Архипастырь Сибири
СодержаниеЧасть IIГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ К СЕБЕГлава IIСКОРБИПАМЯТИ НАШЕГО АРХИПАСТЫРЯ
Завершим эту главу словом, сказанным в память почившего епископа его соработником на ниве Христовой, издателем трудов Владыки и близким к нему человеком протоиереем Борисом Пивоваровым. "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Глас с небес возвестил зрителю спасительных тайн Божиих возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову: Блажени мертвый, умирающий о Господе... ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними (Откр. 14, 13). Почил от своих архипастырских трудов наш Владыка, а мы, совершая блаженную память его, молимся Воскресшему из мертвых Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он, Всещедрый и Всемилостивый, во блаженном успении Владыки нашего подал ему вечный блаженный покой и сотворил ему вечную память. Владыка от юности возлюбил Христа, уподобляясь Преподобному Серафиму Саровскому, имя которого он носил от купели Святого Крещения. И как истинный воин Христа Бога подвизался в жизни временной до самого преставления в вечные обители, уподобляясь Преподобному Сергию Радонежскому, имя которого он носил от монашеского пострижения. Владыка Сергий, живя в этом, кажется, уже насквозь секуляризованном мире, смотрел на все ясным христианским церковным взором, все видел во свете Христовом, и в его глазах всегда отражался отблеск блаженной вечности. А именно это, по свидетельству духовно опытных людей, необходимо хотя бы однажды увидеть человеку, чтобы, вверившись Божию Промыслу, также устремиться в Царствие Небесное. Мало кто знал, что кандидатская диссертация Владыки Сергия, написанная им на кафедре нравственного богословия в Московской Духовной академии, называлась: "Евангельское учение о Царстве Божием: его значение для нравственной жизни христианина". Без всякого преувеличения можно сказать, что Владыка Сергий явился для всех, - и священнослужителей, и всей паствы окормляемой им Новосибирской епархии, - правилом веры и образом кротости, евангельским миротворцем, подлинным миссионером, человеком, искренне преданным своему земному Отечеству, своему народу и вместе с тем до самоотверженности любящим всех живущих в мире Божием людей. Потому что всем без исключения, по-евангельски, он искренне желал спасения вечного. "Память праведного с похвалами", и невозможно перечислить все то святое и доброе, что явил Владыка в своем служении Богу, Церкви Христовой, народу Божию и Родине. Поистине, мы начинаем учиться ценить дары Божий лишь тогда, когда, внезапно осиротев, их утрачиваем... Память Владыки Сергия и ныне и впредь будет с церковными похвалами, а мзда его, по обещанию Христову, много на небесех (Мф. 5, 12). А что же мы? Сегодня невольно вспоминаются мудрые и строгие слова Святителя Филарета, митрополита Московского: "Когда добрые души вземлются, они уносят с собой часть милости Божией, нисходящей на них и чрез них, и оставшимся нам, грешным, более угрожает гнев Божий" (Творения Филарета, митрополита Московского и Коломенского. 1994. С. 338). Но наше положение в духовном смысле не безнадежно, если мы будем не только молиться за Владыку, но и стараться по силам приносить в жертву Богу то, что он всегда приносил: Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), - говорит Псалмопевец. Господь одарил Владыку как Своего избранника многими дарованиями. А он сумел возрастить плоды смирения: и как жил во Христе, так и почил о Господе. И как свидетельство Правды Божией, о которой нам всегда напоминал Владыка, звучат в сердцах наших слова Откровения: Блажени мертвый, умирающие о Господе... ей, глаголет Дух, почиют от трудов своих в Царствии Небесном. Аминь. Протоиерей Борис Пивоваров" [Протоиерей Борис Пивоваров. Памяти нашего Архипастыря // Новосибирский Епархиальный Вестник. 2000. № 11/22 (ноябрь).]
|