Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№7 2001

Россия на перепутье

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон

 

 Все последнее десятилетие было временем поиска ответов на вопросы: кто мы, чего хотим, каковы наши идеалы?

"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна", - призывал Господь апостолов Своих в Гефсимании (Мф. 26,41). Такое обращение к совести, к душе и сердцу актуально во все времена, но для русского народа сегодня этот призыв важен, как никогда, ибо мы стоим на грани самоуничтожения, а это страшно. Самая большая беда - это даже не падение рождаемости и рост смертности, не многомиллиардные долги и широкомасштабное воровство. Все это можно преодолеть, когда есть к тому воля, питаемая верой. Той верой, которая позволила Достоевскому сказать: русский человек есть православный человек.

Сегодня подавляющее большинство населения России называет себя православным, но понимают ли люди, что это значит... Невозможно быть православным христианином и не приступать к Таинствам церковным, не знать, что такое молитва и покаяние, в Великий пост идти не в храм Божий, а в ресторан, разъезжать по курортам в то время, когда вверенные твоему попечению люди лишены элементарных средств к существованию! А ведь все это и многое другое, худшее, мы видим в нашей сегодняшней жизни.

Десять лет назад Русь освободилась из пленения безбожным коммунизмом. Открываются тысячи православных храмов, сотни монастырей, десятки духовных школ. Но совершилось ли действительно духовное и нравственное возрождение народа и страны? Господь вывел нас из плена, как некогда ветхозаветный Израиль. И так же, как народ богоизбранный, освободившись, русские люди не избежали искушения своеволием, Как будто о нас, сегодняшних, эти строки псалма: "народ Мой не слушал гласа Моего, и не покорялся Мне: потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам" (Пс. 80,12-13).

Пресс воинствующего безбожия уже открыто не давит на людей, зато усилилось искушение материальным стяжательством. Надо признать, что этого искушения наши люди во множестве не выдерживают. 70 лет воинствующего безбожия совершенно изменили отношение русского человека к Богу, Церкви, нравственности, совести. Совершенно вульгарные призывы: "крой, Ванька, Бога нет", "долой стыд и совесть" устойчиво вошли в норму поведения русского человека, в прошлом доброго и богобоязненного. Вот уж действительно построили новый мир, где все стали ничем. Конечно, не так просто происходила деформация народной души. Не говоря уже об открытом терроре, новая власть всеми доступными ей средствами старалась уничтожить даже следы христианской культуры. Поменяли календарь, орфографию, узаконили аборты и гомосексуализм, придумали октябрины вместо Святого Крещения, а вместо христианского погребения - сожжение праха в крематории.

Все святое, доброе, русское, все нравственное и культурное достояние русского народа объявили пережитком прошлого, и вот в результате этого тысячелетняя история русского миробытия ныне забыта и отвергнута, а печальное наследие советских семидесяти лет господствует в умах и сердцах людей. Ненавистники России мечтали об этом в двадцатые годы. Вот характерные вирши некоего В. Александровского:

Русь! Сгнила? Умерла? Подохла?

Что же! Вечная память тебе.

Не жила ты, а только охала

В полутемной и тесной избе.

Костылями скрипела и шаркала,

Губы мазала в копоть икон,

Над просторами вороном каркала,

Берегла вековой, тяжкий сон.

Трудно сказать, чего здесь больше, ненависти или глупости, но настроение и умственный кругозор "строителей светлого будущего" переданы ярко. Конечно, это были пустые надежды большевиков, память о Святой Руси не пропадала никогда, о чем свидетельствует сонм новомучеников и исповедников российских, но вред народному организму был нанесен. "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18, 7). Страшнейшие катаклизмы коллективизации, раскулачивания, расказачивания, войны, кажется, должны были наставить русского человека к покаянию. Понятно, что в 1917 году миллионы поддались искушению вседозволенности, но все последующие события должны же были отрезвить людей. Однако этого не произошло. От многих, в том числе называющих себя христианами, слышишь: дай "колбасу за два двадцать", и нам довольно. Как будто забыли, что даже эта пресловутая колбаса, то есть относительное материальное благополучие, было всегда одно-два десятилетия из восьмидесяти советских лет. Древние римляне требовали "хлеба и зрелищ", выше этого их духовный уровень в дохристианский период не поднимался, но и этот народ преобразился во Свете Христовом. У нас же не видно конца богоотступничеству. Полное безразличие к религии и Богу, нравственности.

Помним ли мы, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4,4). Целая буря страстей поднялась сейчас из-за ИНН. Говорят о вмешательстве в личную жизнь, о бесправии, а ведь не прошло и сорока лет с тех пор, как миллионы русских людей жили в еще большем бесправии. В колхозах не имели паспортов, а значит, свободы передвижения, не имели практически зарплат, пенсий, то есть полностью зависели от председателя или бригадира. Это ли не рабство, это ли не полное противоречие христианскому идеалу мироустройства! Но в этих-то забытых людьми, но не забытых Богом русских селениях жили тогда русские подвижники - истинные праведники и молитвенники за Русь!

Все последнее десятилетие было временем поиска ответов на вопросы: кто мы, чего хотим, каковы наши идеалы? Очевидно, что так происходило, поскольку десятилетие это соединило два эпохальных юбилея - 1000-летие Крещения Руси и 2000-летие Рождества Христова. Русь Православная приняла христианство в 988 году. За прошедшее время - более тысячи лет - она (Русь) видела многое множество милостей Божиих и Царицы Небесной, в уделе Которой живет Русь. Были и суровые наказания от Господа. Раньше народ это понимал и делал правильные выводы. Согрешив, каялся и исправлялся.

