"Есть порок, и весьма распространенный в русском народе, глубоко оскорбительный для Матери Божией, - это сквернословие, матерное или, по Апостолу, гнилое слово. Как гнилой предмет издает смрад, зловоние, заражает ядом своего тления окружающие предметы, так и слово скверное, оскверняя уста, заражает зловонием разврата внимающих ему. Оно топчет, грязнит, оскорбляет священное для каждого слово "мать".
А так как наша первая, лучшая Мать есть Царица Небесная, Святая Дева Мария, которой мы усыновлены Самим Спасителем, милосердно назвавшим нас меньшими братьями Своими, то, следовательно, всякий сквернослов своею смрадною бранью, прежде всего, оскорбляет и хулит Матерь Божию.
Вторая наша мать есть мать земная, родная, родившая нас и воспитавшая.
Сколько болезней и трудов терпит мать для детей своих, сколько беспокойств, ночей бессонных, скорбей сердечных испытывает она, пока ее сын вырастет, в люди выйдет.
Но вот этот-то взлелеянный ею сын не стыдится сквернословить, лить грязь на дорогое имя матери, жестоко оскорбляет тем свою же родную мать... Судите сами, каково бедным матерям слушать безумную брань любимых детей... Подумайте и о том, кому уподобить тех, которые ни во что ставят мать и позорят ее имя.
Но есть у нас и еще мать третья, наша общая мать - сырая земля. При жизни нашей она кормит, поит нас, а по смерти нашей примет в свои темные недра.
Но каково же будет лежать в ней тому, кто не стыдился смрадом своего сквернословия оглашать лицо ее?
Всякий совестливый человек с краской на лице спешит удалиться от сквернослова, избегает встречи с ним. Ангел-Хранитель удаляется от сквернослова, и может ли он, чистый, внимать смрадным речам потерявшего стыд человека? Зато диавол радуется тому гнилью, что сквернословы бессовестно изрыгают из своих уст, он тогда опутывает несчастного сетями злобы и лукавства, глубже увлекает его в порок. Пречистая Матерь Божия отнимает милость и помощь от своих оскорбителей.
Сам Господь правосудный посылает сквернословам бедствия и несчастия. Не напрасно ведь сказано в Слове Божием: "Уст нечестивых раскопается град", - то есть за срамные дела нечестивцев, развращенных людей, бессовестных терпят бедствия целые города.
И это вполне справедливо: если сквернослов свободно изрыгает мерзость, и никто его не останавливает, никто не запрещает, а многие, вместо того, еще внимают ему, поддерживают его своим бесстыдством, то, стало быть, все то общество в той или другой степени заражено ядом разврата; иначе оно бы не терпело среди себя скверных хулителей или бы общими усилиями заградило их нечистые уста.
Вот нередко беспощадный зной палит природу, небо затворяется, не дает дождя, вся растительность вянет, желтеет, печалит наши взоры: это засуха жестоко отражается на благосостоянии тысяч людей. Но кто знает, быть может, за нечестие уст многих Господь затворяет небо и не дает дождя и воздуха, благоприятного произрастанию плодов земных?
В самом деле, что если бы счесть или, так сказать, слить воедино все те скверные слова, что раздаются над обширными полями и лугами русскими в ранний час прекрасного утра, и в полдневный зной страдной поры, и в тихие благоухающие вечера, когда сама природа своею красотою влечет человека не срамословить, а хвалить, благодарить Творца, то, право, из них образовалась бы огромная смрадная туча, могущая заградить от людей и Милость Божию, и Свет Небесный.
Встал сквернослов от сна. Не успел еще умыться, молитвою освятить душу свою, а уж язык его привычно изрыгает брань.
Звонят ли к Литургии или к "Достойно", в приходском храме совершается величайшее Таинство, Дух Святой сходит на Дары, пресуществляя хлеб в Тело, вино в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, но сквернослову нет до того дела, он ругается, мысль о Боге забыл, а брань стала привычкою. Едет сквернослов мимо храма, и вдруг его понесла лошадь. Сейчас же он спешит осыпать невинное животное беспощадною бранью, нисколько не вразумляясь близостью Дома Божия. Находятся ли близ сквернослова невинные девицы, хотя бы его же родные дочери, толпятся ли около малые дети, души которых, как мягкий воск, отпечатлевают в себе все худое и доброе, что в них западает, но он и думать забыл про соблазны, про страшную ответственность за "малых сих"...
Ему нет никакого дела, что его брань оскорбляет невинность, заражает малюток.
За это бесстыдство некоторым в этой еще жизни отливается грязь из уст их: малютки-дети, с колыбели наслушавшись брани от родителей, придя в возраст, не постыдятся отблагодарить их такой же бранью".
Вот почему мы сейчас слышим на улицах нашего города, в транспорте, во всех общественных местах, как наши дети и внуки изощряются, как бы соревнуясь, в излиянии потоков бранных слов в общении друг с другом безо всякого стыда.
По роду своей деятельности мне часто приходилось общаться с людьми, страдавшими неизлечимым недугом. В беседах выяснялось, что они в своей жизни сквернословили. Даже находясь на излечении в больнице, не сразу понимали, что их болезнь - последствие их образа жизни. Разбитые параличом, беспомощные, едва изъясняющиеся, они сквернословили, потоком изливая ругательства в адрес врачей, не могущих их вылечить. Но, узнав причину своей болезни, они каялись у Креста и Евангелия, после чего переносить болезнь им было легче. А если бы это им было раньше известно, то, возможно, подобной беды с ними не произошло.
Приходилось мне присматривать и за детками, которые, словно запуганные зверьки, прижавшись друг к другу, глазами, полными страха и ужаса, смотрели на появившегося домой любимого отца, распоясавшегося, не помнящего себя, ругающего площадной бранью их любимую заботливую мать, не смущаясь присутствием постороннего человека.
Каждый из нас пусть задумается сегодня над своими мыслями и действиями, пока еще не поздно.
Хабаровск