Уважаемая редакция!
С большим трудам удается найти в рознице Ваш удивительный
журнал. Выписывать не позволяют пока финансовые возможности. Однако
с большой радостью прочитываю журнал от корки до корки.
Это одно из тех немногих изданий, где можно прочитать
настоящее, живое русское слово. Большое спасибо.
Я преподаватель истории в обычной общеобразовательной
школе № 82 г. Казани Республики Татарстан (РТ), В школе проработал
уже семь лет, и за этот период в области образования произошли
определенные изменения (именно в образовании РТ), которые вызывают
некоторые сомнения уже у большинства педагогов и родителей учащихся.
Однажды, в один прекрасный день администрация простой общеобразовательной школы получила телефонограмму из районного отдела образования с предписанием составить списки учителей школы, которые ведут уроки на татарском языке. Для справки: уже несколько лет в любой школе РТ есть классы, где воспитание и учение ведутся на татарском языке (О целесообразности подобных нововведений поговорим ниже.) Порой во многих школах в силу ряда причин подобные классы существуют только на бумаге. Нет, классы-то есть. Только обучение на татарском языке проводится лишь в отчетах и документах. В данной школе как раз подобное обучение. Что делать? Администрация школы, как всегда, вышла из затруднительного положения, записав всех учителей с татарской фамилией. Однако возникла неожиданная ситуация: учителя истории были все русские, а вроде как русских, свободно говорящих, а тем более ведущих исторические дисциплины на татарском языке, в РТ днем с огнем не найдешь, и тут задумались. Но потом смело записали учителя с типично русской фамилией. А чтобы из РОО не было никаких вопросов, в скобках указали: учитель - крещенный татарин! С тех пор этот случай всегда вызывает гомерический хохот у учителей республики (самое интересное, что коллеги из российских городов вообще не понимают, о чем речь). Вообще-то уже становится не смешно, и об этом все больше и больше говорят учителя республики. Позвольте прояснить проблему, которая в будущем может ой как аукнуться.
В 90-х годах в РТ была принята целая серия законов о возрождении татарской национальной культуры, языка и т.п. Став государственным, татарский язык на законных основаниях вошел в сетку расписания всех без исключения школ. Конечно же, возрождать утраченное за годы Советской власти, свои национальные корни, традиции - святое дело. Особенно сейчас татарский народ остро нуждается в своей национальной интеллигенции, своих поэтах, художниках, артистах. И прежде всего народ должен знать в совершенстве свой язык. Для того, чтобы заложить основу для этого нужного дела, и были созданы национальные школы, татарские лицеи и гимназии, вузы. В этих учреждениях учащиеся полностью погружены в национальную татарскую атмосферу, что, естественно, существенно помогает обучению и повышает уровень национального сознания. Но дальше дело принимает другой оборот.
Раз в Татарстане два государственных языка - татарский и русский,
то решили, что татарский должны знать все. (А вскоре предполагается
учитывать знание татарского языка при приеме на работу!) В школе
все было сделано просто. Татарский язык появился в расписании
- 6 часов в неделю. Больше, чем русский язык и иностранные языки.
И у родителей появилась еще одна головная боль! Причем как у русских,
так и у татар. Все ходят по соседям, ищут в справочной литературе,
лишь для того, чтобы ребенок мог выполнить домашнее задание. Академический
язык имеет расхождения с разговорным языком. После 10 лет обучения
дети спокойно говорят, читают, составляют тексты на иностранном
языке, а перевести самый простой татарский текст не могут. Причин
здесь много. Одна из них - проблема кадров. Как правило, преподаватели
татарского языка - молодые девушки, заочницы педагогического университета,
которые приехали в Казань из татарской глубинки. Им иногда очень
трудно общаться с русскоязычными детьми, так как не в совершенстве
владеют русским языком, ну и конечно же, у них отсутствует опыт
работы. Проработав 1-2 года в школе, молодые учительницы, как
правило, выходят замуж и уже близко к школе не подходят (если
еще и учесть уровень зарплаты, то уже в школу нормальный человек
в поисках работы вообще не заходит). На моей памяти за семь лет
работы в школе у одного класса сменилось порядка 12-14 преподавателей
татарского языка.
Еще одна проблема - методика преподавания языка. Родители хотят, чтобы дети на бытовом уровне могли говорить на татарском языке, однако для этого необходимо знать правила, которые почему-то детям трудно даются. Возможно, освоение татарского языка русскоязычными детьми происходило бы легче, если бы не искусственное деление по национальному признаку. Это еще одна проблема в Татарстане, пока еще не осознанная и не оглашенная.
В самых обычных детских садах и школах дети комплектуются по национальному признаку. В любом обычном детском саду есть татарская группа, в самой обычной школе в каждой параллели существует татарский класс или класс с воспитанием на татарском языке. При этом вы не найдете ни одного программного документа, в котором бы предписывалось подобное. Любой завуч школы или заведующий детским садом вам объяснит, что вся эта инициатива исходит от родителей и администрация только идет навстречу пожеланиям.
Если взглянуть на класс, где воспитание ведется на татарском языке, то здесь непонятен сам смысл такого рода комплектации детей. Преподавание в этих классах ведется на русском языке, учебники также на русском языке. И получается, что детей собрали в такой класс для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими органами. К чему это иногда приводит, упоминалось вначале. Создается интересная ситуация. Уже с детского сада дети разных национальностей начинают жить и работать порознь. Русские и татарские дети лишены общения друг с другом, они общаются между собой на своем языке, они "варятся" в своей национальной среде и атмосфере. Как результат - отсутствие того детского контакта, который должен быть. Татарские дети привыкают говорить и общаться на татарском языке, у русских же детей это вызывает легкое недоумение. Вот здесь-то и отсутствует то бытовое общение, которое могло бы помочь освоить азы татарского разговорного языка.
Такое положение детей накладывается на сложившееся мнение их родителей. Это касается только русских. Дети от своих родителей узнают, что сегодня с русской фамилией очень трудно сделать карьеру в республике. Не случайно эпиграфом к данной статье приводится разговор с ученицей. Это уже обычное явление. (Правда, в будущем подобное будет отсутствовать по причине отсутствия в республике межнациональных браков.) Да, карьеру в Татарстане можно сделать, если у тебя есть две "вещи" - татарская фамилия и хорошие связи. Как показывает жизнь, первое помогает приобрести второе. И что же должен чувствовать русский молодой человек, который знает, что перспектива у него не самая лучшая, что при одинаковых знаниях и навыках предпочтение будет отдано товарищу с татарской фамилией. Не здесь ли начинаются те капилляры, которые начинают питать русло национализма? И здесь стоит отметить, что не молодые люди в этом виноваты, а та обстановка, которую искусственно создают в республике. Национализм сегодня многолик, он стремится к перевоплощениям: свои эгоистические действия он пытается прикрывать псевдопатриотическими лозунгами, национальными интересами, ценностями. Национальное самосознание и национализм - явления противоположные, антиподы. Национализм только разглагольствует об общественных интересах, преследует же корыстные цели, выступает на самом деле как выразитель узких и эгоистических интересов отдельных социальных групп. В Татарстане явно не прослеживается такая тенденция, но все идет к этому. Пусть скрыто, без острых выпирающих углов. Здесь ведь и кроется опасность еще в том, что в обществе начинают формироваться стереотипы, негативные предубеждения. Человек делит людей на "МЫ" и "ОНИ" уже в силу формирования на уровне чувственного отражения негативного отношения ко всему внешнему, непривычному. А примеры из сферы образования и воспитания, приведенные выше, показывают, что такая установка закладывается уже с детских лет.
Иллюстрацией создавшейся в РТ ситуации могут послужить данные опроса, проведенного автором на улицах Казани. На вопросы ответили 80 человек разных возрастных категорий, разных национальностей и социального положения.
На вопрос: "Придается ли значение в РТ национальности при назначении человека на руководящий пост?" - утвердительно ответили 54 человека (66,5%), отрицательно - 13 (16,25%). Это уже не секрет давно, что почти вся руководящая элита имеет татарскую национальность. В средних и низших эшелонах власти это уже также имеет принципиальное значение.
Еще один интересный штрих. В Татарстане стремительно падает количество браков между людьми разных национальностей. Возможно, это результат возросшего уровня национального самосознания, возможно, что-то другое. На вопрос того же опроса: "Возможно ли осуждение со стороны родителей, родственников молодых людей разных национальностей, которые сочетались законным браком?" - утвердительно ответили 33 (41%), предположили вероятность осуждения еще 28 (36%), а отрицали полностью такую ситуацию 17 (21%).
Надо отдать должное, что народ сам понимает сложившуюся ситуацию. И когда простых прохожих спрашивают: "Будут ли проблемы у человека в республике, если он вырос в среде, где преобладают язык и культура одной национальности?", то большинство - 67 (84%) - из 80 опрошенных предположили возникновение подобных проблем.
Таковы "легкие" штрихи к современному положению в Татарстане. Какой вывод из создавшейся ситуации? Однозначного ответа нет. Вопрос очень щепетильный, сложный. Но решать его необходимо, и как можно быстрее. Ведь, как известно, в России все непредсказуемо. Любой фактор может сыграть решающую роль. Во всяком случае, сколько бы ни говорило руководство Татарстана об отсутствии межнациональной напряженности в регионе, необходимо признать: проблемы есть, пусть и не всегда видимые. И решать их необходимо - без амбиций, без высокопарных слов, потому что растет поколение детей, которые уже слишком остро реагируют на вопрос о принадлежности к той или иной национальности.
г.
Казань, Татарстан