Александр Викторович ГОЛОВКОВ, полковник медицинской службы запаса
Место, где преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица, было указано ему голосом свыше заранее, когда он шел начинать свои подвиги на Валаам. Самой природой оно отмечено признаками совершенно необычными. Озеро, близ которого это произошло, имеет крестообразную форму. Вода местного источника не только имеет целительную силу, но и сладкий привкус, чего нет ни в одном другом ключе.
Дать этот совет позволяет пройденное. Четвертьвековой опыт работы в госпиталях по всей Руси, соприкосновение с явными чудесами, когда пациент по всем законам медицины должен умереть, но выживает, а другой явно должен выздороветь, но почему-то уходит из этого мира. Попытки объяснить это, изучение эзотерических учений, йоги, буддизма, конфуцианства, дзен-буддизма, даосизма, иудаизма, ознакомление с католической и протестантской точками зрения на эти аномалии привели к разочарованию в этих поисках и постепенному осознанию того, что истина заключена только в Православии. С виду случайная, но на самом деле промыслительная встреча с игуменом Нектарием из села Радонеж, где подрастал наш великий святой, "игумен всея Руси" преподобный Сергий, окончательно вернула заблудшую душу к Богу, представшему ей во всем своем неизъяснимом величии, милосердии и всемогуществе.
Болезнь, по которой по всем земным законам нельзя выздороветь, - наркомания. Она не поддается медикаментозному воздействию, ибо это болезнь воли, а воля - нематериальна. Но она, обещающая, по заключению форума наркологов, стать чумой двадцать первого века, оставляющей от молодого поколения 10 процентов, в свете Евангелия перестает быть загадкой. Эта напасть не что иное, как адаптированный к современным условиям род беснования. Таинство Крещения изгоняет демонов из ребенка, но обычно этим Таинством все и кончается: воцерковления не происходит, Причастие игнорируется. И когда через 10-15 лет бес возвращается в покинутую горницу, он находит ее пустой и чисто выметенной. Тогда он берет с собой более страшного беса, умеющего переламывать добрую волю человека на злую, и его собратий, начальников ВИЧ-инфекции и грозного гепатита С, и поселяется там вместе с ними, уверенный, что теперь их никто потревожить не сумеет. Но для Бога все возможно, правда, с помощью самого человека, если это касается последнего. Тот, в ком засел демон наркомании, должен очень захотеть от него избавиться, а для этого надо осознать весь ужас своего положения, свою обреченность на вечные адские муки. Ведь наркомания - это самоубийство. Только если страх Божий перевесит страх перед "ломкой", у наркомана есть шанс на спасение.
Какое же лекарство может содействовать появлению в душе бедняги страха Божия? В аптеке его не купишь. Оно называется "Северный путь". В рекомендации пройти по нему и состоит совет повидавшего на своем веку множество наркозависимых юношей и девушек врача.
Начало этого пути - уже упомянутое село Радонеж, духоносный игумен Нектарий, собравший вокруг себя много духовных чад. Общение с ним настраивает на серьезность путешествия, отсекает возможность повернуть назад, на что направляет ум больного нечистый. Город Александров, Лукьянова пустынь, где восстанавливается храм, в котором большевики устроили психиатрическую больницу. Хлебосольство иноков, молебен, который служит специально для паломников отец Антоний. Демоны, царствовавшие здесь при психушке, вытеснены святостью храма. Какой наглядный урок для наркоманов! Славный город Переславль-Залесский, благодатный Никитский монастырь, где можно надеть на себя вериги отца нашего Никиты Столпника, сдавив ими своего беса, как клещами. Далее, близ Петровска, чудотворный живоносный крест-распятие, сошедший с неба в 1480 году, в год окончания татаро-монгольского ига. Нерукотворной резной фигурой распятого Христа он производит громадное впечатление: какой ценой мы куплены и как должны блюсти себя! Говорят, один любознательный человек захотел узнать, из какого дерева вырезано распятие, и отщипнул кусочек мизинца Спасителя для анализа. Вскоре он умер от гангрены, начавшейся на его мизинце. Через сорок километров пути поселок Борисоглебский, где подвизался один из величайших русских аскетов Иринарх Затворник, который в раннем детстве сказал матери: "Я буду воевать с демонами" - и сдержал свое слово. Здесь можно приложиться к его веригам, невыносимым для врага рода человеческого. А вот и Ростов-Великий, Спасо-Яковлев монастырь на озере Неро, с недавно обретенными мощами святителя Димитрия Ростовского, автора знаменитых Четьих Миней. Дальше Вологда с ее Софийским собором, затем Тихвин, где можно приложиться к чтимому списку с творениями апостола Луки, Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся ныне в Чикаго. И вот, наконец, Лодейное Поле, Свято-Троицкий монастырь. Это та точка на нашей грешной земле, где в 1507 году во второй раз за все существование человечества Бог открылся избраннику своему в виде Святой Троицы. 30 августа 1533 года святой почил в возрасте 85 лет и был здесь погребен. Во времена воинствующего атеизма его мощи были изъяты на поругание и осмеяние. Из глаз преподобного сочились слезы, и богоборцы вырезали их и залили глазницы гипсом. Недавно мощи св. Александра Свирского были обретены в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга и вернулись на свое место. Счастливец, который приложится к мощам, никогда не забудет этого, и что-то внутри его изменится. Преподобный лежит как живой, и поверхность его тела даже теплая и мягкая и пахнет лесом.
Здесь "Северный путь" заканчивается. Он - не панацея, успех лечения зависит не только от маршрута, но и от усилий самого пациента. Но исцеления после него бывают, они засвидетельствованы, хотя о статистике говорить преждевременно. Пока можно сказать одно: дерзайте, отправляйтесь в дорогу, и Господь вам поможет.
Благодарность за возможность пройти вместе с больными этим путем мы должны выразить дорожностроительной фирме "Мегара", сертификационной фирме "Метроном", Виктору Александровичу Рукавишникову, Алле Александровне Булгаковой, брату Дионисию, брату Александру и брату Николаю. Без их помощи проторить этот удивительный путь мы не смогли бы. Пусть же им теперь идут и другие.