Архипастырь Сибири
СодержаниеЧасть IПУТЬ СЛУЖЕНИЯГлава IVАРХИПАСТЫРСКИЙ ТРУДЮБИЛЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ЕПАРХИИ
В приветственном послании к 75-летию Новосибирской епархии Святейший Патриарх Алексий II сказал: "Через многие испытания пришлось пройти верующим этой земли. Революционная стихия разрушения прошла по всей Сибири. В соответствии с планами "безбожной пятилетки" к концу 30-х годов во всей Новосибирской области осталась действующей одна кладбищенская церковь. Но, несмотря на все репрессии и притеснения, православный народ сохранил здесь живую веру. Ныне с надеждой и любовью восстанавливаются порушенные в прошлом святыни, возрождается церковно-приходская жизнь во всем ее многообразии, люди возвращаются к своим духовным истокам. Мы с благодарной признательностью вспоминаем имена Новосибирских архипастырей: ее первого архиерея митрополита Никифора (Асташевского), митрополитов Варфоломея (Городцова), Нестора (Анисимова), архиепископа Павла (Голышева). В трудные времена внес большой вклад в становление духовной жизни епархии и митрополит Гедеон (Докукин). С начала 90-х годов в Сибири стало быстро увеличиваться число приходов, появились первые монастыри, начали открываться духовные учебные заведения и воскресные школы, издаваться церковные газеты и книги. С быстрым ростом числа приходов из огромнейшей Новосибирской епархии одна за другой стали выделяться и образовываться новые епархии Русской Православной Церкви - сначала Красноярская, затем Кемеровская, Алтайская и, наконец, Томская и Абаканская. Но если ранее, когда Новосибирская епархия состояла из двух краев и трех областей, в ней было всего тридцать три прихода, то в настоящее время в одной только Новосибирской епархии насчитывается восемьдесят шесть приходов, из которых более двадцати в самом Новосибирске. Ныне Новосибирск самый крупный промышленный, культурный и научный город Сибири. Отрадно отметить, что в Академгородке Новосибирска, всемирно известном научном центре, где расположен Новосибирский государственный университет и действуют десятки научно-исследовательских институтов, также созданы и живут активной церковной жизнью несколько православных приходов, свидетельствуя о согласии между верой и наукой, воцерковляя научную интеллигенцию" [Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. II. Слова, речи, послания, обращения (1998-2000). Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 236.]. В годы советской власти Новосибирские архиереи (митрополит Нестор, владыки Донат и Гедеон) упорно отстаивали еще остававшиеся в Сибири приходы, хотя это им часто не удавалось. Сталинский режим искал случая, чтобы прекратить проповедь слова Божия под предлогом ветхости храмов, необходимости прокладывания дорог на их территории и тому подобного. В пятидесятые годы в Новосибирске остался только один храм Вознесения, небольшой и деревянный. Отцу Павлу Патрину, тогда еще молодому, власти неоднократно предлагали оставить "поприще мракобесов", как называли коммунисты Святую Церковь. Требовали от священника сложить с себя сан и закрыть последний храм. Выдержать годы испытаний отцу Павлу помогла только его твердая вера и горячая любовь к Богу. Эти качества настоятеля собора и в девяностые годы явились опорой для Владыки Сергия, прибывшего в далекие края и не имевшего там ни друзей, ни наставников в предстоящих делах. Но горячая молитва сослужащих ему - отца Павла, отца Александра Ремерова, отца Иоанна - вселяла всегда в епископа надежду на помощь Божию. И она проявлялась из года в год, постоянно окрыляя Владыку радостным чувством присутствия среди них Господа. Прекрасный Вознесенский собор, в котором довелось служить все пять лет Владыке Сергию, был первым, построенным после времен разорения на месте старого деревянного храма. Владыка Тихон еще до приезда Владыки Сергия открыл в городе и области ряд храмов, воскресных школ, детских православных лагерей и Богословские курсы, переросшие при Владыке Сергии в Институт. Особое внимание Владыка уделял православным школам. Гимназию в Академгородке он посещал при каждом удобном случае. Вдохновенные проповеди и наставления Владыки и духовенства принесли добрые плоды.
Содержание
|