Уважаемый Александр Николаевич!
Всегда с интересом читаю Ваш журнал, особенно передовые
статьи, интервью, статьи С. Г. Кара-Мурзы, на исторические темы.
В то же время, на мой взгляд, в журнале недостаточно освещаются
проблемы экономики, а те материалы, которые публикуются, правильно
освещая сегодняшнее состояние экономики, не показывают выхода
из существующего тупика.
Ведь нельзя же строить экономическую доктрину русского
патриотического движения на лозунге "Все у всех отнять и хорошенько
разделить". И потом, как можно себе представить православную монархию
в стране с социалистическим способом производства?
Предлагаю Вам статью, которая, вероятно, вызовет споры,
но может быть, вместе найдем искомое?
Юрий Шевеликов
"Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". (Мф. 19, 21-24).
Что же имел в виду Иисус Христос под "богатством"? Миллион - это богатство, а пятьсот, двести, сто тысяч - богатство? Вы можете задать вопрос - сто тысяч рублей или долларов? Ответим вопросом на вопрос: а какая разница? Что изменилось, если бы у юноши было небольшое имение? Он оставался богачом в материальном отношении по сравнению с Иисусом Христом и его спутниками.
На наш взгляд, нет сегодня слов, более актуальных для россиян, чем приведенные выше слова Иисуса Христа. В то время, когда государство и средства массовой информации постоянно твердят: обогащайтесь, обогащайтесь, обогащайтесь любыми способами, мы должны уяснить пределы своего материального достатка и средства, возможные для его достижения.
Стремясь к созданию в России истинно православного общества, мы должны дать достойный ответ на тот вызов, который нам бросает сегодняшний день. Соотнести понятия рыночной экономики с заповедями Иисуса Христа. Найти то соотношение личного интереса и общественных потребностей, которое наиболее полно соответствует духу и букве христианства.
Решая эти проблемы, в первую очередь требуется ответить на вопрос, связанный с существованием "плановой" экономики. Может быть, социалистическая экономика, когда все средства производства принадлежат государству, и является тем идеалом, к которому мы должны стремиться? Может быть, сочетание государственной собственности на средства производства в экономике с православием в духовной жизни и приведет к созданию идеального общества?
Заранее хочу предупредить читателя, что не знаю ответа на заданный вопрос и предлагаю совместно попробовать найти так необходимое нам сегодня решение.
Мы все оказались свидетелями того, как рухнула "плановая" экономика Советского Союза и восточноевропейских стран. При каких условиях "плановая" экономика могла бы продолжить свое существование?
Первое, что приходит в голову, - наличие источника неограниченной и бесплатной энергии. Кажется, будь в Советском Союзе такой источник - и он мог бы перекрыть головотяпство, безответственность и коррумпированность управлявших "плановой" экономикой чиновников. Стоп, скажем сами себе, но ведь это же было - огромные запасы нефти и газа, дарованные Господом Богом России как раз и являлись тем неисчерпаемым источником если не бесплатной, то очень дешевой энергии. Но и они не спасли существовавшую систему хозяйствования.
"Плановую" экономику нельзя было спасти. Чем эффективнее работали отдельные производства, тем пышнее расцветали коррупция и безответственность чиновников. И это при том, что халатность могла стоить чиновнику места, а злоупотребление служебным положением зачастую приводило к длительному сроку тюремного заключения.
В 1991 году смирительная рубашка парткомов и горкомов, народного контроля и ОБХСС была сорвана взбесившимся чиновничеством, гнойник коррупции прорвался, и трупный яд воровства и взяточничества распространился на всю страну.
Социалистическая идеология потерпела полное банкротство. Но и сегодня не прекращаются попытки реанимировать идею государственной собственности на средства производства. Защитники этой идеи, как правило, "бывшие" атеисты и интернационалисты, согласны даже отлакировать ее патриотическими лозунгами и обернуть в обертку православия, лишь бы мы на нее снова купились, лишь бы опять заставить общество съесть то, чем оно уже однажды отравилось до полусмерти.
Идеология социализма - это идеология несвободы, что же может быть общего между социализмом и православием, одним из главных постулатов которого является свободная воля человека?
"И познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8, 32). Конечно, в первую очередь говоря о свободе, Иисус Христос говорил о свободе от страха смерти у своих последователей. Но и другие Его слова и в целом христианское учение непредставимы без понятия свободной воли, свободного выбора человека.
Поэтому совершенно прав диакон Андрей Кураев, говоря, что второму пришествию Иисуса Христа будет предшествовать абсолютная несвобода. Единственное, в чем недостаточно точен уважаемый автор, так это в представлении о том, что эта несвобода и явится причиной Конца. Непосредственной причиной прекращения истории будет появление антихриста, которое невозможно без установления планетарного тоталитарного режима - режима абсолютной несвободы.
Третий путь
Как мы уже с вами отмечали, установлению всемирной диктатуры будет предшествовать объединение всех стран и создание единого центра управления планетой. Материальным базисом такого объединения является транснациональная экономика, функционирующая по законам рыночной экономики.
На последних этапах объединения, по мере достижения конечной цели, будут вводиться ограничения на действие рыночных механизмов. Будет ограничена, а впоследствии и полностью отменена конкуренция как на рынке информации, товаров и услуг, так и на рынке труда. Но это проблемы будущих поколений человечества. В ближайшие десятилетия рыночная экономика будет функционировать в полном объеме.
В этих условиях у православных людей есть два выхода. Первый - относиться к системе отношений, определяемых рыночной экономикой, как к чему-то чуждому или даже враждебному, постараться быть в наименьшей степени интегрированными в эти отношения.
Другой путь предусматривает, насколько возможно, полную интеграцию в систему рыночных отношений, с тем чтобы переориентировать рыночные механизмы на служение людям и нашей православной стране.
Не будем скрывать, на сегодняшний день симпатии автора полностью на стороне второго пути. Не замыкаться в себе, не превращаться в секту, а осваивать и ставить себе на службу рыночные отношения, прекрасно осознавая, что и приспешники дьявола, в свою очередь, используют рыночный механизм для достижения своих целей.
Законы экономики даны нам Господом Богом, так же как и законы физики или биологии, почему же мы должны отдавать эту сферу деятельности нашим противникам? Чтобы определить возможность, условия и пределы занятия бизнесом для православного человека, рассмотрим несколько примеров.
Предположим, что предприятие печатает Библии и продает их по себестоимости, то есть без прибыли. Дело это будет безусловно Богоугодным. Во-первых, хозяин предприятия способствует распространению Слова Божьего. Во-вторых, выплачивая налоги с заработанной платы, часть из которых идет в социальные фонды, он помогает нищим и малообеспеченным людям.
Предположим, этот человек решил расширить свое дело. Деньги на расширение производства можно взять только из прибыли. Хозяин предприятия делает надбавку к себестоимости. При этом у него не только появляются деньги на расширение типографии, улучшение условий труда работников, но и увеличиваются отчисления в социальные фонды за счет налога на прибыль.
Произведенные инвестиции позволяют снизить себестоимость выпускаемых книг и соответственно увеличить получаемую прибыль. Часть прибыли стала оставаться у хозяина предприятия в виде его чистого дохода, который он полностью тратит на помощь нуждающимся людям и строительство православного храма. Если кто-то увидит в исследуемом примере противоречие с заповедями Иисуса Христа, пусть первым бросит в меня камень.
Мы бы слукавили, не вспомнив слова Евангелия: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды?
Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6, 25, 26).
Противоречие между этими словами Иисуса Христа и рыночной экономикой кажется неразрешимым. Рыночная экономика - это же и есть забота о том, что есть и что пить. Но, доведя в своей проповеди принцип духовности до абсолюта, показав, в чем состоит идеал человека, верующего в Бога, Иисус Христос, помня о телесной стороне нашей натуры, оставляет возможность верующему человеку участвовать и в материальном производстве.
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам". (Мф. 6,33). Вполне определенно сказано слово "прежде", а не слово "только".
Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что функционирование такой типографии будет делом Богоугодным, так как хозяин предприятия прежде всего стремится к служению Отцу нашему Небесному. Противоположными ему будут два примера. Первый, если бы типография печатала порнографию. Такому бизнесу нет оправданий. Но как быть в том случае, если печатают Библии с целью урвать как можно больше дохода? Ответим, что ставящие на первое место прибыль неизбежно будут печатать порнографию, да и начнут они не с Библий, а сразу с порнографических изданий.
Представим себе современное издательство. Может ли оно выжить без печатания книг по астрологии и порнографии? С точки зрения современной экономики, ему будет крайне сложно. Выживают только те предприятия, в которых эффективность всех составляющих приближается к 100 %. Преднамеренный отказ от какого-либо вида прибыльной деятельности по этическим соображениям ставит предприятия в заведомо невыгодные условия.
Из создавшегося положения видятся два выхода. Первый - поддержка таких предприятий со стороны государства. Второй - более эффективное использование имеющихся возможностей. Сделать так, чтобы нравственность и духовность, перенесенные из личной жизни на производство, способствовали эффективной работе предприятия по сравнению с конкурентами, у которых эти качества отсутствуют.
Мы с вами рассмотрели пример функционирования типографии, издательства в рыночных условиях. Выяснили, что даже в этой сфере материального производства есть возможность верующим людям применить свои силы. Строительство недорогого жилья, производство экологически чистых сельхозпродуктов, десятки, сотни других видов бизнеса открыты для участия в них православного человека.
Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления; Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека". (Мф. 15,11,19,20).
Не может рыночная экономика сама по себе противоречить заповедям Божиим. Ведь по сути дела рыночная экономика всего-навсего механизм, служащий для достижения наибольшей эффективности производства, получения наивысшей прибавочной стоимости. Методы использования этого механизма и цели, на которые направляется получаемая прибыль, полностью зависят от людей, участвующих в производственном процессе, от нас с вами.
Людям, верующим в Бога, живущим по совести, наконец, просто нормальным людям, которым еще предстоит уверовать, необходимо ясное понимание того, что нищета, порнография, преступность не являются следствием внедрения в стране рыночного механизма, как нас пытаются уверить мародеры, ограбившие Россию.
Причиной всех бед является продолжающееся уже более восьми десятилетий всевластие чиновников. И только установление в стране антибюрократической диктатуры позволит положить предел существующему положению вещей.
Ну вот, скажете вы, опять диктатура.
Уничтожение уголовного и чиновничьего рэкета, всемерное развитие рыночного механизма в экономике, православие в духовной жизни народа - этот сплав и есть та самая диктатура закона, о которой все мечтают и которую подразумевает автор, говоря об антибюрократической диктатуре.
Или мы сделаем это, или надо начинать готовиться к празднованию сотой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.