В XIII веке оскудело братолюбие в русской земле; в междоусобных брагах братья убивали братьев, и, как вразумление Божие, постигло Русь татарское иго. И Русь опомнилась, принесла Богу плоды покаяния и восстала силой Божией, как чистая пшеница после нечистой бури. Под водительством святого благоверного великого князя Александра Невского победила новых врагов - немцев и шведов, а позже, по молитвам преподобного Сергия и святителя Алексия, поборола и татар в Куликовской битве, обретя свободу.

Так было и в царствование царя Феодора Иоанновича, когда в 1591 году шведы с севера, а татары из Крыма одновременно вторглись в страну. Противник превосходил наши силы, враги уже подошли к Москве, многие думали о бегстве, благочестивый же царь Феодор возложил все упование свое на заступничество Матери Божией, молясь день и ночь перед чудотворной иконой Ее Донской. Заступница усердная рода христианского не оставила русских людей и на этот раз: устрашенные невидимой силою, татары обратились в бегство.

Так было и в годы страшной Смуты конца XVI - начала XVII веков, казалось, разрушившей русское государство. Польские и шведские шайки грабили западные и северные земли, уже считая их своею вотчиною, на юге казаки, вместо того чтобы защищать Отчизну, пытались отложиться на нее, бояре же и знать погрязли в междоусобной борьбе. И вот в это страшное время именно Русская Православная Церковь в лице святого Патриарха Ермогена, а по его мученической кончине - Освященного Собора - приняла на себя ответственность за народ и страну русскую. "Вспомните православные, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатью, святым Крещением, обещались веровать во Святую Единосущную Троицу. И, возложив упование на силу животворящего Креста, Бога ради покажите свой подвиг", - писал в своем послании к русским людям настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. И опомнился народ, вспомнили наши предки о том, что они русские, они православные, соединились в борьбе против врага все сословия, вся Русь постилась и молилась, и Господь даровал мирное житие стране нашей, длившееся триста лет.

Есть еще множество исторических фактов, свидетельствующих о великих милостях Божиих русскому народу. Одно из таких событий, малоизвестное, но отнюдь не малозначительное, произошло у нас на Кавказе в XVIII веке. В Духов день 1774 года многотысячный отряд турок и их союзников подошел к терской станице Наурской и напал на нее. Так сложились обстоятельства, что станичникам не приходилось ждать помощи извне. Положившись на волю Божию, население Наурской, включая женщин и детей, заняло оборону. Начался неравный бой. В самый его разгар станичники увидели, как два всадника на белых конях и в белой одежде - а в тот день праздновалась память святых апостолов Варфоломея и Варнавы - объехали кругом вражеский стан, вселяя в хищников ужас. Противник потерял в этом бою около тысячи человек и, устрашенный, бежал. Вот так, без регулярной армии и установок "Град" оборонялись наши благочестивые предки, и по вере их Вседержитель Господь сохранял и берег их от всякого злого обстояния.

На таком историческом фоне особенно ярко видно современное оскудение веры. Конечно, известно предостережение Господа, что в конце времен может не оказаться веры на земле. Но Спаситель сказал не утвердительно "не окажется веры", но - "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18,8). Мы знаем множество примеров безверия и безбожия, начиная с того непреложного факта, что жители Иерусалима, приветствовавшие в Вербное воскресенье Иисуса Христа как Царя, спустя пять дней кричали Пилату: распни, распни Его. Мы знаем о предательстве Иуды, о поступке апостола Петра. Мы помним и о том, что уже в первой христианской общине оказались люди, которые думали, что можно быть христианином только по имени, не изменившись внутренне, духовно (Анания и Сапфира - Деян. 5,1-10). Был Юлиан отступник и подобные ему. Не каждое сердце оказывается в состоянии вместить благовестие Христово, ибо сказано: "чистые сердцем Бога узрят" (Мф. 5.8).

Мы знаем, что именно эти люди, чистые сердцем, а не отступники и лжецы, определяют жизнь Церкви и мира. Мы знаем, и история это подтверждает, что по неложному обетованию Христову (Мф. 16, 18) Церковь Божия не погибнет до дня Господня, а вот страна может погибнуть, а я не только христианин, но и русский человек, хочу, чтобы страна моя жила и процветала. О Руси моя дума, моя боль. Храмы есть. Пастыри есть, есть богословы и монахи, подвижники и молитвенники, сонм новомучеников молится о нас пред Престолом Царя славы. И Господь отлагает Свой нелицеприятный суд, но что будет, когда не останется на Руси и десяти праведников (Быт. 10)? "Страшно впасть в руки Бога живаго!" (Евр. 10, 31).

Мы русские, мы православные, и Россия жива до тех пор, пока жив в ней идеал Святой Руси. Умрет этот идеал, отступит русский народ от Христа Жизнодавца, и тогда наступит день Гнева Божия. Но "день тот не придет, доколе не придет прежде отступление" (2 Фес. 2,3). "Во всю землю изыде" проповедь христианства, проповедь, не прекращавшаяся ни на день, несмотря на все внешние преграды, а их, этих преград, было и остается немало. Как Господь уподобил Царство Небесное "неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон" (Мф. 13.47-48), так и мы можем уподобить такому неводу Церковь, призывающую к спасению всех. И сегодня, как и тысячу лет назад, Русская Православная Церковь ведет духовную брань за Россию и народ русский. И я верю и надеюсь, что народ наш, по молитвам Матери Церкви, не погибнет, а возвратится ко Христу, как некогда вернулся блудный сын к отцу своему из страны далекой. И сие буди, буди!



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU