абрамовича.
Сейчас идет активная подковерная борьба за контроль над некогда популярной 4-й кнопкой и, если впредь НТВ станет лояльной к российской власти, то будет выиграна весьма важная битва.
Президента и Россию можно поздравить с тем, что была успешно доведена до конца операция по подъему "Курска". Это первый случай, когда в нашей стране президентское слово было выполнено от начала до конца. Главное теперь - перестать падать и тонуть, гореть и взрываться. Хорошо, что отстроили город Ленек, сметенный паводком. Хоть дело-то невеликое - построить тысячу квартир для великой державы должно быть плевым делом, но мы натужно, багровея лицом, делали вид, что поворачиваем земную ось. Шойгу явно переусердствовал по части саморекламы.
Безусловно, в плюс Путину следует записать постепенную нормализацию ситуации в Чечне. Для меня важнее знать и видеть, что началось восстановление жилых домов в Грозном, что в республике идут занятия в четырехстах школах, трех вузах, что в 2/3 всех населенных пунктов восстановлено электроснабжение, что, наконец, и День милиции, 10 ноября уже на главной площади Грозного прошел праздник и парад чеченской милиции, все больше и больше заменяющей временные отделы внутренних дел, в которых до сих пор работали командированные из центральных областей России милиционеры. На переговоры с Москвой Масхадов пошел не от хорошей жизни. Сколько бы еще ни пролилось крови, однако ситуация с каждым днем уходит из-под контроля боевиков. А теперь и весь мир смотрит на них другими глазами. Террорист и есть террорист! Будут еще жертвы, но их будет все меньше с каждым годом.
Конечно, нельзя не сказать, что и урожай в этом году собран отменный, рекордный, слава Богу, и рубль удержался на ногах, и рост экономики становится заметным, пусть не потребителям, но хотя бы специалистам по статистике. Вот, пожалуй, и все "достижения". Я не перенапрягся и не вспотел, перечисляя их.
Мы судим о делах с нашей русской, государственнической, православной колокольни, а потому не можем не сокрушаться, что политическая власть в России становится все более и более оторванной от финансово-экономического базиса, а следовательно, и бессильной оказать заметное влияние на судьбу страны. Либеральные советники и кланы в правительстве с силой продавливают идеи полного устранения государства из сферы экономики. Они хотят оставить политической власти только Кремль, а себе взять всю страну. Идея старая, как мир, еще в средние века ростовщики в ермолках знали, что главное - взять под контроль финансы, а уж графы и герцоги, да и сами короли прибегут за кредитами. Да и в России это давно знали: одно дело разорившийся владелец поместья, а другое -процветающий управляющий. Вот эту немудрящую схемку и пытаются вживить в тело нынешней России. Поддавшись на этот прием, президент дал согласие на свободный вывоз капиталов из страны, разрешил господам богатеям открывать счета в иностранных банках на сумму 75 тысяч долларов, снизил налоги на прибыль до минимальных 13%, не морщась, терпит в правительстве всю прежнюю ельцинскую команду, которая обсела главным образом доходные экономические министерства и ведомства. И все это под обещание, что вот-вот, со дня на день хлынет в Россию поток иностранных капиталовложений, а с ним и процветание, и всеобщая благодать. А капиталы почему-то не идут! А если текут, то только в одном направлении - на Запад, по 20-30 млрд в год. Не учитывает, наверное, г-н Президент, что 85% всей российской экономики попали в результате чубайсовской приватизации в руки нерусских людей, этнически и по документам иноземцам, у которых вряд ли появится желание развивать и обустраивать Россию.
Хотя рейтинг Президента Путина по газетным реляциям пока держится высоко, но обольщаться не следует. В 2001 году в прежде однозначно положительном отношении к нему появились первые, но показательные трещины. Если Ельцин, постоянно конфликтовавший с левой Думой, правил указами, то теперь послушное президентское большинство Думы позволяет штамповать законы, чтобы закрепить власть победивших толстосумов. А эти законы больно бьют по интересам большинства населения страны и начинают подтачивать президентский рейтинг. Возьмите жилищно-коммунальную реформу. Собственно, реформы никакой нет, есть только вопрос о повышении платы за жилплощадь, за коммунальные услуги, свет и пр. Вопреки обещаниям В. Путина не снижать унизительно низкий уровень жизни большинства населения эта "реформа" направлена на дальнейшее обнищание людей. Мы давно привыкли отказывать себе в здоровой, калорийной пище, одеваемся в самые дешевые изделия, приобретаемые на окраинных рынках. Но как отказаться от воды, от тепла в зимнюю стужу, от света?
Эта реформа аукнется для Президента потерей миллионов голосов на выборах.
А чем лучше Земельный кодекс? Зачем надо было скоропалительно принимать спорный закон, в котором не было никакой национальной нужды, кроме жгучего зуда нуворишей, трясущихся от нетерпения быстро и по дешевке скупить городские земли. А как погреют руки мэры и мэрские чиновники?!
О Трудовом кодексе и говорить не приходится, он опять разделил общество, вызвал острые дискуссии, потому что грубо ущемляет права наемного работника в пользу работодателя. Для прогресса России нужно социальное перемирие на много лет, нужно единство нации, а правительство упорно действует с позиций силы. Получается, что правы иностранные политологи, изучающие нашу страну, когда говорят, что чиновничество в России - от высших эшелонов до самых низов - ведет себя по отношению к своему народу как оккупационная администрация по отношению к завоеванному населению.
Не успели мы вдоволь наговориться об укреплении вертикали власти, как губернаторы вновь дали о себе знать, что они отнюдь не считают себя разгромленными. Они ставят Президента страны и высшие структуры власти в идиотское положение своим неуемным желанием без конца избираться на занимаемые посты "президентов", "губернаторов" и пр. Все обещания президента о "диктатуре закона" рушатся, когда подходит срок, когда встает вопрос, давать или не давать согласие на очередное переизбрание того или иного регионального царька. Одним - наиболее влиятельным - приходится уступать без возражений (вроде Шаймиева), с другими - спорить, а третьим - отказывать (вроде якутского Николаева). Прискорбно, что Кремль таким образом позорит себя, бесчестит закон и унижает в глазах мира нашу Россию.
Совсем карикатурно-опереточной выглядит у нас борьба с коррупцией, настоящей раковой опухолью, загоняющей страну в гроб. Наша маленькая соседка Финляндия, совсем недавно бывшая провинцией Российской империи, занимает первое место в мире по чистоте госаппарата и деловых структур от коррупции. Мы же карабкаемся в коррупционном дерьме на 82-м месте в мире среди самых отсталых стран Африки, впереди нас - Уганда, позади - Нигерия. И с таким, извините, свиным рылом лезем в калашный ряд, "в сообщество цивилизованных народов". Наши лихоимцы превратили Россию в дурно-пахнущего бомжа. Вспомните дело Павла Бородина, которого за воровство наших с вами денег судят иностранные суды, а он к тому же куражится над попытками привлечь его к ответственности. Нет! Россия не готова пока отдать в химчистку свою репутацию. Наши суды практически оправдали шайку казнокрадов, присвоивших 180 миллионов долларов, изъятых в виде ценностей из Гохрана (дело "Голден Ада"). Ни одно из наиболее крупных дел по обвинению в коррупции не получило развития. Генпрокуратура начала расследование дел в Министерстве путей сообщения, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, в Таможенном комитете, в Комитете по рыболовству, пресса и Государственная Дума изошли криком, требуя расследования в отношении Рушайло и его бывшего помощника генерала Орлова, но вся энергия российской государственной машины уходит в свисток.
Движения нет!
В 2001 году Государственная Дума в шестой (!) раз отклонила проект закона о коррупции. Правые, "яблочники", "медведи" и прочие, кто знает о феномене коррупции не понаслышке, заявили, что законопроект сырой и не годится даже для первого чтения. И в то же время они ни разу за семь последних лет не внесли никакого альтернативного проекта. Во! Какова принципиальность!
Ну хватит, а то боюсь, что графы не хватит для перечисления всего.
Грустновато, что за последние четыре месяца Россия незаметно перестала говорить о многополярном мире и как-то бочком пристроилась в кильватерную колонну к США. Начинали мы 2001 год иначе, с претензий, вполне обоснованных, на свое особое место в мире. Мы были равноудалены и равноблизки со всеми - с Китаем, Европой, Соединенными Штатами. Логических объяснимых причин для резкого крена в сторону США не видно. Может быть, наступающий год даст ответ и на этот вопрос, как и на многие другие, оставшиеся в наследство от прошлого 2001 года.